Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:42, реферат

Краткое описание

Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях.

Оглавление

Введение
1. Происхождение и сущность государства
2.Политические институты
3.Основные признаки государства
4.Структура и функции государства
5.Формы государственного правления
6.Формы государственного устройства
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 46.37 Кб (Скачать)

                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Содержание :        

    Введение

1. Происхождение и сущность государства

2.Политические  институты

3.Основные признаки  государства

4.Структура и функции государства

5.Формы государственного правления

6.Формы государственного устройства

   Заключение

   Список используемой литературы 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        

                                              Введение

Темой данной работы является государство, как основной институт политической системы. Признание  государства органом всего общества - характерный мотив любого идеалистического учения о государстве, т.е. учения, исходящего из идеи, а не из эмпирически установленных  фактов.

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется  основное содержание политики. Сам  термин «государство» обычно употребляется  в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.

В современных  развитых государствах, его основными  целями трактуются: сохранение нормальных взаимоотношений между членами  общества, заключающихся в обеспечении  определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности; реализация и сохранение общих для  членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как  свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология. Одним  из фундаментальных принципов, который  может способствовать реализации заявленных целей, является демократия, то есть общественный выбор лиц, обладающих властью и управляющих государственными органами власти. Однако в некоторых странах демократия носит имитационный характер, и существует лишь видимость того, что органы государственной власти служат обществу. На практике, в этих странах правящая группа обеспечивает нужный исход выборов с помощью средств воздействия на массы и манипуляций общественным мнением.

                    1.  Происхождение и сущность государства 

Государство является основным институтом политической системы  общества. Оно организует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов, ассоциаций и контролирует ее. В руках государства  концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом  влиять на все проявления общественной жизни. Око - центральный институт власти в обществе и как таковой сосредотачивает  в руках рычаги, приводящие в движение общественный организм.

С момента появления  первых политических теорий и до сего дня в политологии не прекращаются попытки понять сущность государства, причины и процесс его возникновения, охарактеризовать его функции и  свойства. Многоплановость, многофункциональность  государства объясняют различие в его трактовке, начиная от античных мыслителей до исследователей наших  дней. Для Аристотеля оно - олицетворение  разума, справедливости, общего блага, отражение родовой сущности человека, как "политического животного, стремящегося к совместному сожительству". Напротив, для Т. Гоббса государство  подобно библейскому чудовищу, сеющему  вокруг себя страх и ужас.

Какие обстоятельства вызвали государство к жизни? Политическая наука настойчиво пыталась в прошлом ответить на этот вопрос. Распространены следующие концепции.

Теократическая  теория, в соответствии с которой государство - акт Божьего промысла. Обоснование внеземного происхождения веками поддерживало авторитет правителей, оправдывало их абсолютную власть, предписывало обязательность их решениям.

Патриархальная  концепция трактует государство как большую семью, возникшую в процессе соединения родов в племена, племен в государства. Согласно этой трактовке отношения монарха и подданных соответствуют отношениям отца и членов семьи, задача монарха - забота о подданных, обязанность последних - повиновение.

Теория  завоевания (насилия) объясняет процесс возникновения государства как результат политического действия - завоевания, насилия, внутреннего или внешнего. Следствием победы сильного над слабым, большинства над меньшинством и является государство, становящееся органом управления побежденными.

Все указанные  теории находят подтверждение в  истории цивилизаций. Ни одно из современных  государств не возникло без насилия, без захватов. Каждый клочок земной суши неоднократно переходил из рук  в руки, на смену одним завоевателям приходили другие. Первые государства  облекались в религиозные формы (правления жрецов в Египте), да и  впоследствии религиозная власть конкурировала - и не без успеха - за верховенство со светской государственной властью. Отношение к государственной  власти, как к отеческой, прочно утвердилось  в массовом сознании многих народов: в России вплоть до XX века для крестьянской массы царь оставался "батюшкой", да и по сей день клановые, клиентарные  отношения к местной власти характерны для народов Кавказа, Азии, Африки. Это стало серьезной преградой  для утверждения принципов демократии, утверждающей не только свободу личности, но и личную ответственность гражданина перед законом за свои деяния.

Договорная  теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. - Ж. Руссо) объясняет происхождение государства как результат сознательно заключенного между людьми договора. Государству, по мнению сторонников этой теории, предшествует полная анархия, "война всех против всех", - "естественное состояние" - состояние неограниченной личной свободы. Ею люди сознательно решили поступиться в пользу государства, призванного обеспечить им безопасность, защиту личности, собственности.

Марксистская  теория объясняет происхождение государства разделением труда, появлением частной собственности, а вместе с ней и классов с непримиримыми интересами. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. Государство, следовательно, становится орудием защиты интересов экономически господствующего класса.

Возникновение первых городов-государств относится  к IV-III тысячелетиям до н.э. в Месопотамии, в Горном

Перу и т.д. Государство возникает из предгосударственных  форм власти вождя племени, жреца  вместе с образованием общества, то есть упорядоченной совокупностью  людей, объединенных неприродными связями, в условиях рождающейся социальной дифференциации. Возникновение имущественного, социального, функционального неравенств требует иной, чем в родоплеменном  обществе, власти - власти с органами управления, контроля.

История становления  и развития государства - сложный, многообразный  процесс, протекавший своеобразно  в разных регионах земного шара. Тем не менее, несмотря на особенности, присущие разным цивилизациям и эпохам, эволюция государства у большинства  народов в основном совпадает.

На ранней стадии становления государства сохраняются  остатки первобытной организации  общества с элементами прямой демократии. Уже на ранних этапах государственности  возникают различные формы правления - республиканские и монархические. Основным социальным различием является деление на свободных и рабов, хотя среди свободных появляется профессиональная, социальная, имущественная  дифференциация. Государство выполняет  две основные функции:

1) обеспечивает  господство свободных над порабощенным  населением и 2) ведает устройством  "общих дел" свободных граждан  (ХIII-ХVI вв).

Средневековье и начало Нового времени были для  европейских стран периодом усиления и централизации государственной  власти. Фундаментом этого процесса были устранение феодальной разобщенности, ликвидация полицентризма власти, объединение  провинций вокруг единого центра. Постепенно возникает государственно-территориальная  организация общества с организованным государственным аппаратом управления, со свойственными ему служебными отношениями и функциями, заменившими  вассальные связи, отношения личной зависимости, свойственные раннему  Средневековью. Введенный в обиход Н. Макиавелли термин "государство" (stato) заменяет применявшуюся дотоле терминологию - "республика", "княжество", "городская община" и т.д. В XVII в. окончательно складывается понятие "государство", абстрагированное от конкретных форм правления (республика, королевство, деспотия и т.д.).

В ХУП-ХУШ вв. в Европе окончательно оформляются  централизованные национальные государства  и создаются условия формирования гражданского общества и правового  государства. Процесс разграничения  государственной власти и саморегулирующегося  гражданского общества занял длительное время и у многих народов не завершен и поныне.

                     

                           2.Политические институты

Институт политический - (от лат. Institutum - установление, учреждение) - это зафиксированные и документально  закрепленные нормы организации  политической жизни и функционирующие  на этой основе разнообразные организации, учреждения, службы политики, а также  устойчивые традиции, принципы и правила  политического поведения, которые  характеризуют качество политической системы общества и выступают  основными регуляторами политического  поведения и деятельности.

Система конкретных институтов и норм, регулирующих политическое функционирование гражданского общества, непосредственным образом связана с деятельностью государства, особенностями форм правления, государственного устройства и политического режима. Она не только зависит от экономического строя общества, но и существенно изменяется в зависимости от политической воли господствующих слоев и групп, от политической культуры граждан и исторических традиций государственного строительства. Политические институты эволюционируют под воздействием глубинных процессов общественного развития, происходящих как внутри общества, так и за его пределами.

Наряду с этим политические институты оказывают  существенное влияние на развитие политической жизни общества. Данная функция

политического института была вполне осознана во времена Древнего Рима: «люди приходят и уходят, а организации остаются». Сегодня, в связи с появлением междисциплинарной парадигмы под  названием новый институционализм, вновь актуализировались теоретические  проблемы политического института.

Согласно теоретикам нового институализма (В.Ни, Н.Флигстайн) в современных обществах институализированные правила функционируют как мощные мифы, которые имеют важное причинное  воздействие на формальную структуру  организаций и на их способность  выживать. Однако подлинный источник институциональных нововведений остается в самой природе социальности, которая всегда сложно иерархична. Процесс создания и преобразования институтов политики разворачивается  в контексте попыток инкумбентов, влиятельных представителей политически  доминирующих групп, установить определенные правила взаимодействия для стабилизации своего положения относительно других не менее влиятельных субъектов, а также относительно претендентов т.е. тех политических факторов, которые  таким влиянием обладают в меньшей  степени.

Информация о работе Формы государственного устройства