Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:42, реферат
Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях.
Введение
1. Происхождение и сущность государства
2.Политические институты
3.Основные признаки государства
4.Структура и функции государства
5.Формы государственного правления
6.Формы государственного устройства
Заключение
Список используемой литературы
Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В средние века она стала основной формой правления. За свою долгую историю монархия претерпела существенную эволюцию. В период Средневековья последовательно сменяли одна другую раннефеодальная монархия, монархия феодальной раздробленности, позднее ограниченная сословно-представительная монархия и, наконец, абсолютная монархия.
Сословная монархия характеризуется полицентризмом власти: наряду с королевской (царской) властью существует параллельная власть его вассалов, полноправных правителей своих территорий ("вассал моего вассала - не мой вассал"), кроме того, королевская власть в некоторых вопросах ограничена решениями сословных представителей собраний (парламент (Англия), Генеральные Штаты (Франция), Сейм (Польша), Боярская Дума (Россия).
В условиях феодальных междоусобиц, угрожавших целостности государства, королевская власть как обручем стягивала воедино все части территории, шаг за шагом ограничивая суверенитет своих вассалов в подвластных им провинциях. Результатом этого процесса централизации власти стало создание абсолютных монархий, в которых вся государственная власть, без каких бы то ни было ограничений, находилась в руках монарха. Внутреннюю и внешнюю политику монарх осуществлял с помощью чиновников и министров, ответственных только перед ним. Формально страна и подданные провозглашались собственностью монарха ("государевы люди").
Выполнив свое
основное назначение - создав централизованные
национальные суверенные государства,
абсолютизм утратил свое оправдание
и превратился в тормоз естественно
развивающейся хозяйственной
Конституционные
монархии свойственны буржуазному
обществу. Для них характерно конституционное
ограничение власти короля, существование
рядом с королевской
Конституционная монархия имеет две разновидности:
Дуалистическая монархия. Здесь законодательная власть принадлежит парламенту, а прерогативой королевской власти является власть исполнительная. Монарх формирует правительство, ответственное как перед ним, так и перед парламентом. Такая форма монархии существовала в кайзеровской Германии в 1871-1918 гг.
Парламентская монархия представляет собой форму правления, где все ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - не зависят от монаршей воли. Монарх выполняет представительную функцию, являясь главой государства. Он правит, но не управляет. Однако в ряде стран за ним сохраняются "резервные функции" на случай возможных политических кризисов, угрожающих единству и целостности страны.
Монархии сохранились в тех странах, где процесс демократического развития протекал в эволюционной форме, и постепенное реформирование институтов государственной власти было результатом компромиссов между сторонниками "старого порядка" и инициаторами перемен. Современные монархии (Англия, Испания, Швеция, Япония и т.д.) выполняют интегрирующую функцию в стратифицированном обществе, передают от поколения к поколению традиционные для данной страны ценности. И только на Востоке, в странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и т.д.), монархии и в наши дни существуют в почти неизменном виде.
Республика представляет собой форму правления, в основе которой лежат выборность власти и ее функциональное и организационное деление.
Для республики характерны:
-выборность высших органов власти населением на определенный срок. Источником власти является народ;
-разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную с присущими каждой из них институтами ее осуществления;
-юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией.
В зависимости
от объема властных полномочий, принципов
отношений между ветвями
6.Формы государственного
устройства
Государство расположено
на определенной территории, состоящей
из административно-
Форма
государственного устройства
представляет собой способ организации
территориально-
Наиболее распространенной
формой территориально-политической организации
является унитарное
государство. Оно характеризуется строгой
концентрацией власти в центре с незначительным
объемом политико-властных отношений,
которыми располагают территории. В унитарном
государстве существуют общие для всей
страны органы законодательной, исполнительной
и судебной власти, полномочия которых
распространяются на всю территорию. Все
административно-
Большинство стран мира, в том числе Украина, являются унитарными государствами.
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государств в единое союзное государство, в котором вошедшие в федерацию государства сохраняют часть своих прав как субъекты федерации. В федерации существуют два уровня власти: федеральная и республиканская, полномочия которых разграничены федеральной конституцией. Основными признаками федерации являются:
-верховенство федеральной конституции по отношению к конституциям и законам субъектов федерации;
-субъекты федерации располагают автономной системой законодательной, исполнительной и судебной власти;
-субъекты федерации не обладают правом выхода из состава федерации;
-федеральная власть обладает монополией на осуществление внешней политики;
-парламент федерации состоит из двух палат, одна из которых представляет интересы субъектов федерации;
-внутренние границы субъектов федерации могут быть изменены только с их согласия.
Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам.
В основе создания федераций лежат разные причины. Ими могут быть стремление получить экономические и другие выгоды в рамках единого государства, агрессивные устремления по отношению к другим государствам или народам или же, напротив, стремление защитить себя от внешней угрозы. Федерация может возникнуть из унитарного государства как средство:
а) обуздать чрезмерный централизм верховной власти;
б) как способ погасить сепаратистские тенденции регионов, стремящихся защитить себя от диктата центра;
в) как средство расширения политического участия населения в общественной жизни.
Конфедерации представляют собой союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях (экономических, военных и т.д.). В конфедерации нет единого законодательного органа, нет единого гражданства, единой валюты и т.д. Страны - члены конфедерации - самостоятельно осуществляют внешнюю политику. Конфедеративные органы управления, созданные для проведения согласованной политики, действуют в рамках полномочий, определенных Союзным договором. Их решения не имеют прямого действия и вступают в силу только после утверждения их центральными органами власти государств - членов конфедеративного союза. Субъекты конфедерации могут расторгать конфедеративный договор и по своей воле покидать союз. Примером конфедерации является Швейцарский союз (1291-1798 и 1815-1848). Он представлял собой объединение 23 суверенных кантонов, однако постепенно был преобразован в федерацию.
Империя
была еще одной формой территориально-
В разных формах
империи, возникшие в рабовладельческом
обществе, просуществовали до второй
половины XX в. и были сметены в
результате европейских социальных
революций и национально-
Основными признаками империи являются:
-возникновение в результате военного покорения и/или экономического или политического подчинения одним народом других;
-включение покоренных (подчиненных) народов и территорий в иерархическую структуру власти, наличие центра и периферии, окраин, провинций или метрополий и колоний;
-этническая, национальная, историческая разнородность составных частей империи;
-дифференциация населения в вопросах права, гражданства, льгот, преимуществ, служащая достижению главной цели всякой империи - извлечение выгод для народа, ее создавшего, за счет народов, в нее включенных;
-власть в империи монолитна и находится в руках одного лица или партии.
Важнейшей чертой
всякой империи является территориальная
экспансия. Именно с ней, с ее масштабами
зачастую связаны претензии имперской
элиты на мировое величие. "В
само понятие империи входит представление
об ответственности перед
Масштабы империи,
неоднородность (экономическая, культурная,
религиозная) ее составляющих остро
ставят вопрос о механизме политических,
социальных связей и взаимодействий,
обеспечивающих ее целостность. Распад
империй обусловлен, прежде всего, постепенным
выравниванием центра и периферии.
Рано или поздно развитие экономики
провинций (окраин) и неизбежное при
этом формирование новых групп интеллектуальной,
профессиональной и экономической
провинциальных элит приводит к выравниванию
экономического имперского пространства,
провинций и центра, вследствие чего
неэквивалентный обмен между
ними становится невозможен, империя
распадается. Имперская система
существует до тех пор, пока существует
имперский центр (культурный, политический,
экономический), обеспечивающий взаимодействие
всех ее элементов. Утрата центром своих
системообразующих функций приводит империю
к краху.
Понимание государства,
его сущности и закономерности развития
позволяют определить его как
сложное и исторически