Форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Государство это способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……..………2
ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВА.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ………………. .. ……..…………………………4
1.1. Понятие формы государства …………………………………………..4
1.2. Понятие формы правления, разновидности………………….……….5
1.2.1. Монархия……………………………..…………………….…………6
1.2.2. Республика ………………………………..…………………........…..9
ГЛАВА II. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ……………….….….…12
2.1. Понятие политического режима………………………………….….….12
2.2. Виды политического режима……………………………………….…...13
ГЛАВА III. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА..…..…17
3.1.Понятия формы государственного устройства ………………….……17
3.2. Виды форм государственного устройства…………..……………...…..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..….…….25

Файлы: 1 файл

Форма государства.docx

— 66.37 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……..………2

ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВА.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ………………. .. ……..…………………………4

1.1. Понятие формы государства  …………………………………………..4

1.2. Понятие формы правления, разновидности………………….……….5

1.2.1. Монархия……………………………..…………………….…………6

1.2.2. Республика ………………………………..…………………........…..9

ГЛАВА II. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ……………….….….…12

2.1. Понятие политического  режима………………………………….….….12

2.2. Виды политического  режима……………………………………….…...13

ГЛАВА III. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА..…..…17

3.1.Понятия формы  государственного  устройства ………………….……17

3.2. Виды форм государственного  устройства…………..……………...…..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ…………..….…….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государство это способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.

В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства. В тоже время было бы неверным отрицать все научные теории, концепции и знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука. Истина, как правила находится в "золотой середине", в совокупности знаний, в их взаимодополнении.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

Объектом исследования является государство, его типы и формы, строение, его основные составные части, внутренняя структура, основные методы становления и осуществления государственной власти.

Предметом исследования в данной работе являются закономерности возникновения, становления, развития и существования различных типов.

Методологической основой курсовой работы стали сравнительно-правовой, историко-правовой методы, а также методы анализа и синтеза.

Целью курсовой работы - рассмотрение формы государства, раскрыть виды форм государства, отличия и как они работают в современном политическом мире.

Задачами являются категории:

  • дать общую характеристику форм государства;
  • охарактеризовать формы государственного устройства;
  • дать характеристику и ее разновидности формы правления
  • дать понятие и определить виды политического режима.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I ФОРМА ГОСУДАРСТВА.

                                ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

 

1.1 Понятие формы государства

 

 

      

Форма государства — это способ образования, организации и осуществления государственной власти. Форма государства как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает в себя три взаимосвязанных аспекта: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима [1, с.245].

Другие авторы различают форму государства в узком и широком смысле. При этом под формой государства в узком смысле принято считать форму правления, а в широком - форму правления и форму государственного устройства. Политический режим в таком случае рассматривается как момент, характеризующий сущность государства.

В юридической литературе высказана также точка зрения, согласно которой следует различать внутреннею и внешнею форму государства. Под внутренней формой при этом, применительно к социалистическому государству, понималась социалистическая демократия, а под внешней формой - конкретная организация политической власти.

Некоторые авторы считают, что в действительности политический режим не является однопорядковым с другими элементами. Наоборот, что он является по отношению к ним определяющим и потому было бы целесообразней рассматривать политический режим в качестве самостоятельного понятия государства, а форму правления и форму государственного устройства - как форму государства.

Таким образом, в юридической науке не было выработано единое понятие формы государства. Это затрудняет и решение проблем классификации форм государства.

В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Потомно другим "парным" философским категориям, форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если последняя позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д [3, c.301].

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, форма государства есть не "отвлеченное понятие" и не "политическая схема", безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. "Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел - именно "так" - организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию"

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем, форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.      

 

1.2 Понятие формы государственного правления

 

      

Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом.

 

      Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

 

      В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия) [3, c.302].

  Разновидности формы правления

 

    

Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и две разновидности формы правления - монархию и республику.

Подразделение форм правления на монархию и республику является исторически первой и самой общей их классификацией. Противоположность монархической и республиканской форм проявляется уже на самых ранних ступенях развития государственной жизни. Та и другая выступают в истории как основные формы организации жизни государства [4, c.188].

 

 

 1.2.1 Монархия

 

      

        Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (monos - один, единый и arche - главенство, власть) [5, c.148].

Признаки монархии

 

   1. Монарх олицетворяет  собой государство, выступая во  внешней и внутренней политике  как глава государства.

 

   2. Монарх осуществляет  единоличное правление.

 

   3. Власть монарха объявляется  священной,

 

   4. Монарх формально независим  в своей деятельности.

 

   5. Создан особый порядок  утверждения и принятия власти  монархом.

 

   6. Установлено бессрочное  пожизненное правление монарха.

 

    Эти признаки являются базовыми в определении сущности монархии, что, безусловно, не исключает их видоизменения в связи с определенными историческими, культурными традициями, темпами и уровнем экономического и социально-политического развития того или иного государства.

 

    Виды монархий

 

      В теории государства традиционно выделяются абсолютная и ограниченная монархии.

 

      Виды монархий могут  быть рассмотрены применительно  к историческим параметрам или  с позиций принадлежности власти.

  • Древневосточная  - Вавилон, Индия, Древний Египет
  • Римская централизованная - Рим в I-III вв. н.э.
  • Средневековая раннефеодальная - Древнерусское государство, монархия Меровингов
  • Сословно-представительная - Земский собор в России, парламент в Англии, кортесы в Испании
  • Абсолютная - Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I, современная Саудовская Аравия
  • Современная конституционная - Великобритания, Дания, Япония

 

      Традиционно монархии рассматривают двух видов: абсолютная и ограниченная.

 

    

  Абсолютная монархия   называется  абсолютной,  если  верховную государственную  власть  единолично  осуществляет  глава  государства – монарх (король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другим  органом  государственной  власти.   

   Дуалистическая (двойственная)  монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. Власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Это переходной вариант от абсолютной к парламентарной монархии.

 

      Признаки дуалистической монархии

 

   1. Наличие двухпалатной  структуры парламента. Нижняя палата  формируется выборным путем и  представляет интересы буржуазии, а верхняя — назначается монархом.

 

   2. Правительство при дуалистической  монархии подчинено монарху, который  по своему усмотрению назначает  и отстраняет от должности  членов правительства.

 

   3. Монарх обладает правом  вето на принимаемые парламентом  законы.

         

 Парламентарная (конституционная) монархия

 

     

При парламентарной монархии король "царствует, но не правит". Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т.д. власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством.

 

 

      Как разновидность монархии выделяют теократию – форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно светским главой государства (Ватикан) [6, c.46].

 

 

 

Абсолютная

Дуалистическая

Парламентарная

Принадлежность законодательной власти

Монарху

Власть разделена между монархом и парламентом

Парламенту

Осуществление исполнительной власти

Монархом

Формально – монархом, фактически – правительством

Назначение главы правительства

Монархом

Формально – монархом, но с учетом итогов парламентских выборов

Ответственность правительства

Перед монархом

Перед парламентом

Право роспуска парламента

(парламент отсутствует)

У монарха (неограниченное)

У монарха (по рекомендации правительства)

Право veto монарха на решения парламента

------

Абсолютное veto

Предусмотрено, но не используется

Чрезвычайно указное законодательство монарха

Неограниченное (указ монарха имеет силу закона)

Только в период между сессиями парламента

Предусмотрено, но не используется

Современные страны

Средний Восток: Саудовская Аравия, Оман

Иордания, Кувейт,

Германия (1871-1918)

Англия, Япония, Испания, Швеция, Бельгия, Норвегия

Информация о работе Форма государственного устройства