Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 00:10, курсовая работа
Государство это способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……..………2
ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВА.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ………………. .. ……..…………………………4
1.1. Понятие формы государства …………………………………………..4
1.2. Понятие формы правления, разновидности………………….……….5
1.2.1. Монархия……………………………..…………………….…………6
1.2.2. Республика ………………………………..…………………........…..9
ГЛАВА II. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ……………….….….…12
2.1. Понятие политического режима………………………………….….….12
2.2. Виды политического режима……………………………………….…...13
ГЛАВА III. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА..…..…17
3.1.Понятия формы государственного устройства ………………….……17
3.2. Виды форм государственного устройства…………..……………...…..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..….…….25
Признаки республики
1. Наличие высших выборных органов власти.
2. Возможность участия граждан в управлении делами государства
3. Разделение властей.
4. Определенная процедура
принятия высшими органами
5. Высокий авторитет судебной власти.
Виды республик
Республики, как правило,
бывают парламентскими или
Республиканская форма правления известна человечеству достаточно давно и отмечалась в различные исторические периоды:
Признаки президентской республики:
1. Президент назначает
правительство, которое несет перед
ним политическую
2. Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.
3. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков.
4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом.
5. Президент является
главнокомандующим
Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки.
В некоторых государствах существует республиканская форма правления, носящая смешанный характер, сочетающая черты парламентской и президентской республики.
Признаки парламентской республики
1. Верховенство власти парламента.
2. Правительство формируется Ставленником партии, победившей на парламентских выборах.
3. Члены правительства
ответственны перед
4. Правительство находится
у власти до тех пор, пока
пользуется поддержкой
5. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку.
В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии и т.д.
Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958г. По инициативе Шарля Де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать традиции парламентаризма в стране.
Особенности этой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной республике. Президент не относится ни к одной ветви власти, и правительство несет ответственность перед президентом и парламентом.
В смешанной республике президент может назначить премьер-министра и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по-разному, например, Франция и Казахстан – самостоятельно, а в России и на Украине назначается с согласия парламента [7, c.158].
Для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности) демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).
Известная преемственность и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разновидностям: демократическому и антидемократическому политическим режимам.
Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д.
Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Демократия была хорошо известна в Античном мире (Древняя Греция и Древний Рим). Классическим образом античной демократии считаются Афины. В европейском Средневековье также неоднократно возникали демократические города-государства (например, Новгород, Венеция, Женева).
Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический политический режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений. Демократический политический режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов.
Либеральный режим - это переходный режим от недемократического режима к демократическому.
Для либерального режима характерно отсутствие стабильных политических структур, слабость социально-экономических программ, невысокая активность граждан в общественно-политической жизни, отсутствие гласности. Насильственные методы решения той или иной проблемы не используются.
Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствлении общественных организаций; милитаризации общества и т.д [10, c.134].
Антидемократические политические режимы также отличаются разнообразием, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень основных слоев народа; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике. Антидемократические режимы подразделяются на: авторитарные, тоталитарные и военные.
При авторитарном режиме существенно ограничены демократические свободы граждан, запрещены оппозиционные партии и движения, оппозиционная пресса, запрещены профсоюзы и т.п.
Авторитарный режим носит переходной характер между тоталитарным и демократическим. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью, так как в них еще отсутствуют необходимые предпосылки для демократии: политическая культура масс, уважение к закону. Попытка перескочить авторитарный режим приводит к монархии и, как следствие, к новой диктатуре.
Тоталитарный режим - крайняя форма авторитаризма.
При тоталитарном режиме существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется монопольный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствуют гласность, плюрализм, устанавливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей и т.д.
Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии. Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально однородного общества, на самом же деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.