Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:04, курсовая работа
Государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.
ВВЕДЕНИЕ
Государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.
Актуальность работы. Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.
Целью исследования являются:
– изучение категории «форма государственного устройства», как важнейшего составляющего формы государства;
– изучение теоретических основ основных видов формы государственного устройства: унитарного государства, федеративного;
– изучение теоретических основ межгосударственных объединений таких как конфедерация,содружество, империя, протекторат, сюзеренитет, инкорпорация.
Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
– рассмотреть категорию «форма государственного устройства»;
– рассмотреть виды форм государственного устройства.
Объектом исследования выступают форма государственного устройства и ее виды.
Предметом исследования выступают основы, признаки, принципы форм государственного устройства.
Методологической основой курсовой работы являются общенаучные методы исследования, нормативный и технико-юридический анализ. Применены методы диалектического познания, системно-структурный и логический подходы, иные научные приемы исследования, что позволило выявить определенные закономерности и тенденции.
В этой работе не много больше внимания уделено федеративному устройству. В настоящее время федеративная система существует в более чем двух десятков стран мира – это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Также это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания. Акцент при рассмотрении федеративного государства поставлен на Российскую Федерацию.
В советской литературе долгое время проблеме форм государства уделялось недостаточное внимание, только в шестидесятые годы данная проблема стала анализироваться не только в учебной литературе, стали появляться специально посвященные ей работы в связи с заметно возрастающим интересом к проблеме государственных форм. Среди современных исследователей, занимающихся этой проблемой, хотелось бы отметить следующих: Чиркин В.Е., Умнова И.А., Тепс Д., Лысенко В.Н., Карапетян Л.М., Иванов В.В., Венгеров А.Б. и др. Кроме того этот вопрос освещается в учебных пособиях для студентов правовых вузов. Например, это учебники под редакцией Магницкой Е.В., Шкатуллы В.И.,Морозовой Л.А., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Малько А.В., Пиколкина А.С. и др.
Структурно работа состоит из ведения, двух глав и заключения, изложенных на страницах машинописного текста.
 
ГЛАВА 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ
   
Форма государственного устройства – 
это форма государства, характеризующая 
национальное и административно-
Исходя из определения формы государственного устройства можно выделить следующие признаки:
   
- во-первых, это один из элементов, 
характеризующий форму 
   
- во-вторых, этот элемент показывает 
из каких частей состоит 
   
- в-третьих, определяет 
   
- в-четвертых, показывает как 
строятся отношения между 
   
Внутреннее деление государства, правовое 
положение его частей, их взаимоотношение 
друг с другом и с центральными органами 
власти охватываются понятием «территориальное 
устройство государства». В учебной и 
научной литературе прослеживается в 
принципе единообразная характеристика 
данного термина. Так, В.М Корельский под 
формой государственного устройства понимает 
территориальную организацию государственной 
власти, соотношение государства как целого 
с его составными частями2. 
Миронов О.О. определяет государственное 
устройство как внутреннюю национально-территориальную 
организацию государства, соотношение 
целого и его частей3. 
Венгеров А.Б., детализируя сам термин, 
указывает, что форма национально-государственного 
и административно-
Характер взаимоотношений государства и его составных частей определяет две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.
   
Унитарное государство – это простое, 
единое государство внутри которого нет 
государственных образований, а имеются 
административно-
Федерация – сложное государство, которое состоит из входящих в него государств либо государств, национально-территориальных и территориальных образований. Это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Если государство федеративное, понятие его государственного устройства связывают именно с федерацией. Наиболее яркий пример – Россия. Федеративная структура может отражаться в наименовании Российская Федерация, Федеративная Республика Германия.
В этой работе будут так же рассмотрены такие виды форм государственного устройства как конфедерация, содружество, империя, протекторат, инкорпорация, сюзеренитет.
Итак, форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей6. Форма государственного устройства важная правовая категория, которая характеризует форму государства вместе с формой правления и политическим режимом. В настоящее время наиболее распространенными являются две формы государственного устройства: унитарная и федеративная, эти формы имеют свои отличительные признаки и пути становления.
ГЛАВА 2. ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Параграф 2.1. Унитарное государство: понятие, признаки, виды
Унитарное государство – это 
единое цельное государственное 
образование, состоящее из административно-
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
- единая структура 
- все административно-
- единое гражданство на 
- для государства с унитарным 
государственным устройством 
- действует единая судебная 
система, которая осуществляет 
правосудие на территории всей 
страны, руководствуясь общими для 
всех государственных 
- в государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы для непосредственного удовлетворения социальных и иных нужд. Функционирует так же общая денежная система, единая кредитная политика;
- в унитарном государстве все 
внешние межгосударственные 
- унитарное государство имеет 
единые вооруженные силы, руководство 
которыми осуществляется 
Административно-
Различают простые и сложные 
унитарные государства. Простые 
унитарные государства состоят 
только из административно-
В некоторых унитарных 
Автономии в зависимости от объемов полномочий имеют формы:
- Административная, не обладающая правом издания местных законов;
- Политическая автономия - внутреннее самоуправление региона с правом на издание местных законов по определенным вопросам;
- Экстерриториальная автономия (национально-культурная). Автономия создается на территории, национальности которой проживают не компактно, а разрознено. Данные национальности создают органы, занимающиеся вопросами культуры, образования, языка11.
В последнее время в унитарных государствах появилась новая форма – регионализм, когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство. Например, в Испании и Италии существует областная автономия, т.е. области, которым была предоставлена автономия, наделены правом издавать законодательные акты по вопросам градостроительства, сельского жилищного хозяйства и т.д. Считается, что регионалистское государство – своеобразное промежуточная форма между унитарным и федеративным государствами12.
Присущая всем унитарным государствам 
централизация может