Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 17:11, доклад

Краткое описание

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти.

Файлы: 1 файл

тгп.docx

— 14.29 Кб (Скачать)

Форма государственного устройства - это национальное и  административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти. 
Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.). 
В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства. 
Форма государственного устройства показывает: 
" из каких частей состоит внутренняя структура государства; 
" каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; 
" как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; 
" в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории. 
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основных группы: 
" унитарное; 
" федеративное; 
" конфедеративное. 
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.  
В ходе исторического развития унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных государственных союзов. 
В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами, какой-либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления. 
Федерация представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. 
Следует помнить, что само понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование крупного состава как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, выступающих, в свою очередь, как относительно самостоятельное государство или государственное образование Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство. 
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств: 
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д. 
2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. 
3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы. 
4. В большинстве федераций существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. 
5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. 
6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.). 
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. 
При конфедеративном устройстве государства члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах. 
В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: 
" конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации; 
" конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; 
" сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; 
" государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза. 

Информация о работе Формы государственного устройства