Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 17:11, доклад
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти.
Форма государственного
устройства - это национальное и
административно-
Исторически сложилось три "классических"
формы государственного устройства: унитарное
государство, федеративное государство
(федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее
время взгляд на конфедерацию как на один
из видов формы государственного устройства
начал меняться. Многие авторы полагают,
что конфедерация не является самостоятельным
государством, а всего лишь содружеством,
союзом абсолютно независимых государств,
созданным для достижения каких-либо конкретных
целей (оборона от общего врага, экономическое
развитие, политическое объединение и
т. д.).
В отличие от форм правления организация
государства рассматривается с точки
зрения распределения государственной
власти и государственного суверенитета
в центре и на местах, их разделение между
составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает:
" из каких частей состоит внутренняя
структура государства;
" каково правовое положение этих частей
и каковы взаимоотношения этих органов;
" как строятся отношения между центральными
и местными государственными органами;
" в какой государственной форме выражаются
интересы каждой нации, проживающей на
этой территории.
По форме государственного устройства
все государства можно подразделить на
три основных группы:
" унитарное;
" федеративное;
" конфедеративное.
Унитарное государство - это единое цельное
государственное образование, состоящее
из административно-
В ходе исторического развития унитарная
форма государственного устройства сложилась
самой первой, вместе с самим государством.
Все без исключения государственные образования
древности и средних веков обладали этой
формой государственного устройства.
Примером тому могут служить Римская империя,
императорские Китай и Япония, средневековые
европейские королевства. Позднее, с развитием
идей просвещения и гуманизма, появилось
немало прогрессивных идей, что и привело
к появлению в области государственного
строительства многих стран иных форм
государственного устройства - федераций
и конфедеративных государственных союзов.
В наше время, как уже отмечалось ранее,
унитарное государство также существует,
но это явление не носит столь значительного
и всеобъемлющего характера, как раньше.
Унитарная форма характерна для небольших
(так как небольшая территория легко управляема
с помощью обычных административных методов),
однонациональных (из-за отсутствия необходимости
осуществления права каждого народа на
самоопределение и самостоятельное государственное
строительство), а также для монархических
государств (в связи с традициями). Примерами
могут служить Польская республика, Италия,
Япония и др. Кроме того, унитарная форма
государственного устройства характерна
для государственных образований, являющихся
субъектами, какой-либо федерации. Так,
любая республика в составе Российской
Федерации является государством с унитарной
формой правления.
Федерация представляет собой добровольное
объединение ранее самостоятельных государственных
образований в одно союзное государство.
Следует помнить, что само понятие федерализма
возникло с потребностью устройства государства
в такой форме, которая, обеспечивая единство
и согласованное функционирование крупного
состава как целостной организации политической
власти, допускает существование и развитие
в его пределах структурных единиц, выступающих,
в свою очередь, как относительно самостоятельное
государство или государственное образование
Федеративное государственное устройство
неоднородно. В различных странах оно
имеет свои уникальные особенности, которые
определяются историческими условиями
образования конкретной федерации и национальным
составом населения страны, своеобразием
быта и культуры народов, входящих в союзное
государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее
общие черты, которые характерны для большинства
федеративных государств:
1. Территория федерации состоит из территорий
ее отдельных субъектов: штатов, кантов,
земель, республик и т.д.
2. В союзном государстве верховная исполнительная,
законодательная и судебная власть принадлежит
федеральным государственным органам.
3. Субъекты федерации имеют право принятия
собственной конституции, имеют свои высшие
исполнительные, законодательные и судебные
органы.
4. В большинстве федераций существуют
союзное гражданство и гражданство федеральных
единиц.
5. При федеральном государственном устройстве
в парламенте имеется палата, представляющая
интересы членов федерации.
6. Основную общегосударственную внешнеполитическую
деятельность в федерациях осуществляют
союзные федеральные органы. Они официально
представляют федерацию в межгосударственных
отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и
др.).
Конфедерация - это временный юридический
союз суверенных государств, созданный
для обеспечения общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства
члены конфедерации сохраняют свои суверенные
права как во внутренних, так и во внешних
делах.
В отличие от федеративного устройства
конфедерация характеризуется следующими
чертами:
" конфедерация не имеет своих общих
законодательных, исполнительных и судебных
органов, в отличие от федерации;
" конфедеративное устройство не имеет
единой армии, единой системы налогов,
единого государственного бюджета;
" сохраняет гражданство тех государств,
которые находятся во временном союзе;
" государства могут договориться о
единой денежной системе, о единых таможенных
правилах, о межгосударственной кредитной
политике на время существования союза.