Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 09:02, контрольная работа

Краткое описание

При рассмотрении данного вопроса, прежде всего, необходимо уяснить, что форма государственного устройства является составной частью такого сложного общественного явления как Форма государства.

Форма государственного устройства - это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….

1. Государственное устройство и его виды …………………………………….

1.1. Унитарные государства …………………………………………………….

1.2. Федерация ……………………………………………………………………

1.2.1.Территориальная федерация …………………………………………….

1.2.1. Национальная федерация …………………………………………………

1.3. Конфедерация ……………………………………………………………..

Заключение ……………………………………………………………………

Список литературы …………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Формы государственного устройства.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

Содержание

1. Введение.

3. Государственное  устройство и его виды

4. Заключение

5. Список использованной  литературы. 

Введение

     При рассмотрении данного вопроса, прежде всего, необходимо уяснить, что форма государственного устройства является составной частью такого сложного общественного явления как Форма государства.

     Форма государственного устройства - это  административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

Из всех известных форм государственного устройства выделяют:

- унитарные  государства;

- федерации;

- конфедерации. 
 

1. Государственное устройство и его виды

     Являясь одни из аспектов формы государства, государственное устройство играет очень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия между субъектами, определяя внутреннюю структуру государства. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами. Характер подобных связей зависит от правового статуса, как государства в целом, так и каждый из его территориальных единиц. Таким образом, под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Форма государственного устройства тесно связанна не только с публичной властью, но и с территориальной организацией населения - еще одним существенным свойством государства. Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование: напротив, найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.

     С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

1.1. Унитарные государства

Унитарное государство - это единое цельное  государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

 Унитарное  государство характеризуется следующими  признаками:

- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; 

- на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

- все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти.

     Различия  в степени и формах контроля центральной  власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются узкой сферы управления.

В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенным из центра чиновником. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и, тем самым, с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия.

     Унитарные государства могут иметь внутри себя автономию. Существует две ее разновидности - политическая автономия пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства. Административная автономия предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе, радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов.

На этом закончу рассмотрение унитарного государства и перейду к федерации.

1.2. Федерация

     Федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное  государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце концов, географическим положением. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций.

1. Верховная  законодательная, исполнительная  и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти.

2. Конституция  разграничивает полномочия субъектов  и самой федерации.

3.Территория федерации состоит из :

а) Субъектов, которые по-разному называются.

б) Соответственно субъекты из административно- территориальных  единиц.

4. Субъекты  федерации могут принимать свои  конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации.

5. Зачастую  имеется двойное гражданство,  то есть субъект федерации  наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства : гражданство субъекта и гражданство федерации.

6. Обычно  от субъектов федерации выделяются  представители, которые являются членами представительной власти, эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее одну его часть (палату). Вторая часть (палаты) всегда избирается народом.

7. Внешнеполитическую  государственную деятельность осуществляют федеральные органы, они выступают на международной арене от имени федерации.

Федерации строятся по территориальному и национальному  признакам. 

1.2.1.Территориальная федерация

     Такая федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъекта федерации.

Государственные образования, составляющие территориальную  федерацию, не являются государствами, так как внутренние и внешние  отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется конституционными нормами. Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. А все другие, неоговоренные в конституции вопросы регулируются исключительно субъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию.

Субъекты  федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях.

Законодательство  в территориальных федерациях не предусматривает, а в некоторых  странах и запрещает выход  из состава федерации без согласия всех остальных субъектов.

Вооруженные силы в территориальной федерации едины. Управление ими осуществляется союзными государствами. Глава федерации является еще и главнокомандующим. У субъектов федерации в мирное время не должно быть своих вооруженных сил.  

1.2.1. Национальная федерация 

     Национальные  федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт :

1) Субъектами  такой федерации являются национальные  государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.

2) Такого  рода федерация строится на  принципе добровольного объединения  составляющих ее субъектов.

3) Высшие  государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации.

4) Национальная  федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное развитие.

5) В  национальной федерации особенностью  является правовое положение  ее субъектов. В такого рода  федерации есть понятие - “  Право наций на самоопределение”. То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это, как правило, не требуется.

Отличия территориальной и национальной федерации.

Эти федерации, прежде всего, отличаются степенью суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Если в территориальной федерации субъекты не могут устанавливать дипломатических отношений с другими государствами, то субъект национальной федерации запросто это может устроить. 
 

   

1.3. Конфедерация 

Конфедерации  представляют собой государственно-правовые объединения, сохраняющие независимое  существование, союз суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами государственной власти государств, входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации, и при конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. 

Заключение

     Исторически сложились три  формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.

     Унитарное государство – это единое государственное  образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции». Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.

Информация о работе Формы государственного устройства