Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 00:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ форм государственного устройства.
Задачами курсовой работы являются:
- исследование понятий и классификация форм государственного устройства;
- исследование проблем эволюции формы государственного устройства России;
Введение………………………………………………………………………..3
I. Форма государственного устройства…………………………………….....5
1.1. Понятие формы государства…………………………………………....5
1.2. Государственное устройство и его виды……………………………....5
Унитарное государство……………………………………………….....9
Федеративное государство……………………………………………..13
Конфедеративное государство………………………………………....17
1.3. Особенности формы государственного устройства
Российской Федерации………………………………………………...20
Заключение……..…………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………….…24
Введение…………………………………………………………
I. Форма государственного устройства…………………………………….....5
1.1. Понятие
формы государства…………………………………
1.2. Государственное
устройство и его виды………………………
Унитарное государство………………………
Федеративное государство………………
Конфедеративное государство………
1.3. Особенности
формы государственного
Российской Федерации………………………………………………...
Заключение……..…………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Форма государственного устройства, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Справедливым является утверждение Л. Гумпловича о том, что «учение о различии государств или о государственных формах» является «столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства».1
Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства и права, были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах государства. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порой весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.
Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других странах, причем не только на ранних и средних стадиях существования и развития человеческой цивилизации, но и все последующие столетия и годы. Значительное внимание исследованию форм государства уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе.
Форма
государства – сложное
различных странах государственные формы имеют свои особенности,
______________
1 – Гумплович Л. Общее учение о государстве. Питер, 2001. С. 20.
характерные
признаки, которые по мере общественного
развития наполняются новым содержанием,
обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.
Вместе с тем форма всех государственных
устройств, особенно современных, имеет
общие признаки, что позволяет дать определение
каждому элементу формы государства.
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ форм государственного устройства.
Задачами курсовой работы являются:
-
исследование понятий и
-
исследование проблем эволюции
формы государственного
Теоретической
и методической основой исследования
являются статьи, публикации в прессе,
социологические и экономические исследования,
монографии, статистические данные.
1.1. Понятие формы государства
Форма государства - такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.
Отечественная
теория государства и права всегда выделяла
в форме государства три основных, взаимосвязанных
блока: форму правления, форму национально-государственного
и административно-
При этом форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-устроенном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры.
Форма устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом, а политический режим характеризует способ осуществления государственной власти в конкретном обществе, с помощью каких методов государства выполняет свое социальное назначение.
В
различных странах
1.2. Государственное устройство и его виды
Под формой государственного устройства понимают административно- территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Являясь одни из аспектов формы государства, государственное устройство играет очень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия между субъектами, определяя внутреннюю структуру государства.
С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государства).
Главное различие между унитарными и федеративными формами заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства - субъекты федерации. Слово «штат», входящее в официальное название ряда федеративных государств и обозначающее субъект федерации (США, Мексики, Бразилии и др.) означает, не что иное, как «государство». Соответственно для федеративной формы характерно конституционно установленное разграничение компетенции между федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве компетенция территориальных единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливаются текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.
Существует различие между федерацией и конфедерацией.
В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств.
Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства - Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае, акты законодательной и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях государств - субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонить.
Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность данного критерия.
Европейский союз несет в себе черты не только конфедеративные, но даже уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов Союза имеют прямое действие на территориях государств-членов. Территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным. При симметричном территориальном устройстве государства политико-территориальные единицы, его непосредственно составляющие, имеют равный статус. Например, Германия состоит из 16 земель с одинаковым конституционно-правовым статусом, то есть имеет симметричное федеративное территориальное устройство. В состав же США наряду с 50 штатами входят федеральный округ Колумбия, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико, некоторые другие островные территории, не имеющие статуса штата, из чего можно сделать вывод об асимметричном территориальном устройстве этой страны. Что касается унитарных государств, то чисто симметричное устройство встречается нечасто: столицы обычно имеют несколько или существенно иной статус по сравнению с остальными территориальными единицами высшего уровня.
Асимметрия территориального устройства государства нередко обусловлена тем, что в нем имеются компактно проживающие инонациональные группы, которым предоставлена национально- территориальная автономия.
Некоторые
конституции содержат перечень существующих
политико-территориальных
Крайне редко можно в конституциях встретить норму, определяющую минимальное число жителей, необходимое для образования территориальной единицы. Так, часть вторая ст. 5 Конституции Исламской Федеративной Республики Коморских островов 1978 года в редакции 1982 года устанавливает, что община может быть образована при наличии не менее 100 жителей.2
В конце XIX – начале XX вв. в виде особых форм государственного устройства выделялись так называемые инкорпорация и сюзеренитет.
Характеризуя последние одновременно как формы государственного устройства и формы соединения государств, Ф. Кистяковский писал, что в соединениях государств – обычных явлениях политической жизни, суть которых заключается в объединении их между собою «юридической связью, так что в некоторых областях правовой жизни эти государства выступают, как одно целое», – инкорпорация и сюзеренитет занимают особое место.3
______________
2 – Маклаков В.В. Конституция зарубежных государств. М., 1999. С. 864.
3 – Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. С. 280.
Инкорпорация
представляет собой «полное поглощение
одного государства другим или полное
слияние нескольких государств в одно
целое, в котором отдельные части совершенно
утрачивают государственный характер».
В
то же время сюзеренитет
характеризуется как вассальное подчинение
одного государства (вассала) «в известных
отношениях» власти другого государства
(сюзерена).
Унитарное государство
Среди основных форм государственного устройства наиболее простой и в то же время наиболее распространенной формой является унитарное государство.
Унитарное
государство –
это единое цельное государственное образование,
состоящее из административно-
Унитарное государство характеризуется следующими признаками: