Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 00:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ форм государственного устройства.

Задачами курсовой работы являются:

- исследование понятий и классификация форм государственного устройства;

- исследование проблем эволюции формы государственного устройства России;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

I. Форма государственного устройства…………………………………….....5

1.1. Понятие формы государства…………………………………………....5

1.2. Государственное устройство и его виды……………………………....5

Унитарное государство……………………………………………….....9

Федеративное государство……………………………………………..13

Конфедеративное государство………………………………………....17

1.3. Особенности формы государственного устройства

Российской Федерации………………………………………………...20


Заключение……..…………………………………………………………….23

Список литературы……………………………………………………….…24

Файлы: 1 файл

полный вариант.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

                                               СОДЕРЖАНИЕ  

Введение………………………………………………………………………..3

I. Форма государственного устройства…………………………………….....5

   1.1. Понятие  формы государства…………………………………………....5

   1.2. Государственное  устройство и его виды……………………………....5

         Унитарное государство……………………………………………….....9

         Федеративное государство……………………………………………..13

         Конфедеративное государство………………………………………....17

   1.3. Особенности  формы государственного устройства

          Российской Федерации………………………………………………...20 

Заключение……..…………………………………………………………….23

Список  литературы……………………………………………………….…24  
 
 

                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Введение  

      Форма государственного устройства, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Справедливым является утверждение Л. Гумпловича о том, что «учение о различии государств или о государственных формах» является «столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства».1

      Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства  и права, были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и  суждений по вопросу о формах государства. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порой весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.

      Учения  и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других странах, причем не только на ранних и средних стадиях существования и развития человеческой цивилизации, но и все последующие столетия и годы. Значительное внимание исследованию форм государства уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе.

      Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму  правления, форму государственного   устройства   и   форму   государственного   режима.   В

различных  странах   государственные   формы  имеют   свои  особенности,

______________

1 – Гумплович Л. Общее учение о государстве. Питер, 2001. С. 20.

характерные признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех государственных устройств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.  

      Целью данной  курсовой работы является изучение и анализ форм государственного устройства.

      Задачами  курсовой работы являются:

      - исследование понятий и классификация  форм государственного устройства;

      - исследование проблем эволюции  формы государственного устройства  России;

      Теоретической и методической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.1. Понятие формы  государства 

      Форма государства - такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.

      Отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

      При этом форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-устроенном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры.

      Форма устройства раскрывает способы объединения  населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом, а политический режим характеризует способ осуществления государственной власти в конкретном обществе, с помощью каких методов государства выполняет свое социальное назначение.

      В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.  

      1.2. Государственное устройство и его виды

        Под формой государственного устройства понимают административно- территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Являясь одни из аспектов формы государства, государственное устройство играет очень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия между субъектами, определяя внутреннюю структуру государства.

     С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государства).

      Главное различие между унитарными и федеративными формами заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства - субъекты федерации. Слово «штат», входящее в официальное название ряда федеративных государств и обозначающее субъект федерации (США, Мексики, Бразилии и др.) означает, не что иное, как «государство». Соответственно для федеративной формы характерно конституционно установленное разграничение компетенции между федерацией в целом и ее субъектами, существование и границы которых обычно гарантированы конституцией, тогда как в унитарном государстве компетенция территориальных единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливаются текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.

      Существует    различие   между    федерацией     и      конфедерацией. 

      В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств.

      Но  выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства - Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае, акты законодательной и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях государств - субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонить.

      Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность данного критерия.

      Европейский союз несет в себе черты не только конфедеративные, но даже уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов Союза имеют прямое действие на территориях государств-членов. Территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным. При симметричном территориальном устройстве государства политико-территориальные единицы, его непосредственно составляющие, имеют равный статус. Например, Германия состоит из 16 земель с одинаковым конституционно-правовым статусом, то есть имеет симметричное федеративное территориальное устройство. В состав же США наряду с 50 штатами входят федеральный округ Колумбия, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико, некоторые другие островные территории, не имеющие статуса штата, из чего можно сделать вывод об асимметричном территориальном устройстве этой страны. Что касается унитарных государств, то чисто симметричное устройство встречается нечасто: столицы обычно имеют несколько или существенно иной статус по сравнению с остальными территориальными единицами высшего уровня.

      Асимметрия  территориального устройства государства  нередко обусловлена тем, что в нем имеются компактно проживающие инонациональные группы, которым предоставлена национально- территориальная автономия.

      Некоторые конституции содержат перечень существующих политико-территориальных единиц высшего  уровня - субъектов федерации.

      Крайне редко можно в конституциях встретить норму, определяющую минимальное число жителей, необходимое для образования территориальной единицы. Так, часть вторая ст. 5 Конституции Исламской Федеративной Республики Коморских островов 1978 года в редакции 1982 года устанавливает, что община может быть образована при наличии не менее 100 жителей.2

      В конце XIX – начале XX вв. в виде особых форм государственного устройства выделялись так называемые инкорпорация и сюзеренитет.

      Характеризуя  последние одновременно как формы государственного устройства и формы соединения государств, Ф. Кистяковский писал, что в соединениях государств – обычных явлениях политической жизни, суть которых заключается в объединении их между собою «юридической связью, так что в некоторых областях правовой жизни эти государства выступают, как одно целое», – инкорпорация и сюзеренитет занимают особое место.3

______________

2 – Маклаков В.В. Конституция зарубежных государств. М., 1999. С. 864.

3 – Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. С. 280.

      Инкорпорация  представляет собой «полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный характер».                                                                      

      В то же время сюзеренитет характеризуется как вассальное подчинение одного государства (вассала) «в известных отношениях» власти другого государства (сюзерена).                                                                                        В отличие от  сюзеренитета, который является данью прошлого, инкорпорацию можно рассматривать и как явление настоящее. Показательным примером в этом отношении может служить «воссоединение» по форме, а поглощение, по сути, и содержанию в 90-е годы Германской Демократической Республики (ГДР) Федеративной Республикой Германии (ФРГ). 

      Унитарное государство 

      Среди основных форм государственного устройства наиболее простой и в то же время  наиболее распространенной формой является унитарное государство.

      Унитарное государство –  это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

      Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

  • Унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшее исполнение, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
  • На территории унитарного государства действует одна Конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
  • Составные части унитарного государства (области, департаменты,

Информация о работе Формы государственного устройства