Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 00:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ форм государственного устройства.

Задачами курсовой работы являются:

- исследование понятий и классификация форм государственного устройства;

- исследование проблем эволюции формы государственного устройства России;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

I. Форма государственного устройства…………………………………….....5

1.1. Понятие формы государства…………………………………………....5

1.2. Государственное устройство и его виды……………………………....5

Унитарное государство……………………………………………….....9

Федеративное государство……………………………………………..13

Конфедеративное государство………………………………………....17

1.3. Особенности формы государственного устройства

Российской Федерации………………………………………………...20


Заключение……..…………………………………………………………….23

Список литературы……………………………………………………….…24

Файлы: 1 файл

полный вариант.doc

— 116.50 Кб (Скачать)
y">5 – Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1999. С. 387.

      Демократичность федеративного территориального устройства заключается в том, что оно предполагает децентрализацию власти, ее полицентризм, гарантирующий от диктатуры. Правда, это верно при том непременном условии, что федерация является действительной, а не мнимой, какой была, например, советская «федерация», и что субъекты федерации организованы демократически. В противном случае возникает децентрализованная бюрократическая диктатура, которая на положении человека сказывается еще отрицательнее, чем централизованная.

      В то же время федерация – это  целостное суверенное государство с общей конституцией, системой федеральных государственных органов и учреждений, общей территорией, общим государством. Конституции многих федеративных государств уделяют гарантиям целостности повышенное внимание.

      Не  следует забывать, про круг проблем касающихся федерализма, он весьма широк и разнообразен. Это, в частности, вопросы сущности, содержания и назначения федерализма, его функций, места и роли в жизни общества и государства. Это также проблемы, касающиеся характера взаимоотношений центра и субъектов федерации, деятельности судебных органов в условиях федерализма, активности политических партий, различных общественных организаций и средств массовой информации. В исследованиях затрагиваются и другие не менее важные вопросы, значительная часть которых относится к определению самого понятия федерализма, к установлению основных форм его проявления, выявлению его общих и специфических черт, его роли и назначения. 

      Конфедеративное государство

      Одной из важнейших форм государственного устройства, хотя и менее распространенной по сравнению с другими, является конфедерация.

      Она представляет собой объединение  или союз государств, при котором  государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства – члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенном порядке и преследуют строго определенные цели.

      Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

      Конфедерация  нередко рассматривается как  промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации. В настоящее время конфедерацией  в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве Независимых Государств (СНГ). В качестве конфедерации нередко рассматривается и Европейский союз.

      В отечественной и зарубежной юридической литературе конфедерация как форма государственного устройства не всегда воспринимается однозначно. Традиционные споры время от времени возникают не только и даже не столько по поводу ее отличительных признаков и черт, сколько по поводу ее формально-юридической природы и характера. Дело в том, что если одними авторами конфедерация воспринимается исключительно как форма государственного устройства, то другими – как международно-правовое объединение, как субъект международного права.

      В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими признаками:

  • Конфедерация не имеет своих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации;
  • Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
  • Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
  • Государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правил, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза;
  • Конфедерация основана «на международных взаимных обязательствах соединенных государств, вытекающих из договора», а федерация – на «объективном праве, установленном путем всеобщего соглашения, и закона или обычая»;
  • Членам конфедерации признается право выхода из союза, тогда как у субъектов федерации такого права нет;

         

      Конфедерация  во многих случая рассматривается как  «отражение (выражение) федерализма», и поскольку конфедерализм отражает общность некоторых принципов федерализма, таких, например, как принцип совмещения воль и автономии, то можно говорить не только и даже не столько о различии федерации и конфедерации, сколько об их общности и сходстве. С той, однако, разницей, что в условиях основной акцент делается на принципе автономии. Последнее вполне объяснимо, поскольку конфедерация всегда предполагает гораздо большую самостоятельность своих составных частей – субъектов, их более широкую автономию, чем федерация.7

      В качестве объединяющего, а точнее, сближающего  конфедерацию с федерацией фактора, рядом исследователей рассматривается то обстоятельство, что конфедерация, даже в том случае, когда она представляется как «чисто» международная организация, являющуюся по своей природе «чисто» национальной организацией.

      Примером  могут служить: конфедерация, существовавшая до перерастания ее в федерацию на территории США (1776-1789), конфедерация   земель    Германии   (1815-1867),  а   также   конфедерация,

______________

7 – Иванов Г.В. Принципы федерализма. М., 1996. С. 103.

состоявшая из кантонов Швейцарии (1815-1848). Все эти государственные объединения, первоначально зародились в форме конфедерации, в силу экономических, политических и иных многочисленных причин, постоянно трансформировались в классические федерации. 

      Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию, примером могут служить: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и др.  

      1.6. Особенности формы  государственного  устройства Российской  Федерации

      Российская  Федерация характеризуется рядом  особенностей, существенно отличающих от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Однако образование  Российской Федерации (сначала РСФСР) шло совсем другим путем. Россия не является федерацией, созданной как объединения несколько государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а так же национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Именно  поэтому Российская Федерация с самого начала своего создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республики, и основанной на автономии, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

      Порядок образования Российской Федерации  свидетельствует о том, что с  момента своего возникновения эта федерация носила договорно-конституционный или договорный характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила Конституция.

      Не  обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немело споров. Однако главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

      Ныне  Российская Федерация в большей  мере подходит на классическое федеративное государство, чем ее предшественник - РСФСР. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Однако, несмотря на изменения многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.

      Российская  Федерация, как и любая другая федерация, является не союзным государством, а единым государством. Поэтому находящиеся  в ее составе государства –  республики не могут заключить с  ней межгосударственные договора  на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело - многосторонние и двусторонние соглашения Российской Федерации и ее субъектов о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Договор от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации.

      Сегодня этот договор в части, не противоречащей Конституции РФ, наряду с ней лежит в основе отношений Российской Федерации с республиками, подписавшими этот договор. Однако их цель состоит не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этих государств, уже определенный Конституцией Российской Федерации, а в том, чтобы более точно определить механизм реализации государственных полномочий, как Федерацией, так и ее субъектами. Они позволяют повысить уровень взаимопонимания Российской Федерации с ее субъектами, стабилизировать в них политическую обстановку.

      В настоящее время Российская Федерация  имеет в своем составе три  вида субъектов – государства  в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик; государственно-территориальные  образования – края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами Российской Федерации; национально-государственные образования – автономная область и автономные округа. Таким образом, и сейчас сохраняется традиционно свойственные Российской Федерации субъекты – автономные образования.

                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Заключение  

      В заключение данной курсовой работы хотелось бы еще раз рассмотреть форму государства в историческом аспекте и попытаться вывести наиболее справедливую (по современным понятиям) и эффективную ее разновидность. Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Как уже говорилось выше, необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века.

      Таким образом, в древности и в средние  века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.

      С появлений федераций положение изменилось. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня. Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы.

                                            Список литературы  

  • Государствоведения  – Чиркин В.Е. М., 2000 г.
  • Государство и право // учебное пособие – Алексеев С.А. М., Проспект 1993 г.
  • Европейское право – Топорнин Б.Н. М., 2003 г.
  • Конституция Республики Болгарии. М., 1991 г.
  • Конституция Российской Федерации. М., 1993 г
  • Конституционное право зарубежных стран // учебное пособие под редакцией Чиркина В.Е. М., 1999 г.
  • Лекции по общему государственному праву – Кистяковский Ф.
  • Модели современного федерализма – Чиркин В.Е. М., 1994 г.
  • Общая теория права – Алексеев С.С. М., 1981 г.
  • Общее учение о государстве – Гумплович Л. Питер, 2001 г.
  • Принципы федерализма – Иванов Г.В. М., 1996 г.
  • Проблемы теории международного права – Ушаков Н.Г. М., 1988 г.
  • Развитие федеративных отношений в современной России. – Лысенко В.А. М., 1995 г.
  • Современное конституционное право зарубежных стран.

Информация о работе Формы государственного устройства