Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 00:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ форм государственного устройства.
Задачами курсовой работы являются:
- исследование понятий и классификация форм государственного устройства;
- исследование проблем эволюции формы государственного устройства России;
Введение………………………………………………………………………..3
I. Форма государственного устройства…………………………………….....5
1.1. Понятие формы государства…………………………………………....5
1.2. Государственное устройство и его виды……………………………....5
Унитарное государство……………………………………………….....9
Федеративное государство……………………………………………..13
Конфедеративное государство………………………………………....17
1.3. Особенности формы государственного устройства
Российской Федерации………………………………………………...20
Заключение……..…………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………….…24
Демократичность федеративного территориального устройства заключается в том, что оно предполагает децентрализацию власти, ее полицентризм, гарантирующий от диктатуры. Правда, это верно при том непременном условии, что федерация является действительной, а не мнимой, какой была, например, советская «федерация», и что субъекты федерации организованы демократически. В противном случае возникает децентрализованная бюрократическая диктатура, которая на положении человека сказывается еще отрицательнее, чем централизованная.
В то же время федерация – это целостное суверенное государство с общей конституцией, системой федеральных государственных органов и учреждений, общей территорией, общим государством. Конституции многих федеративных государств уделяют гарантиям целостности повышенное внимание.
Не
следует забывать, про круг проблем
касающихся федерализма, он весьма широк
и разнообразен. Это, в частности, вопросы
сущности, содержания и назначения федерализма,
его функций, места и роли в жизни общества
и государства. Это также проблемы, касающиеся
характера взаимоотношений центра и субъектов
федерации, деятельности судебных органов
в условиях федерализма, активности политических
партий, различных общественных организаций
и средств массовой информации. В исследованиях
затрагиваются и другие не менее важные
вопросы, значительная часть которых относится
к определению самого понятия федерализма,
к установлению основных форм его проявления,
выявлению его общих и специфических черт,
его роли и назначения.
Конфедеративное государство
Одной из важнейших форм государственного устройства, хотя и менее распространенной по сравнению с другими, является конфедерация.
Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства – члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенном порядке и преследуют строго определенные цели.
Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
Конфедерация
нередко рассматривается как
промежуточное звено на пути движения
государств к образованию федерации.
В настоящее время
В отечественной и зарубежной юридической литературе конфедерация как форма государственного устройства не всегда воспринимается однозначно. Традиционные споры время от времени возникают не только и даже не столько по поводу ее отличительных признаков и черт, сколько по поводу ее формально-юридической природы и характера. Дело в том, что если одними авторами конфедерация воспринимается исключительно как форма государственного устройства, то другими – как международно-правовое объединение, как субъект международного права.
В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими признаками:
Конфедерация
во многих случая рассматривается как
«отражение (выражение) федерализма»,
и поскольку конфедерализм
В качестве объединяющего, а точнее, сближающего конфедерацию с федерацией фактора, рядом исследователей рассматривается то обстоятельство, что конфедерация, даже в том случае, когда она представляется как «чисто» международная организация, являющуюся по своей природе «чисто» национальной организацией.
Примером могут служить: конфедерация, существовавшая до перерастания ее в федерацию на территории США (1776-1789), конфедерация земель Германии (1815-1867), а также конфедерация,
______________
7 – Иванов Г.В. Принципы федерализма. М., 1996. С. 103.
состоявшая из кантонов Швейцарии (1815-1848). Все эти государственные объединения, первоначально зародились в форме конфедерации, в силу экономических, политических и иных многочисленных причин, постоянно трансформировались в классические федерации.
Как
правило, конфедеративные государства
не долговечны, либо они распадаются, либо
превращаются в федерацию, примером могут
служить: Германский союз (1815-1867), Швейцарский
союз (1815-1848) и др.
1.6. Особенности формы государственного устройства Российской Федерации
Российская
Федерация характеризуется
Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила договорно-конституционный или договорный характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила Конституция.
Не
обладая классическими
Ныне Российская Федерация в большей мере подходит на классическое федеративное государство, чем ее предшественник - РСФСР. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Однако, несмотря на изменения многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.
Российская Федерация, как и любая другая федерация, является не союзным государством, а единым государством. Поэтому находящиеся в ее составе государства – республики не могут заключить с ней межгосударственные договора на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело - многосторонние и двусторонние соглашения Российской Федерации и ее субъектов о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Договор от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации.
Сегодня этот договор в части, не противоречащей Конституции РФ, наряду с ней лежит в основе отношений Российской Федерации с республиками, подписавшими этот договор. Однако их цель состоит не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этих государств, уже определенный Конституцией Российской Федерации, а в том, чтобы более точно определить механизм реализации государственных полномочий, как Федерацией, так и ее субъектами. Они позволяют повысить уровень взаимопонимания Российской Федерации с ее субъектами, стабилизировать в них политическую обстановку.
В
настоящее время Российская Федерация
имеет в своем составе три
вида субъектов – государства
в составе Российской Федерации,
преобразованные, как правило, из бывших
автономных республик; государственно-
В заключение данной курсовой работы хотелось бы еще раз рассмотреть форму государства в историческом аспекте и попытаться вывести наиболее справедливую (по современным понятиям) и эффективную ее разновидность. Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Как уже говорилось выше, необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория "политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века.
Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.
С появлений федераций положение изменилось. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня. Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы.