Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 00:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ форм государственного устройства.
Задачами курсовой работы являются:
- исследование понятий и классификация форм государственного устройства;
- исследование проблем эволюции формы государственного устройства России;
Введение………………………………………………………………………..3
I. Форма государственного устройства…………………………………….....5
1.1. Понятие формы государства…………………………………………....5
1.2. Государственное устройство и его виды……………………………....5
Унитарное государство……………………………………………….....9
Федеративное государство……………………………………………..13
Конфедеративное государство………………………………………....17
1.3. Особенности формы государственного устройства
Российской Федерации………………………………………………...20
Заключение……..…………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………….…24
округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не
обладают;
С точки зрения организации публичной власти унитарное государство можно разделить на:
В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.
Например, согласно ст. 117 Конституции Итальянской Республики 1947 года «Конституции зарубежных государств», в пределах основных принципов, установленных законами государства, и при условии непротиворечия национальным интересам и интересам других областей область может издавать законодательные нормы по 18 позициям (организация ведомств и административных единиц областного подчинения, границы общин, местная полиция, градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др.), а также по другим вопросам, указанным конституционными законами. Области также могут наделяться правом, издавать нормы для проведения в жизнь общегосударственных законов. Учитывая содержащиеся в статье оговорки, следует признать, что перечисленные предметы ведения образуют совместную сферу компетенции государства и областей, а исключительной сферы ведения в отличие от субъектов федераций области не имеют. Напротив, все, что находится за пределами ст. 117, составляет исключительную сферу ведения государства.
По вопросам, кроме тех, которые общегосударственными законами передаются в ведение провинций, общин или иных местных единиц, области могут осуществлять административные функции, причем государство может передавать областям и другие административные функции. Область осуществляет все эти функции, как правило, через провинции, общины или иные местные единицы.
Областям гарантируется финансовая автономия, но запрещается чинить препятствия свободному передвижению лиц и вещей, профессиональным и иным занятиям граждан.
Согласно ст. 123, каждая область имеет устав (статус), который в соответствии с Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентарных актов. Устав принимается областным советом абсолютным большинством его состава и утверждается законом республики. Пять областей, наделенных особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы, принятые конституционными законами (ст. 116). Здесь, таким образом, наблюдается определенная асимметрия
территориального устройства, которую, мы отмечали выше в Конституции
зарубежных
государств.
Относительно децентрализованными унитарными государствами являются такие, в которых высшие территориальные единицы носят исключительно или главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы.
Например,
ч.1 ст. 2 Конституции Республики Болгарии
1991 года устанавливает: «Республика Болгария
является единым государством с местным
самоуправлением. В ней не допускаются
автономные территориальные образования».
Последняя норма направлена против возможных
намерений компактно проживающего и растущего
турецкого меньшинства. Но независимо
от этого не слишком точного конституционного
положения (местное самоуправление по
определению предполагает территориальную
автономию) ч. 1 ст. 136 Конституции характеризует
общину как основную административно-
Централизованные унитарные государства - это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, в том числе «социалистических», формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных «партийных» руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной «партийной» власти.
Унитарными государствами в настоящее
время являются Великобритания, Нидерланды,
Дания, Китай, Монголия, Япония и т.д.
Федеративное государство
В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют «сложной», поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности.
Обращая внимание на это обстоятельство, отечественные исследователи отмечали, что «девятая часть государств мира – 21 государство – являются федерациями, в них проживает около трети населения Земли». Среди федеративных государств есть высокоразвитые гиганты (США) и малые индустриальные страны (Бельгия, ставшая федерацией в соответствии с конституционными поправками 1993 г.), крупные (Бразилия) и небольшие государства (новая Союзная Республика Югославия), находящиеся на среднем уровне развития, разного рода бывшие колонии (Индия с почти миллиардным населением и малая Исламская Федеративная Республика Коморских Островов), страны со значительным удельным весом патриархальных порядков (Танзания в Африке). Они неодинаковы по характеру социальной напряженности, связанной, в частности, с несовершенством федеративной структуры (например, в Канаде), и с точки зрения государствоведческих, правовых характеристик, совокупность которых образует определенную модель федерализма как особой формы государственного устройства.4
Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего, национальным составом населения, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.
Вместе с тем, можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
Конституции, имеют свои
и судебные органы;
_____________
4 – Чиркин В.Е. Модели современного федерализма. М., 1994. С. 150.
Подавляющую часть территории федеративных государств занимают субъекты федерации, например, в Малайзии, ОАЭ, вся территория состоит только из субъектов. Их число неодинаково: от 2 в Танзании до 50 в США.
Субъекты федерации называются по-разному: штаты - в США, Индии, Эфиопии; провинции - в Канаде, Пакистане; земли - в Австрии, Германии; кантоны - в Швейцарии; эмираты - в ОАЭ.
Субъекты федерации часто имеют свои Конституции (в США, Мексике – все штаты, в Танзании – только Занзибар, в Индии свой конституционный закон имеет штат Джамму и Кашмир), но в провинциях Канады и Пакистана, у штатов Венесуэлы конституций нет. В отличие от автономии субъекты федераций сами принимают свои конституции, которые не нуждаются в утверждении центральных органов (речь, разумеется, идет о тех федерациях, где субъекты имеют свои конституции), Субъекты федераций создают свои парламенты (кроме ОАЭ, где субъектами управляют абсолютные монархи - эмиры). Эти парламенты могут быть и однопалатными, и двухпалатными (в Индии, например, часть штатов, имеют двухпалатные парламенты, а часть - однопалатные). Парламенты издают местные законы. В Швейцарии в некоторых небольших кантонах законы принимаются народными собраниями. Штаты имеют свое правительство (его глава - губернатор, премьер-министр, главный министр), могут иметь собственную судебную
систему, вплоть до верховных судов штатов, действующих параллельно с
федеральными судами (например, в США), но во многих федерациях (например, в Канаде) у провинций собственной судебной системы нет.
Субъекты федераций могут
Иногда
субъекты федераций создают свои
представительства в других государствах,
но только с разрешения министерства
иностранных дел. Такие представительства
выполняют лишь задачи экономического,
культурного, но не политического характера.
Федеративное государство иногда называют союзным, что отражается даже в их официальных наименованиях, например Союзная Республика Югославия. Федеративная Республика Германия в буквальном переводе значит Союзная Республика Германия, а названия ее федеральных органов тоже буквально следовало бы переводить как союзные – Союзный президент, Союзный канцлер и т.д.
Федерализм
– по определению более
Арабские Эмираты, как видно из их названия, представляют собой федерацию монархий, и один из монархов-эмиров избирается своеобразным президентом этого государства. Частично сходная ситуация в Малайзии, где часть субъектов федерации форму правления имеют республиканскую, однако Верховным правителем избирается один из монархов-султанов, возглавляющих другие субъекты федерации.
Монархиями являются такие федерации, как Бельгия, Канада, Австралия, но субъекты этих федераций организованы по республиканскому типу.
_____________