Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 00:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ форм государственного устройства.

Задачами курсовой работы являются:

- исследование понятий и классификация форм государственного устройства;

- исследование проблем эволюции формы государственного устройства России;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

I. Форма государственного устройства…………………………………….....5

1.1. Понятие формы государства…………………………………………....5

1.2. Государственное устройство и его виды……………………………....5

Унитарное государство……………………………………………….....9

Федеративное государство……………………………………………..13

Конфедеративное государство………………………………………....17

1.3. Особенности формы государственного устройства

Российской Федерации………………………………………………...20


Заключение……..…………………………………………………………….23

Список литературы……………………………………………………….…24

Файлы: 1 файл

полный вариант.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

        округа, провинции, графства) государственным  суверенитетом не

         обладают;

  • Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускают национальную и законодательную автономию;
  • Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
  • Имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;
  • В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные организации.

      С точки зрения организации публичной власти унитарное государство можно разделить на:

  • Децентрализованные;
  • Относительно децентрализованные;
  • Централизованные.

      В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

      Например, согласно ст. 117 Конституции Итальянской  Республики 1947 года «Конституции зарубежных государств», в пределах основных принципов, установленных законами государства, и при условии непротиворечия национальным интересам и интересам других областей область может издавать законодательные нормы по 18 позициям (организация ведомств и административных единиц областного подчинения, границы общин, местная полиция, градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др.), а также по другим вопросам, указанным конституционными законами. Области также могут наделяться правом, издавать нормы для проведения в жизнь общегосударственных законов. Учитывая содержащиеся в статье оговорки, следует признать, что перечисленные предметы ведения образуют совместную сферу компетенции государства и областей, а исключительной сферы ведения в отличие от субъектов федераций области не имеют. Напротив, все, что находится за пределами ст. 117, составляет исключительную сферу ведения государства.

      По  вопросам, кроме тех, которые общегосударственными законами передаются  в ведение  провинций, общин или иных местных  единиц, области могут осуществлять административные функции, причем государство может передавать областям и другие административные функции. Область осуществляет все эти функции, как правило, через провинции, общины или иные местные единицы.

      Областям  гарантируется финансовая автономия, но запрещается чинить препятствия  свободному передвижению лиц и вещей, профессиональным и иным занятиям граждан.

      Согласно  ст. 123, каждая область имеет устав (статус), который в соответствии с Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся  к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентарных актов. Устав принимается областным советом абсолютным большинством его состава и утверждается законом республики. Пять областей, наделенных особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы, принятые конституционными законами (ст. 116). Здесь, таким образом, наблюдается определенная асимметрия

территориального  устройства, которую, мы отмечали выше в Конституции

зарубежных  государств.  

      Относительно  децентрализованными унитарными государствами являются такие, в которых высшие территориальные единицы носят исключительно или главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы.

      Например, ч.1 ст. 2 Конституции Республики Болгарии 1991 года устанавливает: «Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования». Последняя норма направлена против возможных намерений компактно проживающего и растущего турецкого меньшинства. Но независимо от этого не слишком точного конституционного положения (местное самоуправление по определению предполагает территориальную автономию) ч. 1 ст. 136 Конституции характеризует общину как основную административно-территориальную единицу, в которой осуществляется местное самоуправление. Что же касается единиц высшего уровня - областей, то, согласно ст. 142 и 143, область - административно-территориальная единица для проведения региональной политики, осуществления государственного управления на местах и обеспечения соответствия между национальными и местными интересами, а поэтому управление в области осуществляется областным управляющим с помощью областной администрации. Областной управляющий назначается Советом министров и обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за защиту национальных интересов, законности и общественного порядка, осуществляет административный контроль «Конституции зарубежных государств».

      Централизованные унитарные государства - это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, в том числе «социалистических», формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных «партийных» руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной «партийной» власти.

        Унитарными государствами в настоящее время являются Великобритания, Нидерланды, Дания, Китай, Монголия, Япония и т.д.  

      Федеративное  государство

      В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют «сложной», поскольку федерация  представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности.

      Обращая внимание на это обстоятельство, отечественные  исследователи отмечали,  что  «девятая часть государств мира – 21 государство – являются федерациями, в них проживает около трети населения Земли». Среди федеративных государств есть высокоразвитые гиганты (США) и малые индустриальные страны (Бельгия, ставшая федерацией в соответствии с конституционными поправками 1993 г.), крупные (Бразилия) и небольшие государства (новая Союзная Республика Югославия), находящиеся на среднем уровне развития, разного рода бывшие колонии (Индия с почти миллиардным населением и малая Исламская Федеративная Республика Коморских Островов), страны со значительным удельным весом патриархальных порядков (Танзания в Африке). Они неодинаковы по характеру социальной напряженности, связанной, в частности, с несовершенством федеративной структуры (например, в Канаде), и с точки зрения государствоведческих, правовых характеристик, совокупность которых образует определенную модель федерализма как особой формы государственного устройства.4

      Федерация – добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

      Федеративное  государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет  свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего, национальным составом населения, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

      Вместе  с тем, можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.
  • В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
  • Субъекты федерации имеют право принятия собственной

        Конституции, имеют свои высшие  исполнительные, законодательные   

         и судебные органы;

  • В большинстве федераций существует союзное гражданство федеральных единиц;
  • При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;
  • Основную государственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, ФРГ и др.).

_____________

4 – Чиркин В.Е. Модели современного федерализма. М., 1994. С. 150.

      Подавляющую часть территории федеративных государств занимают субъекты федерации, например, в Малайзии, ОАЭ, вся территория состоит только из субъектов. Их число неодинаково: от 2 в Танзании до 50 в США.

      Субъекты  федерации называются по-разному: штаты - в США, Индии, Эфиопии; провинции - в  Канаде, Пакистане; земли - в Австрии, Германии; кантоны - в Швейцарии; эмираты - в ОАЭ. 

      Субъекты  федерации часто имеют свои Конституции (в США, Мексике – все штаты, в Танзании – только Занзибар, в  Индии свой конституционный закон  имеет штат Джамму и Кашмир), но в  провинциях Канады и Пакистана, у штатов Венесуэлы конституций нет. В отличие от автономии субъекты федераций сами принимают свои конституции, которые не нуждаются в утверждении центральных органов (речь, разумеется, идет о тех федерациях, где субъекты имеют свои конституции), Субъекты федераций создают свои парламенты (кроме ОАЭ, где субъектами управляют абсолютные монархи - эмиры). Эти парламенты могут быть и однопалатными, и двухпалатными (в Индии, например, часть штатов, имеют двухпалатные парламенты, а часть - однопалатные). Парламенты издают местные законы. В Швейцарии в некоторых небольших кантонах законы принимаются народными собраниями. Штаты имеют свое правительство (его глава - губернатор, премьер-министр,  главный министр),  могут иметь собственную судебную

систему, вплоть до верховных судов штатов,  действующих параллельно с

федеральными  судами (например, в США), но во многих федерациях (например, в Канаде) у  провинций собственной судебной системы нет.

        Субъекты федераций могут иметь  свое гражданство (в США его  имеют все штаты, а в Индии  и Пакистане у субъектов федерации собственного гражданства нет). Иногда штаты имеют свои символы (герб, флаг, столицу), могут заключать между собой неполитические союзы (создание федеративных образований, иных, чем существующая федерация, им запрещено), а также соглашения экономического и культурного характера с субъектами федераций других государств (это делается главным образом между субъектами, близкими по языку, а иногда и с другими государствами, например соглашения франкоязычного Квебека в Канаде с Францией).5

      Иногда  субъекты федераций создают свои представительства в других государствах, но только с разрешения министерства иностранных дел. Такие представительства  выполняют лишь задачи экономического, культурного, но не политического характера.  

      Федеративное государство иногда называют союзным, что отражается даже в их официальных наименованиях, например Союзная Республика Югославия. Федеративная Республика Германия в буквальном переводе значит Союзная Республика Германия, а названия ее федеральных органов тоже буквально следовало бы переводить как союзные – Союзный президент, Союзный канцлер и т.д.

      Федерализм  – по определению более демократическая  форма организации государства, чем унитаризм, и естественно, что  в подавляющем большинстве случаев  федерации имеют республиканскую форму   правления.    Однако    есть   и  исключения.   Так,   Объединенные

Арабские  Эмираты, как видно из их названия, представляют собой федерацию монархий, и один из монархов-эмиров избирается своеобразным президентом этого  государства. Частично сходная ситуация в Малайзии, где часть субъектов федерации форму правления имеют республиканскую, однако Верховным правителем избирается один из монархов-султанов, возглавляющих другие субъекты федерации.   

      Монархиями  являются такие федерации, как Бельгия, Канада, Австралия, но субъекты этих федераций организованы по республиканскому типу.

_____________

Информация о работе Формы государственного устройства