Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 11:06, доклад
Основные понятия: форма государственного устройства, унитарное государство, федерация.
Форма
государственного устройства
Основные
понятия: форма государственного устройства,
унитарное государство, федерация.
Унитарное государство
Форма
государственного устройства — второй
элемент формы государства.
Форма государственного устройства — способ территориальной организации государственной власти. |
В зависимости
от формы государственного устройства
государства делятся на унитарные
и федеративные.
Унитарное
государство —
государство, состоящее
из административно- |
В
унитарном государстве
Федеративное государство
В
отличие от регионов унитарного государства,
государственные образования, входящие
в состав федерации (субъекты федерации)
обладают элементами суверенитета.
Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований (субъектов), обладающих элементами государственного суверенитета. |
Субъекты
федерации могут иметь
В
зависимости от особенностей субъектов,
федерация может быть национальной,
где субъекты — национально-государственные
образования, например, СССР, Югославия,
Чехословакия; территориальной, где
субъекты — территориальные образования,
например, США, Германия, и смешанной,
где субъекты — национально-государственные
и территориальные образования. Единственной
смешанной федерацией является Россия.
Федеративное устройство России
В Российской Федерации насчитывается 89 субъектов, которые относятся к: 1) республикам; 2) автономным округам; 3) автономной области; 4) областям; 5) краям; 6) городам федерального значения. Особенность автономной области и автономных округов состоит в том, что они (исключение составляет Чукотский автономный округ) одновременно входят в состав других субъектов Федерации — краев или областей.
Федеративное устройство Российского государства основывается на ряде принципов. Первым из них следует отметить государственную целостность. Этот принцип означает, что Российская Федерация — единое, нераздельное государство, включающее в свой состав государственные образования, не имеющие права выхода из Федерации. Запрет на выход из состава государства субъектов федерации соответствует международному праву и мировому опыту федеративного устройства.
С государственной целостностью тесно связан другой принцип федеративного устройства России — единство системы государственной власти. Федеральные органы власти и органы власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему государственной власти. Федеральные органы государственной власти распространяют свои полномочия на всю территорию Федерации, органы субъектов Российской Федерации — на территорию соответствующего субъекта.
К
принципам федеративного
Еще
один принцип федеративного
Разграничение предметов ведения и полномочия федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации
Разграничение
предметов ведения и полномочий
федеральных органов
1) исключительные предметы ведения Российской Федерации — перечень вопросов, которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти (принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации и т.д.).
2) предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов ( вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта и т. д.)
2) исключительные предметы ведения субъектов Российской Федерации. К ним относятся вопросы, находящиеся вне исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Эта группа предметов ведения Конституцией РФ не конкретизируется.
Законы
и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации
не могут противоречить федеральным законам,
регулирующим первые две группы вопросов.
В случае же противоречия между федеральным
законом и иным актом, изданным в субъекте
Российской Федерации, действует федеральный
закон. При противоречии между федеральным
законом и нормативным правовым актом
субъекта Федерации, принятым по вопросам,
находящимся вне ведения Российской Федерации
и ее совместного с субъектами ведения,
действует нормативный правовой акт субъекта
Федерации. Споры о компетенции между
государственными органами Российской
Федерации и органами государственной
власти ее субъектов разрешаются Конституционным
судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности
нормативных актов субъектов Российской
Федерации, изданных по вопросам, относящимся
к ведению органов государственной власти
РФ и ее совместному с субъектами ведению.
Конфедерация
В отличие от унитарной и федеративной форм государственного устройства, конфедерация — форма межгосударственного объединения. Конфедерация — временный союз суверенных государств, созданный для достижения общих политических, экономических, военных и других целей. Конфедерация является, как правило, переходной формой от раздельного существования государств к федеративному. Конфедерациями были, например, США и Швейцария. Встречаются и случаи, когда конфедерации распадаются. Так, распалась Объединенная Арабская Республика (ОАР), созданная Египтом и Сирией.
В
основе создания конфедерации лежит договор
об ее образовании или конституция. Решения
наднациональных (конфедеративных) органов
получают обязательную силу после их одобрения
участниками конфедерации. В конфедерации
отсутствуют единое
гражданство, единые
вооруженные силы, правоохранительные
органы. В рамках конфедерации может
проводиться единая таможенная, финансовая
и денежная политика, но на международной
арене субъекты конфедерации выступают
отдельно и имеют право свободного
выхода из союза.