Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 10:58, реферат

Краткое описание

Проблема территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией. Цель работы: раскрыть характерные черты форм государственного устройства и проанализировать значимость этих форм

Оглавление

Введение
Понятие форма государственного устройства
Унитарная форма государственного устройства.
Федеративная форма государственного устройства.
Конфедеративная форма государственного устройства
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Формы гос.устройства.doc

— 90.00 Кб (Скачать)


 

Оглавление

 

Введение.

 

Понятие форма государственного устройства

 

Унитарная форма государственного устройства.

 

Федеративная форма государственного устройства.

 

Конфедеративная форма государственного устройства.

 

Заключение

 

Список используемой литературы


Введение.

 

Каждое государство, имея свою территорию, ставит задачу организовать максимально эффективное управление ею. Это дости­гается не только тем, как отлажен государственный механизм, но и организацией самой территории, подразделением ее на части и осуществлением взаимодействия между центром и регионами. Таким образом, государственное устройство — это важнейший элемент государства, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений с центром.

Система территориальных составных частей (единиц) образу­ет территориальное деление государства. Оно представляет собой географическую основу территориального устройства.

Проблема территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.

Как и форма правления, территориальное устройство также уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи - делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

Разумеется, государство - это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может.

Цель работы:  раскрыть характерные черты форм государственного устройства и проанализировать  значимость этих форм.

Цель достигается рядом задач:

1.      Изучить литературу по данной теме;

2.      Познакомиться с понятием форма государственного устройства;

3.      Дать краткую характеристику основным формам государственного устройства.


Понятие форма государственного устройства

 

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно - через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная власть и государственное управление строятся, но территориальному принципу.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. "унус" - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.

Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различаются простые — унитарные и сложные — федеративные и конфедеративные государства.
Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.

В одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Например, монархические государства могут быть унитарными и федеративными, правда, последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).

В современной юридической и политической литературе обычно выделяют две основные формы государственного устройства – унитарное государство и федеративное государство (федерацию). В качестве особой формы государственного устройства в настоящее время рассматривается конфедерация.  

Унитарная форма государственного устройства.

 

              В отечественной и зарубежной юридической литературе ее изучению уделяется огромное внимание. Среди авторов, специализирующихся на исследовании форм государственного устройства, нет принципиальных расхождений по поводу того, что представляет собой унитарное государство и каковы его признаки и черты.

Все исследователи исходят из того, что унитарное государство – это всегда единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции». Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.

        Однако существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе, которые могут продолжаться на протяжении множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

        1) На территории унитарного государства действует одна конституция на всей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержится, принципы разграничения  полномочий  между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного устройства (по умолчанию), компетенцию главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти. (Конституция Франции 1958 г.). Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание  содержатся не в одном документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты правовые  и правовые обычаи).

       2) Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство,  парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный характер  и  не противоречит Конституции и также центральными органами власти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству,  парламенту.

     3)   Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам. Например: Французский парламент состоит из двух палат: нижний – Национального собрания и верхний – Сената. На  протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные.

        4)   Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Административно-территориальное единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным.         Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.           

Унитарными государствами в настоящее время являются Великобритания, Нидерланды, Дания, Венгрия, Китай, Монголия, Япония и др.

Федеративная форма государственного устройства.

 

              Федерация – сложная форма государственного устройства. В состав федерации входят не административно-территориальные единицы, а государственные либо национально-государственные образования. Имеется как федеральная конституция и законодательная система, так и конституция и законодательство субъектов Федерации. Последние имеют свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также гражданство. Парламент в федеративном государстве в подавляющем большинстве случаев имеет двухпалатную структуру, одна из палат представляет интересы субъектов Федерации.

              Основополагающими принципами образования и функционирования федеративной системы являются:

      добровольность объединения государств или государственных образований в федерацию;

      равноправие субъектов федерации независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала и пр.;

      плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами. Широкая возможность граждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических процессах;

      законность и конституционность, означающий строгое и неуклонное соблюдение федерацией и субъектами федерации, федеративными и всеми остальными органами и организациями обычных и конституционных законов как в отношениях друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно-политическими органами и организациями.

 

Федерации можно классифицировать в зависимости от того, какое значение в них играет национальный фактор. Так одни федерации построены по национальному признаку, другие – на национально-территориальной основе, третьи  на чисто территориальном принципе.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:

-              центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.

-              субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;

-              конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;

-              управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.

Национальная федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие  многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:

Информация о работе Формы государственного устройства