Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:09, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение и анализ форм государственного устройства.
Задачами курсовой работы являются:
Исследование понятия «государственное устройство» в юриспруденции;
Исследование формы государственного устройства России;
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1 Понятие и разновидности форм государственного устройства………………………………………………….……………………4
Глава 2 Теоретико-правовая характеристика форм государственного устройства……………………………………………………………………….8
2.1 Унитарное государство………………………….……………………8
2.2 Федеративное государство………………………….………………..11
2.3 Конфедерация……………………………………………………....…15
Глава 3 Форма государственного устройства РФ………………………….20
Заключение…………………………...…………………………………………25
Библиографический список…………………………………………………
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Факультет (институт) Юридический___________________
Специальность/направление
подготовки Юриспруденция_________________
Специализация/профиль/
Кафедра Теории государства
и права_________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)
на тему:
«Форма государственного устройства»
Автор работы:
студент 1 курса
заочной формы обучения
Ф.И.О. Дианова Дина Анатольевна
подпись_______________________
Руководитель работы:
Должность, звание к.ю.н. доцент
Ф.И.О. Борисов А.С.
Оценка________________________
Орел 2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Понятие и
разновидности форм государственного
устройства………………………………………………….
Глава 2 Теоретико-правовая
характеристика форм государственного
устройства……………………………………………………
2.1 Унитарное государство………………………
2.2 Федеративное государство………………
2.3 Конфедерация………………………………………………
Глава 3 Форма государственного устройства РФ………………………….20
Заключение…………………………...…………………
Библиографический список…………………………………………………..28
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма. Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно, в первую очередь, выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы - это значит, в первую очередь, изучать его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других странах. Причем не только на ранних и средних стадиях существования и развития человеческой цивилизации, но и во все последующие столетия и годы.
Цель курсовой работы - изучение и анализ форм государственного устройства.
Задачами курсовой работы являются:
Объектом исследования являются виды форм государственного устройства, как способов территориальной организации государственной власти
Предмет исследования – особенности функционирования различных форм государственного устройства.
Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные.
Степень научной разработанности данной проблемы. Курсовая работа выполнена на базе изучения и использования научно-монографического материала отечественных и зарубежных ученных, а так же учебной литературы.
Структура работы. Работа состоит из введения, заключения, списка использованных источников, а так же из трёх глав.
Глава 1 Понятие и разновидности форм государственного устройства
Понятие формы государственного устройства
Говоря о государственном устройстве, следует обратить внимание на многозначность этого понятия. В литературе говориться об устройстве государства как о форме государства в целом, об устройстве как о форме правления, об устройстве как территориальной организации. А.Б. Венгеров и Т.В. Кашанина считают, что действительно, во всех этих случаях речь идёт именно об устройстве (строении, организации) государства, только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном11.
Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием «территориальное устройство государства».
В целом форму государственного устройства можно определить как организацию государственной власти по территории (территориальной или национально-территориальной организации), характеризующая соотношение государства как целого с его составными частями.
Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки формы государственного устройства.
1. это один из элементов,
характеризующий форму
2. этот элемент показывает
из каких частей состоит
3. определяет правовое положение частей государства и взаимоотношение их органов.
4. показывает, как строятся
отношения между центральными
органами государственной
Форма государственного устройства наиболее полно раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого образования.
Разновидности форм государственного устройства
На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная. Традиционно конфедерацию рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств19.
Унитарное государство – это единое цельное государство,
состоящее из административно-
Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов:
1. действует одна конституция,
2. единая система законодательства,
3. одно гражданство.
4. функционирует единая денежная система,
5. проводится обязательная для
всех административно-
6. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах.
7. составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.
В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют «сложной», поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности14.
Можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций:
Конфедерация – это не международные организации, но еще и не государства, т.е. это международно-правовые объединения, в которых появляются зачатки государственно-правовой природы. Характеризуются тем, что создано и действует на основании международного договора, государства сохраняют независимый статус, суверенитет. У объединения государств в строгом смысле слова нет своей территории, поскольку таковой считается сумма территорий государств-участников. Однако при этом просматриваются контуры будущего государства: создание единых руководящих органов; принятие ими решений, действующих на территории объединения; образование общих войсковых формирований, таможенных и пограничных структур; отчисления денежных средств на содержание органов и указанных подразделений; возможное хождение единой валюты либо валюты на всей территории объединения; вынесение принципиального решения о равной защите интересов граждан на территории государств-членов, а также введение института гражданства.
Таким образом,
форма государственного устройства - это
способ (форма) территориальной организации
государственной власти, который выражается
в национально-государственном и административно-
Различают две основных формы государственного устройства: унитарную и федеративную. Также отдельно рассматривается конфедеративная форма государственного устройства5.
Глава 2 Теоретико-правовая характеристика форм государственного устройства
2.1 Унитарное государство
Унитарное государство - это
единое цельное государство, состоящее
из административно-
Подавляющее большинство стран мира (около 85%) избрало унитарную форму своего политико-территориального устройства. Это - Китай и Япония, Великобритания и Франция, Италия и Испания и др7.
Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению у прогрессу развития государственности.
В научной литературе он рассматривается как нормальная, наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства - управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной4.
В унитарном государстве высока степень
централизованного руководства и регулирования жизни государства
в целом и многих хозяйственных, социальных
и иных процессов в частности, хотя у органов
административно-
Особенности унитарного государства.
1. Это централизованное государство, не имеющее в своем составе территориально обособленных государственных образований.
2. Такое государство имеет
3. Оно имеет единую систему законодательства.
4. Для унитарного государства
характерна единая система
5. В таком государстве
6. Это государство имеет единый
центр представительства в
Признаки унитарного государства
Во-первых, унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.
Во-вторых, на территории унитарного государства
действует одна конституция, единая система
законодательства, одно гражданство. В
нем функционирует единая денежная система,
проводится обязательная для всех административно-
В-третьих, составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности22 В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.
По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.
В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Имеются и смешанные системы местного государственного устройства,
в которых присутствуют признаки централизации
и децентрализации. Например, Турецкая
республика. Местное самоуправление в
основных административно-