Форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение и анализ форм государственного устройства.
Задачами курсовой работы являются:
Исследование понятия «государственное устройство» в юриспруденции;
Исследование формы государственного устройства России;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1 Понятие и разновидности форм государственного устройства………………………………………………….……………………4
Глава 2 Теоретико-правовая характеристика форм государственного устройства……………………………………………………………………….8
2.1 Унитарное государство………………………….……………………8
2.2 Федеративное государство………………………….………………..11
2.3 Конфедерация……………………………………………………....…15
Глава 3 Форма государственного устройства РФ………………………….20
Заключение…………………………...…………………………………………25
Библиографический список…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

В-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.

В-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

В-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

В целом унитарное государство характеризуется единством, целостностью, неделимостью его территории16.

 

2.2 Федеративное  государство

Федеративное государство - это государство, состоящих из ряда государств или государственных образований, на территории которого действуют федеральные и республиканские органы власти.

Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися в субъекты федерации, либо вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими государствоподобных черт2.

В зависимости от этого различаются договорные и конституционные федерации. Например, США возникли как результат договора между 13 штатами15

В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на:

- территориальные (союзное  государство);

- национальные (союз государств);

- территориально-национальные.

Основное различие между территориальными и национальными федерациями состоит в различной степени суверенности их субъектов.

Территориальная федерация. В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы. Форма государственного устройства государства зависит от того, с какими государствами оно вступает в связи, на какой основе они складываются, а также от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:

- центральная власть обладает  верховенством по отношению к  высшим государственным органам  членов федерации.

- субъекты федерации конституционно  лишены права прямого представительства в международных отношениях;

- конституционное законодательство  не предусматривает, а иногда  и запрещает субъектам федерации  односторонний выход из союза;

- управление вооруженными  силами осуществляется союзными  государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.

Национальная федерация. Национальная федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие многонационального состава ее населения. В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы и поэтому она имеет место в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т.д., могут иметь место и культурные автономии.

Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:

- субъекты федерации - национально-государственные  образования, отличающиеся друг  от друга национальным составом  населения и, соответственно, его культурой;

- национальная федерация  строиться на принципе добровольного  объединения составляющих ее  субъектов, пользующихся одинаковыми  правами, не зависимо от размера  территории и численности населения;

- все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;

- высшие государственные  органы формируются из представителей  субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные  интересы и в необходимых случаях  координировать их;

- в основе национальной  федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности8.

Территориально-национальная федерация. Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных

В отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации.

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли, и т.д.). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя).

Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования.

В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции.

 Субъект федерации  обладает правом иметь собственную  судебную систему. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях21.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. Эти отношения в самом основном определяются конституцией федерации или федеративными договорами. Вопрос полномочий федеральных и местных органов решается на основе трех принципов:

- принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать решения;

- принцип совместной компетенции, т.е. установления одного и того же перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации решают те вопросы, которые входят в предмет их ведения.

 

2.3 Конфедерация 

Существует ряд подходов в определении конфедерации.

Традиционный подход

В рамках традиционного подхода конфедерация рассматривается как самостоятельная форма государственного устройства. Согласно традиционному подходу, конфедерация (от лат. «союх») – форма госyдаpственного yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем, они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические). Конфедерация выступает как форма союза госyдаpств, сохраняющих сyвеpенитет в полном объеме.18

Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких – либо общественных целей на основании договора о координации действий по ограниченному кругу вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, единой системы почтовой связи и таможенных тарифов, но при этом полностью сохраняют свой суверенитет, членство в ООН и других международных организациях.

Органы конфедерации обычно не имеют прямой власти по отношению к образующим ее государствам и в большинстве случаев принимают свои решения на основе консенсуса между заинтересованными сторонами, причем фактически эти решения вступают в силу лишь после их ратификации органами власти соответствующих государств.

Единой правовой, а также налоговой системой конфедерация, как правило, не обладает, однако может создавать единое экономическое пространство, вводить единую валюту и институт единого гражданства.

Антитрадиционный подход

Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, т.к. не обладает его признаками.

В частности, спорен вопрос суверенитета в конфедерации. Так, суверенитет в варианте унитарного государства принадлежит государству и только ему, что совпадает также со средневековой традицией, когда сувереном, в т. ч. и в составных системах, являлся носитель центральной власти – монарх (т.е. суверенитет принадлежал королю).

В государстве федеративном суверенитет принадлежит федеративному государству, однако существует возможность делегирования части содержания суверенитета вниз – субъектам федерации.

В конфедерации субъект суверенен, но часть содержания суверенитета союзным договором может делегироваться вверх – конфедерации.

Преобладающая ныне европейская точка зрения (прежде всего, немецкая) исходит из того, что суверенитет неделим. Эта точка зрения традиционна – на протяжении тысячелетий истории человечества все исходили из представления о неделимости суверенитета (определенное исключение составляли иногда только империи). Например, когда Иван III принял после разрыва отношений с Ордой титул самодержца, это означало, что он объявляет себя суверенным государем (т.е. что над ним больше нет ордынского хана), и ровным счетом больше ничего, и лишь позже этот титул наполнился другим содержанием6.

Иная точка зрения у Европейского института политических исследований (организации, финансируемой США, в силу чего данную точку зрения вполне можно считать американской): допускается делимость суверенитета, который предполагается при этом неразрушенным9

Сравнивая примат законодательства в различных типах государственного устройства, отмечаем, что в унитарном государстве действует примат государственного законодательства, а если есть конституция, то примат государственной конституции. В государстве федеративном действует примат федерального законодательства и прежде всего федеральной конституции, однако оговаривается, что относится к компетенции законодательства федерального, а что – к компетенции законодательства земель, штатов и пр. И, наконец, в конфедерациях действует примат законодательства субъекта конфедерации. Каждый субъект вправе иметь свою конституцию, а конституции конфедерации вообще не бывает. Законодательство субъектов конфедерации опирается на, всегда небольшой по объему, союзный договор, хотя могут заключаться и многосторонние соглашения, нацеленные на сближение законов субъектов конфедерации по содержанию10

Как правило, сама конфедерация не имеет законодательной палаты в собственном смысле этого слова. Заменяется эта палата союзным советом с ограниченными полномочиями17 

С этой точки зрения конфедерация – это скорее международно-правовое образование, чем форма государственного устройства.

Примеры конфедераций

Швейцарский союз

Древнейшая конфедерация, превратившаяся затем в государство, – Швейцарский союз, который сложился в 1391 г. в классической категории А.Тойнби (в т. н. ситуации «Вызов – Ответ»). «Вызовом» явилась агрессия Великого герцогства Бургундского. В «Ответ» первые три кантона – Берн, Цюрих и Ури – объединились в Швейцарский союз. Спустя немногим более, чем столетие «Ответ» полностью подавил «Вызов» – после битвы при Нанси независимое герцогство Бургундское прекращает свое существование. Казалось бы, исходный вопрос снят, и конфедерация более не нужна. Однако успех Швейцарского союза привел к тому, что другие горские кантоны (заметьте: населенные представителями разных этносов) постепенно присоединяются к Союзу, и далее от десятилетия к десятилетию продолжается процесс сближения кантонов. Швейцарский союз оправдал себя исторически, и, наконец, в середине прошлого века он был переименован в Швейцарскую федерацию.

Соединенные Штаты Америки

Очень интересным примером является – США, или Североамериканские Соединенные Штаты, как они назывались еще 100 лет назад. Они также возникли в ситуации «Вызов – Ответ» (это было восстание против законной Британской короны). Изначально США были конфедерацией

США пошли по пути эволюции конфедерации в федерацию и последних сторонников конфедерации перебили в Гражданской войне (напомню, что представители Севера официально именовались «федералистами», а Юга – «конфедератами»).

Евросоюз

Что касается конфедеративных элементов в системе Европейского Союза (например, наличие полного государственного суверенитета у государств и, соответственно, единогласное принятие всех решений), то все эти факторы говорят, разумеется, в пользу конфедерации. С другой стороны, сказать однозначно, что Европейский Союз – конфедерация было бы не совсем правильно. Такие принципы, например, как непосредственное, прямое применение европейского законодательства во всех странах-участницах приближает Союз к федерации. Можно заключить, что Европейский Союз представляет собой сложное децентрализованное образование, в котором отдельные механизмы, свойственные федерациям, применяются в конфедеративных условиях на основе принципа независимости и взаимной ответственности государств.

Информация о работе Форма государственного устройства