Форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования являются:
– изучение категории «форма государственного устройства», как важнейшего составляющего формы государства;
– изучение теоретических основ основных видов формы государственного устройства: унитарного государства, федеративного;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ………………………………………………………………………………...5
Глава 2. ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА…………..8
2.1. Унитарное государство: понятие, признаки, виды………………..………8
2.2.Федеративное государство: понятие, основные черты, виды. Российская Федерация………………………………………………………………………...13
2.3. Иные формы государственного устройства…………………………….…19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….................26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………........28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 57.49 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

  Государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации  власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных  государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает  политическую окраску.

  Актуальность  работы. Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.

  Целью исследования являются:

  – изучение категории «форма государственного устройства», как важнейшего составляющего формы государства;

  – изучение теоретических основ основных видов формы государственного устройства: унитарного государства, федеративного;

  – изучение теоретических основ межгосударственных объединений таких как конфедерация,содружество, империя, протекторат, сюзеренитет, инкорпорация.

  Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

  – рассмотреть категорию «форма государственного устройства»;

  – рассмотреть виды форм государственного устройства.

  Объектом  исследования выступают форма государственного устройства и ее виды.

  Предметом исследования выступают основы, признаки, принципы форм государственного устройства.

  Методологической  основой курсовой работы являются общенаучные методы исследования, нормативный и технико-юридический анализ. Применены методы диалектического познания, системно-структурный и логический подходы, иные научные приемы исследования, что позволило выявить определенные закономерности и тенденции.

  В этой работе не много больше внимания уделено федеративному устройству. В настоящее время федеративная система существует в более чем двух десятков стран мира – это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Также это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания. Акцент при рассмотрении федеративного государства поставлен на Российскую Федерацию.

  В советской литературе долгое время проблеме форм государства уделялось недостаточное внимание, только в шестидесятые годы данная проблема стала анализироваться не только в учебной литературе, стали появляться специально посвященные ей работы в связи с заметно возрастающим интересом к проблеме государственных форм. Среди современных исследователей, занимающихся этой проблемой, хотелось бы отметить следующих: Чиркин В.Е., Умнова И.А., Тепс Д., Лысенко В.Н., Карапетян Л.М., Иванов В.В., Венгеров А.Б. и др. Кроме того этот вопрос освещается в учебных пособиях для студентов правовых вузов. Например, это учебники под редакцией Магницкой Е.В., Шкатуллы В.И.,Морозовой Л.А., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Малько А.В., Пиколкина А.С. и др.

     Структурно работа состоит из ведения, двух глав и заключения, изложенных на страницах машинописного текста. 

 

ГЛАВА 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ 
 

     Форма государственного устройства – это форма государства, характеризующая национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. В отличие от формы правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства1.

     Исходя из определения формы  государственного устройства можно выделить следующие признаки:

     - во-первых, это один из элементов,  характеризующий форму государства. 

     - во-вторых, этот элемент показывает  из каких частей состоит внутренняя  структура государства. 

     - в-третьих, определяет правовое  положение частей государства  и взаимоотношение их органов. 

     - в-четвертых, показывает как  строятся отношения между центральными  органами государственной власти  и органами власти частей государства.  Форма государственного устройства наиболее полно раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющего черты, отличающие его от любого другого образования.

     Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием «территориальное устройство государства». В учебной и научной литературе прослеживается в принципе единообразная характеристика данного термина. Так, В.М Корельский под формой государственного устройства понимает территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями2. Миронов О.О. определяет государственное устройство как внутреннюю национально-территориальную организацию государства, соотношение целого и его частей3. Венгеров А.Б., детализируя сам термин, указывает, что форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определённой территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом, а также связь центральных и местных органов власти и управления, распределение между ними полномочий4. Вводя более адекватный термин, Чиркин В.Е определяет политико-территориальное устройство государства как организацию государственной власти по территориальному признаку, которая характеризует соотношение государства как целого с его составными территориальными частями5. Как видно, при определении данного понятия существенных расхождений и споров не наблюдается, по-разному расставляются акценты: территориальная организация, национально-территориальная, административно-территориальная.

    Характер взаимоотношений государства и его составных частей определяет две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

     Унитарное государство – это простое, единое государство внутри которого нет государственных образований, а имеются административно-территориальные единицы (область, провинция, губерния) не обладающие политической самостоятельностью. Большинство государств приняли эту форму государственного устройства. Административно-территориальные единицы унитарного государства могут обладать значительной самостоятельностью в решении вопросов жизни соответствующей территории. В названии отражается географический фактор единиц. Если есть компактно проживающие национальные группы населения, не относящиеся к титульной нации, то они могут создать свои автономные образования – национально-территориальные единицы.

     Федерация – сложное государство, которое состоит из входящих в него государств либо государств, национально-территориальных и территориальных образований. Это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Если государство федеративное, понятие его государственного устройства связывают именно с федерацией. Наиболее яркий пример – Россия. Федеративная структура может отражаться в наименовании Российская Федерация, Федеративная Республика Германия.

     В этой работе будут так же рассмотрены такие виды форм государственного устройства как конфедерация, содружество, империя, протекторат, инкорпорация, сюзеренитет.

  Итак, форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру  государства, способ его политического  и территориального деления, обусловливающий  определенные взаимоотношения органов  всего государства с органами его составных частей6. Форма государственного устройства важная правовая категория, которая характеризует форму государства вместе с формой правления и политическим режимом. В настоящее время наиболее распространенными являются две формы государственного устройства: унитарная и федеративная, эти формы имеют свои отличительные признаки и пути становления.

ГЛАВА 2. ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 

Параграф 2.1. Унитарное государство: понятие, признаки, виды 

  Унитарное государство – это единое цельное  государственное образование, состоящее  из административно-территориальных  единиц, которые подчиняются центральным  органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают7.

  Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

  - единая структура государственного  аппарата на всей территории  страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию страны. Их компетенция ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов. Вместе с тем эта компетенция может быть распределена (по некоторым вопросам) между центром и местами, как правило, на договорной или конституционной основе;

  - все административно-территориальные  единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако, в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими;

  - единое гражданство на территории  страны. Население государства имеет  единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные  образования собственного гражданства  не имеют и не могут иметь;

  - для государства с унитарным  государственным устройством характерна  единая система права, единая  система законодательства. Ее базу  образует единая конституция  – основной закон, нормы которого  применяются на всей территории  страны без каких-либо изъятий или ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти;

  - действует единая судебная система,  которая осуществляет правосудие  на территории всей страны, руководствуясь  общими для всех государственных  образований нормами материального  и процессуального права. Судебные  органы, и все другие правоохранительные  органы представляют собой звенья  единой централизованной системы;

  - в государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы для непосредственного удовлетворения социальных и иных нужд. Функционирует так же общая денежная система, единая кредитная политика;

  - в унитарном государстве все  внешние межгосударственные сношения  осуществляют центральные органы, которые официально представляют  страну на международной арене;

  - унитарное государство имеет  единые вооруженные силы, руководство  которыми осуществляется центральными  органами власти8.

  Административно-территориальное  деление имеют практически все  государства, и лишь в крайне редких случаях (Мальта, Бахрейн) из-за особой малочисленности населения и очень небольшой территории такое деление отсутствует. Административно-территориальные деления унитарного государства могут быть двухзвенным, трехзвенными и даже четырехзвенными.

  Различают простые и сложные унитарные  государства. Простые унитарные  государства состоят только из административно-территориальных единиц (области, провинции, округа, районы и др.) и строятся на принципе централизации власти. Сложные унитарные государства включают самоуправляющиеся образования (автономии) (Корсика во Франции, Страна Басков и Каталония в Испании, Квебек в Канаде, Автономная Республика Крым в Украине и др.), обладающие правом самостоятельного решения вопросов, переданных им в ведение центральными органами9.

  В некоторых унитарных государствах используется предоставление более  льготного правового статуса  одной или нескольким административно-территориальным  единицам. Такое унитарное государство  характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений. Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.). Права по самоуправлению автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономии допускается только в пределах, установленных центральной властью10.

  Автономии в зависимости от объемов полномочий имеют формы:

  - Административная, не обладающая правом издания местных законов;

  - Политическая автономия - внутреннее самоуправление региона с правом на издание местных законов по определенным вопросам;

  - Экстерриториальная автономия (национально-культурная). Автономия создается на территории, национальности которой проживают не компактно, а разрознено. Данные национальности создают органы, занимающиеся вопросами культуры, образования, языка11.

Информация о работе Форма государственного устройства