Форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования являются:
– изучение категории «форма государственного устройства», как важнейшего составляющего формы государства;
– изучение теоретических основ основных видов формы государственного устройства: унитарного государства, федеративного;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ………………………………………………………………………………...5
Глава 2. ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА…………..8
2.1. Унитарное государство: понятие, признаки, виды………………..………8
2.2.Федеративное государство: понятие, основные черты, виды. Российская Федерация………………………………………………………………………...13
2.3. Иные формы государственного устройства…………………………….…19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….................26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………........28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 57.49 Кб (Скачать)

  В последнее время в унитарных  государствах появилась новая форма  – регионализм, когда автономные образования обладают правом принимать  свое законодательство. Например, в  Испании и Италии существует областная  автономия, т.е. области, которым была предоставлена автономия, наделены правом издавать законодательные акты по вопросам градостроительства, сельского жилищного хозяйства и т.д. Считается, что регионалистское государство – своеобразное промежуточная форма между унитарным и федеративным государствами12.

  Присущая  всем унитарным государствам централизация  может проявляться в разных формах и в разной степени. В некоторых  странах вообще отсутствуют местные  органы и административно-территориальные  единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под  контроль (прямой или косвенный) центральной  властью. В зависимости от того, какой  вид контроля осуществляет центральная  власть за местными органами, различают  централизованные и децентрализованные унитарные государства13.

  В свою очередь централизованные государства по степени своей централизации могут разграничиваться на крайнецентрализованные или сверхцентрализованные, характерные для недемократических стран, и умеренноцентрализованные или демократически централизованные. Точно так же децентрализованность унитарных государств может быть достаточно высокой и относительно слабой. В сверхцентрализованных и централизованных унитарных государствах обеспечивается вертикаль жесткого и полного подчинения среднего и нижнего территориального звена управления центру, который назначает или утверждает своих представителей для управления регионами и местами (Индонезия, Таиланд, Болгария и др.). Для децентрализованных унитарных государств характерны более или менее широкая самостоятельность регионов и мест в отношении центра, который либо вообще не имеет назначаемых им представителей в областях (регионах) и на местах, либо имеет их лишь в среднем звене с ограниченной компетенцией, наряду с действующим в этом звене органом местного самоуправления и широким местным самоуправлением в низшем звене (Франция, Великобритания и др.).

  Итак, различие централизованных и децентрализованных государств заключается в том, что  централизованные - это те государства, во главе местных органов которых  стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления, а в децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

  Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых  присутствуют признаки централизации  и децентрализации. Примером смешанной  системы местного государственного устройства может служить Турецкая Республика14.

  Унитарными  государствами в настоящее время  являются Англия, Венгрия,  Голландия, Дания, Египет, Испания, Италия, Латвия, Литва, Китай, Монголия, Португалия, Турция, Украина, Франция, Чехия, Швеция, Япония и др.

  Таким образом, унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая  территория легко управляема с помощью  обычных административных методов), мононациональных (из-за того, что нет  необходимости осуществлять  права  каждого народа на самоопределение  и самостоятельное государственное  строительство), а также для монархических  государств (в связи с традициями). Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных  образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения.

  Параграф 2.2. Федеративное государство: понятие, основные черты, виды. Российская Федерация 

  Федеративное  государство – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности15.

  Составными  частями федерации  являются  государства-члены  или  государственные  образования. Они называются по-разному: штаты (США, Индия и др.), земли (Австрия, Германия), провинции (Канада,  Пакистан  и  др.), кантоны (Швейцария), эмираты (ОАЭ) и  т.д. Обобщенно их называют  обычно субъектами федерации. Наряду  с  субъектами   федерации, которые занимают всю (Австрия)  или  подавляющую  часть территории государства  (Индия),  существуют иногда  и другие  части федеративного государства: территории или союзные территории (Индия, США),  владения  (Венесуэла),  федеральный или столичный округ (Бразилия,  Нигерия),  ассоциированные  государства, занимающие особое положение (США).

  Федерации характеризуются следующими чертами:

  1) определенная политическая и  юридическая самостоятельность субъектов например, субъекты могут иметь свои конституции (США, Мексика, Германия), свое гражданство (США);

  2) двухуровневая система органов  государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации;

  3) две системы законодательства - общефедеральная  и субъектов; 

  4) в двухпалатном парламенте одна  из палат представляет интересы  субъектов; 

  5) наличие двойного гражданства  (не во всех федерациях);

  6) двухканальная система налогов; 

  7) разграничение предметов ведения  федерации и ее субъектов. Данный вопрос особенно важен для федеративного государства. Существует четыре способа размежевания компетенции:

  1) устанавливается исключительная  компетенция федерации, а остальные вопросы относятся к ведению субъектов;

  2) определяется исключительная компетенция  субъектов, а остальные вопросы отнесены к ведению федерации (в настоящее время этот способ не применяется);

  3) устанавливаются две компетенции  - федеративная и субъектов, а неперечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов;

  4) указываются три сферы компетенции:  кроме исключительной федеративной и исключительной субъектов федерации есть еще сфера конкурирующих интересов (совместного ведения)16.

  В некоторых федерациях за субъектами федерации сохраняется право свободного выхода из состава федерального государства. Например, право свободного выхода было закреплено в Конституциях СССР (в 1991 г. Советский Союз покинули Литва, Эстония и Латвия). Право выхода (сецессии) закреплено и в федеральной Конституции Эфиопии 1994 г., правом выхода обладает нация, национальность, народность.

  Федеративная  форма закреплена в конституциях более 25 государств, охватывающих 50% территории планеты, в которой проживают 1/3 населения. Современные федеративные государства  сформировались на основе территориального, национального или территориально-национального деления17.

  Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации (США).

  Во-первых, государственные образования не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность в сфере  внутренних и внешних отношений  зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и его субъектами определяется конституцией: устанавливается перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации;

  Во-вторых, субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции в этой сфере центральная власть имеет право применения принудительных мер к субъекты федерации (Индия);

  В-третьих, в территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза. Это положение вытекает из смысла конституций США, ФРГ, Бразилии и других стран;

  В-четвертых, управление вооруженными силами непосредственно  осуществляется союзными государственными органами. Главнокомандующим вооруженными силами является глава федерального государства. Субъектам федерации  в мирное время запрещается содержать  профессиональные вооруженные образования.

  Национальные  федерации характеризуются более  сложным государственным устройством (СССР, Югославия). Это обусловлено многонациональным составом населения. Национальная федерация характеризуется следующими признаками:

  1. Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, его особой культурой, бытом, традициями и обычаями, религией.

  2. Федерация строится на принципе  добровольного объединения составляющих ее субъектов. Она служит одним из важнейших факторов осуществления нациями права на самоопределение. Независимо от экономического потенциала, размера территории, численности населения все субъекты национальной федерации пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства.

  3. Обеспечивается государственный суверенитет больших и малых наций, их свободное и самостоятельное развитие. Современные национальные федерации становятся по своей сути такими государственными объединениями, в которых все их субъекты обладают признаками государственного суверенитета.

  4. Высшие государственные органы  формируются из представителей  субъектов федерации. Центральная  власть, таким образом, призвана  обслуживать общенациональные интересы  и в необходимых случаях координировать  их.

  5. Важнейшей особенностью такой  федерации является правовое  положение ее субъектов. Эта  особенность непосредственно связана  с таким общедемократическим  институтом, как право наций на  самоопределение, то есть право  любой нации самостоятельно решать  вопрос о своей государственности.

  Территориально-национальная федерация характеризуется тем, что такое государство должно не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех ее субъектов и национальных и территориальных (Россия) 18.

  Принято так же различать симметричные и  асимметричные федерации. В первых все субъекты в отношениях с федеральной  властью юридически равноправны (США, Австралия, Мексика, Бразилия), во вторых статус субъектов различен (Бельгия, Индия, Испания, Российская Федерация).

  В зависимости от того, как устанавливаются  принципы взаимоотношений федеральной  и региональной властей, различают  федерации конституционные (принципы определены единой конституцией - США) и конституционно-договорнные (принципы отражены также в двусторонних договорах  федеральной власти с отдельными субъектами федерации - РФ)19.

  Федерации могут быть классифицированы еще по различным признакам:

 - по видам субъектов: все субъекты, которых формально являются государствами; имеющие смешанный состав субъектов – государства, национально-государственное образование и территориально-государственное образование;

 - по порядку образования: объединение ранее официально независимых государств в новое, федеративное государство (СССР); преобразование унитарного государства в федеративное (Бельгия).

 Российская  Федерация, как и многие страны мира, является федеративным государством. Проводимые в последние годы реформы в сфере федеративных отношений и региональной политики направлены на обеспечение максимальной консолидации общества, на согласованность действий всех звеньев управленческой вертикали, укрепление правовых основ федерализма. Укрепление вертикали власти, четкое разграничение компетенции между Российской Федерацией, субъектами РФ и местным самоуправлением стали средством сохранения единства в многообразии. Федерализм был положен в основу государственно-территориального устройства. Тесное взаимодействие двух уровней государственной власти в сфере государственного управления способствовало укреплению основ конституционного строя и федеративного устройства государства, сложившейся формой которого является федерация, призванная обеспечить единство при сохранении политико-территориального, национального и культурного многообразия20.

 Федерализм не подготовлен всем предшествующим развитием нашей страны, не является органическим продуктом этого развития. В отличии, например, от США, Швейцарии, Канады, Австралии, в России федерализм не имеет глубинных корней в политической, экономической, социальной, культурной истории страны и вызван к жизни вполне конкретными, по историческим меркам текущими, преходящими политическими обстоятельствами21.

Информация о работе Форма государственного устройства