Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:30, курсовая работа
Целью исследования являются:
– изучение категории «форма государственного устройства», как важнейшего составляющего формы государства;
– изучение теоретических основ основных видов формы государственного устройства: унитарного государства, федеративного;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ………………………………………………………………………………...5
Глава 2. ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА…………..8
2.1. Унитарное государство: понятие, признаки, виды………………..………8
2.2.Федеративное государство: понятие, основные черты, виды. Российская Федерация………………………………………………………………………...13
2.3. Иные формы государственного устройства…………………………….…19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….................26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………........28
Конституция РФ заложила в основу федеративных отношений принципы государственной целостности, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов, равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти22.
В обозримом
будущем именно федеративное устройство
российской государственности, его
совершенствование должны стать
приоритетом государственно-
Итак, стабильность федерализма есть сбалансированность между централизацией и децентрализацией, между полномочиями центральных властей и полномочиями территориальных органов управления. Периодически этот баланс подвергается испытаниям. Стабильность федеративных государств, их дальнейшее позитивное политическое развитие в 21 веке могут быть обеспечены исключительно при условии сохранения комплексного характера самих федеративных систем. В конституциях федеративных государств все более широко должны включаться положения о политических свободах индивидов и социальных групп, о сочетании раздельного управления по вертикали и горизонтали федеративного государства с самоуправлением его составных частей.
Параграф
2.3. Иные формы государственного
устройства
В этом параграфе будут рассмотрены межгосударственные формы объединений, такие как конфедерация, содружество, империя, протекторат, сюзеренитет, инкорпорация.
Иногда к формам государственного устройства относят конфедерацию. Но, строго говоря, это межгосударственное объединение суверенных государств и нового государства они не образуют23.
Итак, конфедерация – это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер24.
Конфедерация в отличии от федерации – это не союзное государство, а как правило, союз государств, но вместе с тем представляющий некое государственное образование, объединение. Конфедерация характеризуется следующими особенностями:
- Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образована на основе соответствующих договоров;
- Свобода выхода из конфедерации. В отличие от федераций, где попытка выхода рассматривается как мятеж, выход из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом;
- Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. Проявляется это, в частности, в том, что никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государств, входящих в состав конфедерации, без их согласия. Не предусмотрены и какие-либо механизмы принуждения к исполнению решений союзной власти;
- Предметы ведения конфедерации ограничены перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это – вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, разрешения споров между субъектами конфедерации. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, составляющих конфедерацию;
- В конфедерациях образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам. В частности, не образуются судебные органы, ограничен круг органов исполнительной власти;
- В представительных органах конфедераций делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенные государства. Избирают их парламенты субъектов конфедераций, обязывая следовать соответствующим инструкциям и указаниям;
- Постоянно действующие государственные органы конфедераций не обладают властными полномочиями. Как правило, акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия. По сути они адресованы не к гражданам, а к органам власти субъектов конфедерации;
- Субъектам конфедераций принадлежит право нуллификации, т. е. отказа в признании либо отказе от применения актов союзной власти;
- Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения, как и возможностью принудительного взыскания взносов, конфедерация не обладает;
- Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов25;
- Хотя конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной, единых таможенных правилах, а так же единой межгосударственной кредитной политике;
-
Конфедерация сохраняет
-
Конфедеративные государства
Итак, конфедерация – это союз государств с некоторыми общими органами, образуемыми для достижения определенных общих целей. Опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме устройства. Конфедеративное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств. Конфедерации, как формы союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, в настоящее время не существует нигде.
Различают и такое межгосударственное образование как содружество.
Содружество – это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но тем не менее организованное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться:
Во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.);
Во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина);
В-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обуславливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, это было у стран Британского содружества наций);
В-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов);
В-пятых, религии (но не всегда).
В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать:
- межгосударственный договор;
- устав;
- декларация;
- иные юридические акты27.
Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходиться иногда ограничивать и свой суверенитет. Как правило, члены содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.
В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но скорее всего не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.
Правотворческая
деятельность содружества осуществляется
в форме нормативных актов, которые
могут принимать главы
Итак, содружество - добровольное межгосударственное объединение суверенных государств, характеризующихся наличием общих признаков. Таким образом, это не государство, а своеобразное их объединение, созданное для достижения различных целей. Особенности объединения государств зависят от договоров, международных документов, на основе которых они объединяются. Содружество как объединение государств может иметь переходный характер. Оно может развиваться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при противоречивости интересов окончательно распасться.
Существует такое образование как империя. Империя – это насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического и т. п.). Вместе с тем история знает и добровольное, договорное вхождение некоторых государств в состав империи. Это происходит, как правило, тогда, когда народу этого государства грозит уничтожение со стороны другого государства, и в воссоединении с родственными государствами (по религии, языку) народ этого государства видит свое спасение. Но в основном империя держится на применении принуждения (военного, экономического, политического, идеологического), и как только этот опорный столп исчезает, она рушится29.
Империи
имеют отличительные
-
обширная территориальная
-
сильная централизованная
-
асимметричные отношения
-
разнородный этнический и
- некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса30.
Степень зависимости от империи может быть различной: от полной зависимости до сохранения суверенитета в той или иной степени и установления договорных отношений между империей и ее составными частями31.
Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи. Но в современном мире империй не существует, так как в отношениях между государствами исчез насильственный характер и стал присутствовать исключительно добровольный, договорной.
Следующей
формой будет служить протекторат.
Протекторат – это формальная
опека слабого государства
Государство-протектор брало на себя следующие функции:
- представительство во внешних делах;
-
верховное военное
- осуществление вооружённой защиты;
- правосудие;
- взимание некоторых налогов;
- оказание экономической и культурной помощи и др.
Нередко
протекторат был лишь переходным этапом
к полной колониальной зависимости. Нацистская
Германия установила свой протекторат
в Чехии, Моравии и Словакии после того,
как подвергла их военной оккупации. В
современном мире протекторат не существует.
Выделяют сюзеренитет как форму международного объединения. Сюзеренитет характеризуется как вассальное подчинение одного государства (вассала) «в известных отношениях» власти другого государства (сюзерена).