Форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования являются:
– изучение категории «форма государственного устройства», как важнейшего составляющего формы государства;
– изучение теоретических основ основных видов формы государственного устройства: унитарного государства, федеративного;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ………………………………………………………………………………...5
Глава 2. ВИДЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА…………..8
2.1. Унитарное государство: понятие, признаки, виды………………..………8
2.2.Федеративное государство: понятие, основные черты, виды. Российская Федерация………………………………………………………………………...13
2.3. Иные формы государственного устройства…………………………….…19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….................26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………........28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 57.49 Кб (Скачать)

  По  своему происхождению и назначению сюзеренитет имел двоякий характер:

  а) служил «переходной политической формой при распадении разноплеменного государства на его составные части»;

  б) выступал в качестве одного из средств «подчинения слабых государств сильным».

  В отличие от сюзеренитета, который  является данью прошлого, инкорпорацию можно рассматривать и как  явление настоящее. Показательным  примером в этом отношении может  служить «воссоединение» по форме, а поглощение по сути и содержанию в 90-е годы Германской Демократической Республики (ГДР) Федеративной Республикой Германии (ФРГ).

  Инкорпорация  определяется как включение одного государства в состав другого  на основании соглашения33. Государства объединяются с целью полного слияния, при котором хотя бы один из участников теряет свою государственность. Это процесс формирования нового государства, либо государства с новыми характеристиками.

  Инкорпорацией было, как полагают, - присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г.

  Итак, помимо основных форм государственного устройства в этой главе рассмотрены такие формы как конфедерация, содружество, империя, протекторат, сюзеренитет, инкорпорация. И из их изучения можно сделать вывод, что выделяют добровольные и насильственные межгосударственные формы. На начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации они уходят в прошлое. Их место занимают добровольные формы международного объединения.

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

  В начале работы ставились цели (изучение категории «форма государственного устройства», основ унитарного и федеративного государства, а так же изучение основ межгосударственных объединений), в ходе которой они, по-моему мнению, были раскрыты и изучены.

 Итак, под формой государственного устройства понимаются территориальное его устройство и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью. Форма государственного устройства на современном этапе является неотъемлемым элементом современного демократического общества, отражающим его потребности для наиболее эффективного функционирования государственных институтов. Большинство авторов выделяют две основные формы государственного устройства – унитарную и федеративную формы.

 Унитарное государство – это единое цельное  государственное образование, состоящее  из административно-территориальных  единиц, которые подчиняются центральным  органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Унитарные государства в свою очередь делятся на простые и сложные, централизованные и децентрализованные. Унитарная форма характерна для небольших, мононациональных, а также для монархических государств.

 С развитием  капитализма, научно-технического прогресса  явлением глобальных экологических  проблем и другими факторами  начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных  государств и их образований. Примером этому служит федерация.

 Федеративное  государство – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности. Значение федерации как формы государственного устройства в настоящее время очень велико. Федеративная система существует в около тридцати стран мира. Государства с федеративной формой устройства более динамичны в плане развития правовых отношений, по сравнению с унитарной формой.

 Нельзя  сказать, что развитые, передовые, сильные  государства – это государства  федеративные или, наоборот, унитарные, так как можно привести примеры в пользу и тех, и других форм государственного устройства (США – федерация, Англия – унитарное государство).

 В ходе работы при рассмотрении федеративного  государства акцент был поставлен  на Российскую Федерацию. Российская Федерация – нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов форма федерации. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества.

 Если  федерализм основан на демократических  принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются  его достоинства: общий крупный  рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия  для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры.

 В работе были рассмотрены так же некоторые форы межгосударственных объединений: конфедерация, содружество, империя, протекторат, сюзеренитет, инкорпорация. Удалось выяснить их характерные черты; отношения между государствами (их статус), входящие в эти объединения; способы образования. В результате исследования стало ясно, что такие объединения делятся на добровольные и насильственные. Насильственные межгосударственные формы существовали ранее, а на смену им пришли добровольные, существующие в наше время.

  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  
  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Жидких В.А. «Власть». – 2009. - №7. – 149с.
  3. Иринин А.Е. «Закон и право».- 2007. - №5. – 120с.
  4. Крылов Е.Г. «Конституционное и муниципальное право». – Издательская группа «Юрист». – 2007. - №16. – 40с.
  5. Большой юридический словарь. / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских - 2-е изд., перераб. и доп. М.:ИНФРА-М, 2004. - 704с.
  6. Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция. – 2000. – 528с.
  7. Конспект лекций по «Теории государства и права».
  8. Корельский В.М. и В.Д. Превалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов./ под ред.– 2-е изд., изм. и дополн. – М.: Изд. группа Норма – Инфра-М. – 2001. – 616с.
  9. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., - Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март». – 2002. – 597с.
  10. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2001. — 304с.
  11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник.- Юристъ.-2004. – 269с.
  12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Юристъ. – 2001. – 512с.
  13. Малько А.В., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права: Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Норма. – 2009 – 432с.
  14. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ. – 2002. – 414с.
  15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Под ред. Проф. Стрекозова В.Г. – М. - 2002. – 384с.
  16. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт-М, 2002. — 432 с.
  17. Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: Юристъ. – 2000. – 400с.

Информация о работе Форма государственного устройства