Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:09, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение и анализ форм государственного устройства.
Задачами курсовой работы являются:
Исследование понятия «государственное устройство» в юриспруденции;
Исследование формы государственного устройства России;
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1 Понятие и разновидности форм государственного устройства………………………………………………….……………………4
Глава 2 Теоретико-правовая характеристика форм государственного устройства……………………………………………………………………….8
2.1 Унитарное государство………………………….……………………8
2.2 Федеративное государство………………………….………………..11
2.3 Конфедерация……………………………………………………....…15
Глава 3 Форма государственного устройства РФ………………………….20
Заключение…………………………...…………………………………………25
Библиографический список…………………………………………………
Итак, в зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.
Простыми
(унитарными государствами) называют единые и централизованные
государства, которые состоят из административно-
Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: федерация, конфедерация
Глава 3 Форма государственного устройства РФ
По форме государственного устройства современное российское государство является федерацией. Правовой основой её образования послужили: Конституция 1978 с её многочисленными поправками, включая поправку, касающуюся замены названия государства – «РСФСР» на «Российская Федерация» (РФ), Декларация огосударственном суверенитете РСФСР от 12.6.1990, Федеративный договор, подписанный субъектами РФ в 1992, Конституция Российской Федерации 1993, закрепившая на конституционном уровне федеративную форму государственного устройства постсоветской России и установившая равнозначность наименования «Российская Федерация» и «Россия» (ст. 1).
В структурном равно как и в других, отношении Российская Федерация представляет собой весьма сложное, многомерное явление. В качестве её структурных составных частей – субъектов Федерации выступают края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
В настоящее время в составе Российской Федерации насчитывается 89 субъектов
21 республика,
6 краёв,
49 областей,
2 города федерального подчинения,
1 автономная область
10 автономных округов. Все автономные округа – субъекты РФ (кроме Чукотского) входят в состав других субъектов РФ– краёв и областей. Чукотский автономный округ, расположенный на территории Магаданской обл., в настоящее время имеет прямые связи с центром в лице федеральных органов власти, управления и др1.
Весь перечень субъектов РФ и их названия закреплены конституционно (ст. 65, п. 1). В конституционном порядке закреплены также все их виды, 441 главные отличительные особенности каждого из них, а также характер отношений субъектов РФ между собой и с Российской Федерацией в целом. Статья 4 Конституции, констатируя, что Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, в то же время устанавливает, что все субъекты РФ, независимо от их видов, равноправны как во взаимоотношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Российская Федерация создаётся и функционирует на основе строго определённых принципов, которые закрепляются в Конституции РФ
Принцип государственной целостности закрепляется, помимо других статей Конституции, в статье 74, обеспечивающей целостность территориального и экономического пространства.
Принцип единства государственной власти в Российской Федерации, закрепляется, в частности, в статье 77 Конституции РФ. В ней говорится, что система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, но в строгом соответствии с «основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ст. 77, п. 1).
Конституционное закрепление получил также принцип построения Российской Федерации на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ, с одной стороны, и органами государственной власти субъектов РФ, с другой20.
Согласно Конституции все предметы ведения и полномочия подразделяются на три основные группы: предметы ведения и полномочия, относящиеся только к Федерации и составляющие её исключительную компетенцию; предметы ведения и полномочия, относящиеся к совместному ведению РФ в целом и её субъектов; предметы ведения и полномочия, принадлежащие исключительно субъектам Федерации.
Широкое, конституционно-правовое закрепление, помимо названных принципов российского федерализма, получил также принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Этот принцип осуществляется во всех без исключения сферах жизни общества и деятельности государства12.
Конституция РФ гарантирует всем народам свободное развитие их культуры, исторических и национально-этнических обычаев, традиций, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Особое внимание при этом уделяется гарантиям прав коренных малочисленных народов «в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации» (ст. 69).
Самоопределение народов осуществляется в самых различных формах, включая автономную область, автономные округа, края, области и др.
Основными чертами и особенностями Российской Федерации, отражёнными в её конституционно-правовом статусе, являются следующие:
1)наличие у неё
2)наличие территории, которая включает в себя территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними.
3)обладание Российской Федерации собственностью, которая существует и функционирует наряду с другими формами собственности.
4)наличие в Российской
Федерации института
5)существование в пределах Российской Федерации единой правовой системы и единого правового пространства.
6)обращение на всей
территории Российской
7)отнесение к сфере исключительного ведения Российской Федерации ключевых вопросов государственной и общественной жизни страны. Это касается, в частности, таких вопросов, как формирование самих федеральных органов государственной власти; установление их системы, порядка их организации и деятельности; принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их исполнением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление основ федеральной политики; федеральные программы в области государственного, экономического, социального и иного развития России; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; внешняя политика и международные отношения РФ; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; судоустройство; прокуратура; гражданское, уголовное и иное отраслевое законодательство.
В Конституции акцентируется внимание на
статусе каждого отдельного вида субъектов
Федерации (республик и других субъектов),
который характеризуется, с одной стороны,
общими чертами, присущими всем без исключения
субъектам РФ, а с другой стороны– их отдельными
специфическими особенностями. Среди
общих черт субъектов РФ– наличие
у каждого из них своих высших органов
государственной власти, своего административно-
Наряду с общими чертами субъектов Российской Федерации и их конституционно-правового статуса некоторые из них имеют и свои специфические особенности. Это касается в первую очередь республик, которые выделяются тем, что характеризуются как государства, а не как государственные образования; имеют свои конституции, а не уставы, как другие субъекты; могут устанавливать свой государственный язык, наряду с русским языком– государственным языком РФ; имеют право устанавливать кроме федерального также республиканское гражданство и др13.
Хотя Россия согласно Конституции и является федерацией, в её политической практике имеются элементы унитаризма и конфедерализма. Наследие унитаризма проявляется, прежде всего, в бюджетных делах и в психологии политиков центра. Элементы конфедерализма состоят в том что власти субъектов Федерации нередко выходят за рамки своей компетенции, нарушают Конституцию и федеральное законодательство
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации
Заключение
История существования государства
свидетельствует о том, что во все века
разные государства отличались друг от друга
внутренним строением (структурой), т.е.
способом территориального деления (административно-
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
Унитарное государство – это целостное централизованное
государство, административно-
В унитарном государстве единые
высшие органы государства, единое гражданство,
единая конституция, что создает организационно-правовые
предпосылки для высокой степени влияния
центральной государственной власти на
всей территории страны. Органы
административно-
Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.
Федерация строится на началах децентрализации. В строгом научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» и в чем они её утратят.
Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются её субъектами. Они могут иметь свои конституции, своё гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и её субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенцию (предметы ведения).
Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенции. Федерации и исключительную компетенцию её субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и её субъектов.
Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.
Конфедерация не обладает суверенитетом, который является одним из основных признаков государства, и поэтому неправильно рассматривать её как форму государственного устройства. Скорее конфедерацию можно отнести к международно–правовому образованию.
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации.
Территориальная организация государственной власти в России – одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти, безмерное усиление которой ведет к централизму, по обеспечению территориальной целостности, и стремлением регионов к большей самостоятельности, результатом которой может стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности.
Первые шаги на этом пути уже сделаны при подготовке и принятии Федеративного договора и Конституции Российской Федерации.
Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов Федерации между собой и по регионам таких основополагающих принципов, как народовластии, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан; свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.