Форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение и анализ форм государственного устройства.
Задачами курсовой работы являются:
Исследование понятия «государственное устройство» в юриспруденции;
Исследование формы государственного устройства России;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1 Понятие и разновидности форм государственного устройства………………………………………………….……………………4
Глава 2 Теоретико-правовая характеристика форм государственного устройства……………………………………………………………………….8
2.1 Унитарное государство………………………….……………………8
2.2 Федеративное государство………………………….………………..11
2.3 Конфедерация……………………………………………………....…15
Глава 3 Форма государственного устройства РФ………………………….20
Заключение…………………………...…………………………………………25
Библиографический список…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Итак, в зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными государствами) называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладающих признаками государственности.

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: федерация, конфедерация

 

Глава 3 Форма государственного устройства РФ

По форме государственного устройства современное российское государство является федерацией. Правовой основой её образования послужили: Конституция 1978 с её многочисленными поправками, включая поправку, касающуюся замены названия государства – «РСФСР» на «Российская Федерация» (РФ), Декларация огосударственном суверенитете РСФСР от 12.6.1990, Федеративный договор, подписанный субъектами РФ в 1992, Конституция Российской Федерации 1993, закрепившая на конституционном уровне федеративную форму государственного устройства постсоветской России и установившая равнозначность наименования «Российская Федерация» и «Россия» (ст. 1).

В структурном равно как и в других, отношении Российская Федерация представляет собой весьма сложное, многомерное явление. В качестве её структурных составных частей – субъектов Федерации выступают края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

В настоящее время в составе Российской Федерации насчитывается 89 субъектов

21 республика,

6 краёв,

49 областей,

2 города федерального  подчинения,

1 автономная область 

10 автономных  округов. Все автономные округа – субъекты РФ (кроме Чукотского) входят в состав других субъектов РФ– краёв и областей. Чукотский автономный округ, расположенный на территории Магаданской обл., в настоящее время имеет прямые связи с центром в лице федеральных органов власти, управления и др1.

Весь перечень субъектов РФ и их названия закреплены конституционно (ст. 65, п. 1). В конституционном порядке закреплены также все их виды, 441 главные отличительные особенности каждого из них, а также характер отношений субъектов РФ между собой и с Российской Федерацией в целом. Статья 4 Конституции, констатируя, что Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, в то же время устанавливает, что все субъекты РФ, независимо от их видов, равноправны как во взаимоотношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Российская Федерация создаётся и функционирует на основе строго определённых принципов, которые закрепляются в Конституции РФ

Принцип государственной целостности закрепляется, помимо других статей Конституции, в статье 74, обеспечивающей целостность территориального и экономического пространства.

Принцип единства государственной власти в Российской Федерации, закрепляется, в частности, в статье 77 Конституции РФ. В ней говорится, что система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, но в строгом соответствии с «основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ст. 77, п. 1).

Конституционное закрепление получил также принцип построения Российской Федерации на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ, с одной стороны, и органами государственной власти субъектов РФ, с другой20.

Согласно Конституции все предметы ведения и полномочия подразделяются на три основные группы: предметы ведения и полномочия, относящиеся только к Федерации и составляющие её исключительную компетенцию; предметы ведения и полномочия, относящиеся к совместному ведению РФ в целом и её субъектов; предметы ведения и полномочия, принадлежащие исключительно субъектам Федерации.

Широкое, конституционно-правовое закрепление, помимо названных принципов российского федерализма, получил также принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Этот принцип осуществляется во всех без исключения сферах жизни общества и деятельности государства12.

Конституция РФ гарантирует всем народам свободное развитие их культуры, исторических и национально-этнических обычаев, традиций, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Особое внимание при этом уделяется гарантиям прав коренных малочисленных народов «в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации» (ст. 69).

Самоопределение народов осуществляется в самых различных формах, включая автономную область, автономные округа, края, области и др.

Основными чертами и особенностями Российской Федерации, отражёнными в её конституционно-правовом статусе, являются следующие:

1)наличие у неё государственного  суверенитета,

2)наличие территории, которая  включает в себя территорию  субъектов Федерации, внутренние  воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними.

3)обладание Российской  Федерации собственностью, которая существует и функционирует наряду с другими формами собственности.

4)наличие в Российской  Федерации института гражданства, которое, согласно Конституции, приобретается и прекращается только в строгом соответствии с федеральным законом;

5)существование в пределах  Российской Федерации единой  правовой системы и единого  правового пространства.

6)обращение на всей  территории Российской Федерации  единой денежной единицы, в качестве которой выступает рубль.

7)отнесение к  сфере исключительного ведения Российской Федерации ключевых вопросов государственной и общественной жизни страны. Это касается, в частности, таких вопросов, как формирование самих федеральных органов государственной власти; установление их системы, порядка их организации и деятельности; принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их исполнением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление основ федеральной политики; федеральные программы в области государственного, экономического, социального и иного развития России; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; внешняя политика и международные отношения РФ; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; судоустройство; прокуратура; гражданское, уголовное и иное отраслевое законодательство.

В Конституции акцентируется внимание на статусе каждого отдельного вида субъектов Федерации (республик и других субъектов), который характеризуется, с одной стороны, общими чертами, присущими всем без исключения субъектам РФ, а с другой стороны– их отдельными специфическими особенностями. Среди общих черт субъектов РФ– наличие у каждого из них своих высших органов государственной власти, своего административно-территориального деления, своей собственности, своего законодательства. В соответствии с Конституцией РФ каждая «республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство», а каждый край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ «имеет свой устав и законодательство» (ст. 5.2).

Наряду с общими чертами субъектов Российской Федерации и их конституционно-правового статуса некоторые из них имеют и свои специфические особенности. Это касается в первую очередь республик, которые выделяются тем, что характеризуются как государства, а не как государственные образования; имеют свои конституции, а не уставы, как другие субъекты; могут устанавливать свой государственный язык, наряду с русским языком– государственным языком РФ; имеют право устанавливать кроме федерального также республиканское гражданство и др13.

Хотя Россия согласно Конституции и является федерацией, в её политической практике имеются элементы унитаризма и конфедерализма. Наследие унитаризма проявляется, прежде всего, в бюджетных делах и в психологии политиков центра. Элементы конфедерализма состоят в том что власти субъектов Федерации нередко выходят за рамки своей компетенции, нарушают Конституцию и федеральное законодательство

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации

 

Заключение

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению  с двумя первыми.

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.

Федерация строится на началах децентрализации. В строгом научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» и в чем они её утратят.

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются её субъектами. Они могут иметь свои конституции, своё гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и её субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенцию (предметы ведения).

Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенции. Федерации и исключительную компетенцию её субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и её субъектов.

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.

Конфедерация не обладает суверенитетом, который является одним из основных признаков государства, и поэтому неправильно рассматривать её как форму государственного устройства. Скорее конфедерацию можно отнести к международно–правовому образованию.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации.

Территориальная организация государственной власти в России – одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти, безмерное усиление которой ведет к централизму, по обеспечению территориальной целостности, и стремлением регионов к большей самостоятельности, результатом которой может стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности.

Первые шаги на этом пути уже сделаны при подготовке и принятии Федеративного договора и Конституции Российской Федерации.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов Федерации между собой и по регионам таких основополагающих принципов, как народовластии, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан; свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.

Информация о работе Форма государственного устройства