Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:41, реферат

Краткое описание

Форма государства в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых-это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местных властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.

Оглавление

I. Введение……………………………………………………………3


II. Основная часть...………………………………………………...4-9

II.I Понятие форм государственного устройства……………..4

II. II Государственное устройство и его виды………………....4-5

II. III Унитарное государство…………………………………...5-6
понятие унитарного государства;
характеристика унитарного государства.

II. IV Федерация…………………………………………………..6-8
понятие федеративного государства;
характеристика федеративного государства;
деление федерации;
существующие федерации.

II. V Конфедерация……………………………………………….8-9
понятие и характеристика Конфедерации;
примеры конфедераций.


III. Заключение.……………………………………………………...10


IV. Список материалов, использованных в работе……………..11

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 40.26 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

Учебная дисциплина «Теория  государства и права»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема: «Формы государственного устройства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

                                                                                                                      Стр. 

I. Введение……………………………………………………………3

 

 

II. Основная часть...………………………………………………...4-9

 

 II.I Понятие форм государственного устройства……………..4

 

  II. II Государственное устройство и его виды………………....4-5

 

  II. III Унитарное государство…………………………………...5-6

  • понятие унитарного государства;
  • характеристика унитарного государства.

 

  II. IV Федерация…………………………………………………..6-8

  • понятие федеративного государства;
  • характеристика федеративного государства;
  • деление федерации;
  • существующие федерации.

 

   II. V Конфедерация……………………………………………….8-9

  • понятие и характеристика Конфедерации;
  • примеры конфедераций.

 

 

III. Заключение.……………………………………………………...10

 

 

IV. Список материалов, использованных в работе……………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение

 

Форма государства в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых-это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местных властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.

Таким образом, форма государства состоит из трех основных элементов, а именно: формы государственного правления, формы государственного устройства, формы государственного (политического) режима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Основная часть.

 

II.I   Понятие форм государственного устройства

 

Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной  организации государственной власти, который выражается в национально-государственном  и административно-территориальном  устройстве государства, в характере  взаимоотношений между частями  государства, а также между центральными и местными органами.

Проблема территориальной  организации власти характерна именно для государственно-организованного  общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как  это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а  опосредствованно - через организацию  государством социально-производственного  процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку  они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное  государственное устройство. Для  сложного государственного устройства характерно наличие в составе  государства других государственных  образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.

Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части  и взаимоотношения между этими  частями. Она дает возможность рассмотреть  структуру государства, характер взаимоотношений  между местными и высшими органами государственной власти. По структуре  различаются простые — унитарные  и сложные — федеративные и  конфедеративные государства.

Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими  традициями, историческими особенностями  возникновения и развития государства.

Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в  большинстве курсов по теории государства и права они рассматриваются и изучаются в рамках данного института.

 

 

II. II Государственное  устройство и его виды

 

С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на:

  • унитарные (единые государственные образования);
  • федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.);
  • конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

 

 

II. III Унитарное государство

 

Унитарное государство-форма  государственного устройства, при котором  территория государства, в отличие  от федерации не имеет в своем  составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные  единицы (районы, области), которые подчиняются  центральным органам власти и  признаками государственного суверенитета не обладают.

Унитарное государство характеризуется  следующими признаками:

        1) На  всей территории унитарного государства действует одна конституция без изъятий или ограничений.

       2) Единая  система высших органов государственной  власти (глава государства, правительство,  парламент), юрисдикция которых распространяется  также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления  могут издавать законы, только  имеющий подчинительный характер  и  не противоречит Конституции  и также центральными органами  власти. Действия органов местного  самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству,  парламенту.

       3)   Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др.

        4)   Составные части унитарного государства  (области, департаменты, округа, провинции,  графства) государственным суверенитетом  не обладают.      Принято  считать государство централизованным, если во главе местных органов  власти стоят назначенные из  центра чиновники, которым подчинены  органы местного самоуправления. В децентрализованных унитарных  государствах местные органы  государственной власти избираются  населением и пользуются значительной  самостоятельностью в решении  вопросов местной жизни.       

В подавляющем большинстве  современных унитарных государств основное территориальное деление  является политико-административным. Наряду с ним во многих странах  имеются административно-территориальные  единицы как общего типа (например, округа в Германии, области в Болгарии), где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют  специализированные государственные  органы (судебные округа, военные округа и т.п.).

Унитаризм вызывался потребностями  единого рынка, удобствами осуществления  государственной администрации  и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных  унитарных государств – государства  мононациональные.

        Однако  существуют и исключения из  этого правила. Это приводит  к конфликтам на межнациональной  основе, которые могут продолжаться  на протяжении множества веков.  Например, Великобритания с Северной  Ирландией или Испания. Так  же в унитарном государстве  не должно быть поглощения  государственной властью местного  самоуправления, командования муниципалитетами  и т.д.

 

 

II. IV Федерация

 

Федеративное государство - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

*          территория федерации состоит  из территорий ее отдельных  субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

*          верховная законодательная, исполнительная  и судебная власть принадлежит  федеральным государственным органам.  Компетенция между федерацией  и ее субъектами разграничивается  союзной (федеральной) конституцией;

*          субъекты федерации обладают  правом принятия собственной  конституции, имеют свои высшие  законодательные, исполнительные  и судебные органы;

*          существует единое союзное гражданство  и гражданство федеральных единиц;

*          основная общегосударственная деятельность  осуществляется союзными государственными  органами, которые официально представляют  федерацию в межгосударственных  отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия  и др.).

 

По способу  образования субъектов федерации  выделяют:

  • Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
  • Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).
  • Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу  образования самой федерации  выделяют:

  • Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).
  • Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).
  • Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

Федерации можно классифицировать в зависимости от того, какое значение в них играет национальный фактор. Так одни федерации построены  по национальному признаку, другие – на национально-территориальной  основе, третьи  на чисто территориальном  принципе.

Из существующих сейчас в  мире федераций на этнической основе построены только две: Бельгия и  Югославия. Большинство же федераций  мира основаны не для решения национальных вопросов, а в качестве формы децентрализации  государственной власти. Правда, некоторые  субъекты этих федераций включают районы, в которых проживает этнически  обособленное население. Такие федерации  можно определить, как национально-территориальные.

Все другие федеративные государства  созданы на территориальной основе. Это, как правило, страны с многонациональным  населением, либо страны, в которых  имеющиеся этносы не составляют компактных групп, либо страны, территориальное  устройство которых построено так, чтобы ни в одном субъекте федерации  не доминировала никакая этническая общность.

Итак,  в зависимости  от признаков построения федераций  их можно подразделить на:

*          территориальные - характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации;

*         национальные - характеризуется более сложным государственным устройством вследствие  многонационального состава ее населения

*          территориально-национальные (в таком государстве сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия)).

Всего федеративных государств – двадцать четыре. В Европе – это ФРГ, РФ, Австрия, Бельгия, Швейцария, Босния и Югославия; в Азии – это Индия, Малайзия, ОАЭ и Пакистан; в Америке – это США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия и Венесуэла; в Океании – это Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Соединённые  Штаты Микронезии. Федеративными являются и некоторые страны Африки: Коморские острова, Нигерия, Эфиопия, Танзания.

Информация о работе Формы государственного устройства