Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

Государства в разные исторические эпохи и у народов так же мало похожи друг на друга, как и соответствующие им культуры. Тем не менее какие-то общие признаки государства имеются. Государство считается существующим, если у него есть:
особая система органов и учреждений, выполняющих функции государственной власти;
право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;
определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства.

Оглавление

1. Государственное устройство и его формы.
2. Унитарное государство.
3. Федерация как тип государственного устройства.
Специфика федерализма в России.

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

 

 

ТЕМА  № 10.

 

 ФОРМЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  УСТРОЙСТВА

 

 

 

План.

 

     1. Государственное устройство и его формы.

2. Унитарное государство.

3. Федерация как тип государственного устройства.

  1. Специфика федерализма в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Введение.

 

      Государства в разные исторические эпохи и у народов так же мало похожи друг на друга, как и соответствующие им культуры. Тем не менее какие-то общие признаки государства имеются. Государство считается существующим, если у него есть:

  • особая система органов и учреждений, выполняющих функции государственной власти;
  • право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;
  • определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства.

    Основные функции современного государства принято разделять на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

  • защита существующего способа производства, экономической и социальной систем;
  • подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противоположными интересами);
  • управление экономикой (в странах социализма) либо регулирование хозяйственной деятельности (в капиталистических странах);
  • охрана общественного порядка и поддержание дисциплины;
  • регулирование социальных отношений;
  • культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т.п.

    Внешние функции составляют:

  • защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношении других государств;
  • развитие нормальных отношений с другими государствами, развития взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования.

 

  1. Государственное устройство и его формы.

 

  Государство обладает сложной структурой. Обычно выделяют три группы государственных учреждений: высшие органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.

  Структура и полномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства».

  Форма правления – организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками; она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Две основные формы правления – это монархия и республика и их разновидности.

  Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства – монарха – передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей.  Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия обозначает всевластие главы государства и отсутствие конституционного строя; конституционная монархия предполагает ограничение полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства различают дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.

  В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска. (Германия по конституции 1871 г., Япония по конституции 1889 г., Россия после 17 октября 1905 г. – «конституционная монархия под самодержавным царем»). Сегодня это Саудовская Аравия и ряд небольших арабских государств.

  Парламентская монархия существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Люксембурге, Монако, Нидерландах, Норвегии, Швеции, т. е. в восьми из восемнадцати стран Западной Европы. Власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право вето фактически (в ряде стран и формально) монарх не реализует. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Таким образом, монархия сегодня – слабое политическое учреждение, однако она, по мнению М. Вебера, обеспечивает дополнительную легитимацию власти, так как монарх – носитель традиции, символ единства нации, незыблемости политической системы.

  Республика имеет две основные формы: президентскую и парламентскую.

  Президентская республика характеризуется особой ролью президента: он одновременно и глава государства, и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов или независимо от парламента, или «с согласия сената» (практика США). Министры обязаны проводить политику, определяемую президентом, и несут ответственность перед ним. Парламент не вправе выразить правительству вотум недоверия, а порицание министров парламентом не влечет за собой их автоматической отставки. Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США), либо прямым голосованием граждан. Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать по своему усмотрению, невзирая на парламент. Президент наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, и активно им пользуется. Президентом становится лидер партии, победившей на президентских выборах, парламентское же большинство может принадлежать другой партии. Такое совпадение возможно в парламентской республике.

  Важнейшая отличительная черта президентской республики – жесткое разделение властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. При этом существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей. Так, парламент не вправе вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе досрочно распустить парламент. В то же время парламент обладает правом на импичмент, однако у главы государства есть право отлагательного вето на решения парламента. Независимая судебная власть, формируемая президентом при участии парламента, обладает правом конституционного контроля и правом на дискрецию.

   С одной стороны, в президентской республике создаются благоприятные предпосылки для концентрации властных полномочий в руках президента, с другой – при соблюдении конституционных норм правительство более стабильно, а парламент обладает большими реальными полномочиями, чем во многих странах с парламентарной системой. Классический пример президентской республики – США, где впервые и была установлена эта форма правления, возродившая в свою очередь многие принципы римской смешанной политической системы.

   Парламентскую республику отличают формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства занимает в системе властных органов скромное место. Парламент наряду с изданием законов и вотированием бюджета имеет право контроля за деятельностью правительства. Назначает правительство глава государства, но не по своему усмотрению, а из числа представителей партии, располагающих большинством мест в нижней палате парламента. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов, либо то и другое. Полномочия президента, кроме чисто представительских, осуществляется только с согласия правительства. Типичные парламентские республики: Австрия, Греция, Италия, ФРГ.

  Среди форм правления  есть такие, которые сочетают  в себе признаки и президентской  и парламентской республики. Например, «Пятая Французская Республика»,  возникшая в результате принятия конституции 1958 г. Данная смешанная форма получила наименование премьер-президентской. Она характеризуется тем, что:

  • президент избирается на прямых всеобщих выборах;
  • президент наделен широкими властными полномочиями;
  • одновременно с президентом существуют и выполняют функции исполнительной власти премьер-министр и кабинет, ответственные перед законодательным собранием.

  Помимо Франции подобная форма правления существует в Португалии, в Финляндии (до 1991 г.) и Исландии.

  Смешанная, президентско-парламентская форма правления, с еще большим доминированием президента, действует в ряде стран Латинской Америки (Перу, Эквадор), она же закреплена конституцией 1993 г. в России и новыми конституциями в ряде стран СНГ. Ее наиболее важные особенности:

  • наличие всенародно избранного президента;
  • президент назначает и смещает членов правительства;
  • члены правительства должны пользоваться доверием парламента;
  • президент имеет право распустить парламент.

 

  Форма государственного устройства – это территориально-политическая организация государства, включающая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. Форма государственного устройства зависит от исторических условий образования и существования государства, традиций, степени территориальной и этнической общности в государстве и т.д. В конечном счете форма государственного устройства отражает степень централизации или децентрализации государственного управления, соотношение центра и мест. Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

 

  2. Унитарное   государство.

 

   Унитарное – это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.

  Для унитарного государства характерны следующие признаки: единая конституция, единая правовая система, единая система высших органов государственной власти и управления, единое гражданство, единство судебной системы, единая денежная единица, деление на административно-территориальные единицы, статус органов управления в которых определяется общегосударственными правовыми нормами, подчинение этих органов центральным. В зависимости от степени централизации можно выделить несколько разновидностей унитарных государств:

  1. выборные местные органы отсутствуют, функции управления осуществляют назначаемые из центра чиновники;
  2. есть местные выборные органы управления, но они поставлены под контроль назначаемых представителей центра;
  3. выборные местные органы самоуправления косвенно контролируются центром;
  4. в государстве существует определенная автономия для отдельных территорий, включающая внутреннее самоуправление и ограниченное право издания законодательных актов по вопросам местного значения.

         Такая автономия не меняет унитарного характера государства, однако может рассматриваться либо как особая, переходная форма от унитаризма к федерализму, либо как попытка совмещения и уравновешивания позитивных сторон унитаризма и федерализма.

   Практическим выражением данных тенденций является регионализм, наиболее полно реализованный в развитии государственного устройства Италии и Испании, где основы регионализма заложены демократическими конституциями, принятыми в Италии в 1947 г. и в Испании в 1978 г. Но прошли годы, прежде чем положения конституций были осуществлены на практике. В отличие от государств, в которых отдельные автономные образования созданы по различным основаниям, в том числе с учетом компактно проживающих национальных групп (Аланские острова в Финляндии), в Италии и Испании автономия представлена всем административно-территориальным образованиям. В Италии таких областей 20, из них 5 обладают более широкими полномочиями и их статус утвержден конституционным законом республики. В Испании автономных организаций 17, некоторые из них (исторические регионы – Страна Басков, Галисия, Каталония) тоже имеют более широкие полномочия.

     Регионам принадлежит законодательная и исполнительная власть (при сохранении единой, централизованной судебной системы). Они формируют законодательные собрания и коллегиальные исполнительные органы. В конституции содержится перечень вопросов, по которым регионы могут издавать местные законы, что напоминает размежевание компетенции между федерацией и ее субъектами. В областях есть особые акты-статуты, которыми определяется их организация. Статуты разрабатываются и принимаются органами законодательной власти областей.

      В то же время по ряду признаков регионализм близок к унитаризму. Статуты подлежат утверждению конституционными законами. В регионы назначается правительственный комиссар, который визирует акты законодательных органов регионов. Он может отказать в визе, что напоминает институт административной опеки в унитарном государстве. Правительство вправе при определенных условиях распустить законодательный орган региона. Изменение границ между автономными образованиями также осуществляется актами центральной власти и т.д. Региональный подход имеет несомненные плюсы, обеспечивая, в частности, сочетание необходимой централизации в государстве с обширными правами территорий. Но есть и минусы, поскольку регионализм может выйти за пределы унитарного принципа, не превратившись в федерализм со свойственными ему институтами сохранения единства государства, т.е. он способен вызвать сепаратизм и чреват распадом государственности.

    Значительная часть автономных образований создана по историко-географическому признаку (большинство областей Италии, острова Мадейра и Азорские в Португалии и др.), а по национально-территориальному признаку -некоторые автономные образования в Испании и бывшем СССР.

Информация о работе Формы государственного устройства