Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:21, контрольная работа
Государства в разные исторические эпохи и у народов так же мало похожи друг на друга, как и соответствующие им культуры. Тем не менее какие-то общие признаки государства имеются. Государство считается существующим, если у него есть:
особая система органов и учреждений, выполняющих функции государственной власти;
право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;
определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства.
1. Государственное устройство и его формы.
2. Унитарное государство.
3. Федерация как тип государственного устройства.
Специфика федерализма в России.
ТЕМА № 10.
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
План.
1. Государственное устройство и его формы.
2. Унитарное государство.
3. Федерация как тип государственного устройства.
Введение.
Государства в разные исторические эпохи и у народов так же мало похожи друг на друга, как и соответствующие им культуры. Тем не менее какие-то общие признаки государства имеются. Государство считается существующим, если у него есть:
Основные функции современного государства принято разделять на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:
Внешние функции составляют:
1. Государственное устройство и его формы.
Государство обладает сложной структурой. Обычно выделяют три группы государственных учреждений: высшие органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.
Структура и полномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства».
Форма правления – организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками; она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Две основные формы правления – это монархия и республика и их разновидности.
Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства – монарха – передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия обозначает всевластие главы государства и отсутствие конституционного строя; конституционная монархия предполагает ограничение полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства различают дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.
В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска. (Германия по конституции 1871 г., Япония по конституции 1889 г., Россия после 17 октября 1905 г. – «конституционная монархия под самодержавным царем»). Сегодня это Саудовская Аравия и ряд небольших арабских государств.
Парламентская монархия существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Люксембурге, Монако, Нидерландах, Норвегии, Швеции, т. е. в восьми из восемнадцати стран Западной Европы. Власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право вето фактически (в ряде стран и формально) монарх не реализует. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Таким образом, монархия сегодня – слабое политическое учреждение, однако она, по мнению М. Вебера, обеспечивает дополнительную легитимацию власти, так как монарх – носитель традиции, символ единства нации, незыблемости политической системы.
Республика имеет две основные формы: президентскую и парламентскую.
Президентская республика характеризуется особой ролью президента: он одновременно и глава государства, и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов или независимо от парламента, или «с согласия сената» (практика США). Министры обязаны проводить политику, определяемую президентом, и несут ответственность перед ним. Парламент не вправе выразить правительству вотум недоверия, а порицание министров парламентом не влечет за собой их автоматической отставки. Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США), либо прямым голосованием граждан. Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать по своему усмотрению, невзирая на парламент. Президент наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, и активно им пользуется. Президентом становится лидер партии, победившей на президентских выборах, парламентское же большинство может принадлежать другой партии. Такое совпадение возможно в парламентской республике.
Важнейшая отличительная черта президентской республики – жесткое разделение властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. При этом существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей. Так, парламент не вправе вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе досрочно распустить парламент. В то же время парламент обладает правом на импичмент, однако у главы государства есть право отлагательного вето на решения парламента. Независимая судебная власть, формируемая президентом при участии парламента, обладает правом конституционного контроля и правом на дискрецию.
С одной стороны, в президентской республике создаются благоприятные предпосылки для концентрации властных полномочий в руках президента, с другой – при соблюдении конституционных норм правительство более стабильно, а парламент обладает большими реальными полномочиями, чем во многих странах с парламентарной системой. Классический пример президентской республики – США, где впервые и была установлена эта форма правления, возродившая в свою очередь многие принципы римской смешанной политической системы.
Парламентскую республику отличают формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства занимает в системе властных органов скромное место. Парламент наряду с изданием законов и вотированием бюджета имеет право контроля за деятельностью правительства. Назначает правительство глава государства, но не по своему усмотрению, а из числа представителей партии, располагающих большинством мест в нижней палате парламента. Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов, либо то и другое. Полномочия президента, кроме чисто представительских, осуществляется только с согласия правительства. Типичные парламентские республики: Австрия, Греция, Италия, ФРГ.
Среди форм правления
есть такие, которые сочетают
в себе признаки и
Помимо Франции подобная форма правления существует в Португалии, в Финляндии (до 1991 г.) и Исландии.
Смешанная, президентско-парламентская форма правления, с еще большим доминированием президента, действует в ряде стран Латинской Америки (Перу, Эквадор), она же закреплена конституцией 1993 г. в России и новыми конституциями в ряде стран СНГ. Ее наиболее важные особенности:
Форма государственного устройства – это территориально-политическая организация государства, включающая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. Форма государственного устройства зависит от исторических условий образования и существования государства, традиций, степени территориальной и этнической общности в государстве и т.д. В конечном счете форма государственного устройства отражает степень централизации или децентрализации государственного управления, соотношение центра и мест. Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.
2. Унитарное государство.
Унитарное – это единое государство, которое подразделяется
на административно-
Для унитарного государства характерны
следующие признаки: единая конституция,
единая правовая система, единая система
высших органов государственной власти
и управления, единое гражданство, единство
судебной системы, единая денежная единица,
деление на административно-
Такая автономия не меняет унитарного характера государства, однако может рассматриваться либо как особая, переходная форма от унитаризма к федерализму, либо как попытка совмещения и уравновешивания позитивных сторон унитаризма и федерализма.
Практическим выражением данных
тенденций является регионализм, наиболее
полно реализованный в развитии государственного
устройства Италии и Испании, где основы
регионализма заложены демократическими
конституциями, принятыми в Италии в 1947
г. и в Испании в 1978 г. Но прошли годы, прежде
чем положения конституций были осуществлены
на практике. В отличие от государств,
в которых отдельные автономные образования
созданы по различным основаниям, в том
числе с учетом компактно проживающих
национальных групп (Аланские острова
в Финляндии), в Италии и Испании автономия
представлена всем административно-
Регионам принадлежит законодательная и исполнительная власть (при сохранении единой, централизованной судебной системы). Они формируют законодательные собрания и коллегиальные исполнительные органы. В конституции содержится перечень вопросов, по которым регионы могут издавать местные законы, что напоминает размежевание компетенции между федерацией и ее субъектами. В областях есть особые акты-статуты, которыми определяется их организация. Статуты разрабатываются и принимаются органами законодательной власти областей.
В то же время по ряду признаков регионализм близок к унитаризму. Статуты подлежат утверждению конституционными законами. В регионы назначается правительственный комиссар, который визирует акты законодательных органов регионов. Он может отказать в визе, что напоминает институт административной опеки в унитарном государстве. Правительство вправе при определенных условиях распустить законодательный орган региона. Изменение границ между автономными образованиями также осуществляется актами центральной власти и т.д. Региональный подход имеет несомненные плюсы, обеспечивая, в частности, сочетание необходимой централизации в государстве с обширными правами территорий. Но есть и минусы, поскольку регионализм может выйти за пределы унитарного принципа, не превратившись в федерализм со свойственными ему институтами сохранения единства государства, т.е. он способен вызвать сепаратизм и чреват распадом государственности.
Значительная часть автономных образований создана по историко-географическому признаку (большинство областей Италии, острова Мадейра и Азорские в Португалии и др.), а по национально-территориальному признаку -некоторые автономные образования в Испании и бывшем СССР.