Российская система
«двуглавой» исполнительной власти,
построенная на политической
неполноценности правительства, дублировании полномочий, кадровой чехарде
и неформальных способах разделения властной
компетенции между центром и субъектами
федерации, делает невозможным сколько-нибудь
последовательный курс реформ. При этом
можно провести параллель между практикой
современного российского президентства
и российскими политическими режимами
XX века – царской Россией с характерной
для нее борьбой между двором и правительством
и Советского Союза со свойственным ему
скрытым противостоянием между ЦК и Совмином.
Следовательно, институт российского
президентства, созданный для разрушения
системы господства КПСС, на деле воспроизвел
многие черты прежней власти.
Большинство российских
исследователей в целом негативно
оценивают институциональную модель,
которая закреплена конституцией 1993 г. С этой точки зрения вполне репрезентативна
позиция российского политолога В. Дзодзиева,
который писал: «Принятая в чрезвычайных
обстоятельствах новая конституция (1993
г.) была приспособлена в первую очередь
для юридического оформления и закрепления
политически господствующего положения
правящей группировки, наделения президента
чрезвычайно широкими полномочиями, ограничения
реального и общественного влияния парламента
и конституционного суда, оказавшихся
до этого в оппозиции к президенту… Сформировавшаяся
в 1994 году на базе нового основного закона
под влиянием определенного политического
заказа модель российского государства
по многим параметрам не выдерживает «верификации»
жизнью».
Список литературы.
- Кравченко А.И. Политология : Учебник. – М., 2010.
- Политология : учебник/ под ред. В. А. Ачкасова,
В. А. Гуторова. – М., 2009.
- Википедия. www.vikipedia.ru
- Яндекс. Словари.