Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:04, курсовая работа
Государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.
- Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образована на основе соответствующих договоров;
- Свобода выхода из конфедерации. В отличие от федераций, где попытка выхода рассматривается как мятеж, выход из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом;
- Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. Проявляется это, в частности, в том, что никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государств, входящих в состав конфедерации, без их согласия. Не предусмотрены и какие-либо механизмы принуждения к исполнению решений союзной власти;
- Предметы ведения конфедерации ограничены перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это – вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, разрешения споров между субъектами конфедерации. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, составляющих конфедерацию;
- В конфедерациях образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам. В частности, не образуются судебные органы, ограничен круг органов исполнительной власти;
- В представительных органах конфедераций делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенные государства. Избирают их парламенты субъектов конфедераций, обязывая следовать соответствующим инструкциям и указаниям;
- Постоянно действующие государственные органы конфедераций не обладают властными полномочиями. Как правило, акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия. По сути они адресованы не к гражданам, а к органам власти субъектов конфедерации;
- Субъектам конфедераций принадлежит право нуллификации, т. е. отказа в признании либо отказе от применения актов союзной власти;
- Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения, как и возможностью принудительного взыскания взносов, конфедерация не обладает;
- Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов25;
- Хотя конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной, единых таможенных правилах, а так же единой межгосударственной кредитной политике;
- Конфедерация сохраняет
- Конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации. История знает и те, и другие примеры: Германский Союз (1815-1867 гг.), Швейцарский союз (1815-1848 гг.), Австро-Венгрия (1867-1918 гг.); и классический пример – Соединенные Штаты Америки (из конфедерации, которая была утверждена в 1781 году, в 1787 году образовалась федерация)26.
Итак, конфедерация – это союз государств с некоторыми общими органами, образуемыми для достижения определенных общих целей. Опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме устройства. Конфедеративное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств. Конфедерации, как формы союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, в настоящее время не существует нигде.
Различают и такое межгосударственное образование как содружество.
Содружество – это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но тем не менее организованное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться:
Во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.);
Во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина);
В-третьих, языка (иногда языковое единство
имеет лингвистический
В-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов);
В-пятых, религии (но не всегда).
В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать:
- межгосударственный договор;
- устав;
- декларация;
- иные юридические акты27.
Цели, выдвигаемые при создании
содружества, могут быть самыми различными.
Они затрагивают важные интересы
государств, что не позволяет их
отнести к разряду
В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но скорее всего не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.
Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав содружества, акты об общих вооруженных силах и т. п.)28.
Итак, содружество - добровольное межгосударственное объединение суверенных государств, характеризующихся наличием общих признаков. Таким образом, это не государство, а своеобразное их объединение, созданное для достижения различных целей. Особенности объединения государств зависят от договоров, международных документов, на основе которых они объединяются. Содружество как объединение государств может иметь переходный характер. Оно может развиваться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при противоречивости интересов окончательно распасться.
Существует такое образование как империя. Империя – это насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического и т. п.). Вместе с тем история знает и добровольное, договорное вхождение некоторых государств в состав империи. Это происходит, как правило, тогда, когда народу этого государства грозит уничтожение со стороны другого государства, и в воссоединении с родственными государствами (по религии, языку) народ этого государства видит свое спасение. Но в основном империя держится на применении принуждения (военного, экономического, политического, идеологического), и как только этот опорный столп исчезает, она рушится29.
Империи имеют отличительные
- обширная территориальная
- сильная централизованная
- асимметричные отношения
- разнородный этнический и
- некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса30.
Степень зависимости от империи может быть различной: от полной зависимости до сохранения суверенитета в той или иной степени и установления договорных отношений между империей и ее составными частями31.
Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи. Но в современном мире империй не существует, так как в отношениях между государствами исчез насильственный характер и стал присутствовать исключительно добровольный, договорной.
Следующей формой будет служить протекторат. Протекторат – это формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Например, Великобритания оккупировала Египет в 1882г., а в 1914г. установила над ним протекторат32.
Государство-протектор брало на себя следующие функции:
- представительство во внешних делах;
- верховное военное
- осуществление вооружённой защиты;
- правосудие;
- взимание некоторых налогов;
- оказание экономической и культурной помощи и др.
Нередко протекторат был лишь переходным этапом к полной колониальной зависимости. Нацистская Германия установила свой протекторат в Чехии, Моравии и Словакии после того, как подвергла их военной оккупации. В современном мире протекторат не существует.
Выделяют сюзеренитет как форму международного объединения. Сюзеренитет характеризуется как вассальное подчинение одного государства (вассала) «в известных отношениях» власти другого государства (сюзерена).
По своему происхождению и назначению сюзеренитет имел двоякий характер:
а) служил «переходной политической формой при распадении разноплеменного государства на его составные части»;
б) выступал в качестве одного из средств «подчинения слабых государств сильным».
В отличие от сюзеренитета, который является данью прошлого, инкорпорацию можно рассматривать и как явление настоящее. Показательным примером в этом отношении может служить «воссоединение» по форме, а поглощение по сути и содержанию в 90-е годы Германской Демократической Республики (ГДР) Федеративной Республикой Германии (ФРГ).
Инкорпорация определяется как включение одного государства в состав другого на основании соглашения33. Государства объединяются с целью полного слияния, при котором хотя бы один из участников теряет свою государственность. Это процесс формирования нового государства, либо государства с новыми характеристиками.
Инкорпорацией было, как полагают, - присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г.
Итак, помимо основных форм государственного устройства в этой главе рассмотрены такие формы как конфедерация, содружество, империя, протекторат, сюзеренитет, инкорпорация. И из их изучения можно сделать вывод, что выделяют добровольные и насильственные межгосударственные формы. На начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации они уходят в прошлое. Их место занимают добровольные формы международного объединения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале работы ставились цели (изучение категории «форма государственного устройства», основ унитарного и федеративного государства, а так же изучение основ межгосударственных объединений), в ходе которой они, по-моему мнению, были раскрыты и изучены.
Итак, под формой государственного устройства понимаются территориальное его устройство и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью. Форма государственного устройства на современном этапе является неотъемлемым элементом современного демократического общества, отражающим его потребности для наиболее эффективного функционирования государственных институтов. Большинство авторов выделяют две основные формы государственного устройства – унитарную и федеративную формы.
Унитарное
государство – это единое цельное
государственное образование, состоящее
из административно-
С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований. Примером этому служит федерация.
Федеративное государство – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности. Значение федерации как формы государственного устройства в настоящее время очень велико. Федеративная система существует в около тридцати стран мира. Государства с федеративной формой устройства более динамичны в плане развития правовых отношений, по сравнению с унитарной формой.
Нельзя сказать, что развитые, передовые, сильные государства – это государства федеративные или, наоборот, унитарные, так как можно привести примеры в пользу и тех, и других форм государственного устройства (США – федерация, Англия – унитарное государство).
В ходе работы при рассмотрении федеративного государства акцент был поставлен на Российскую Федерацию. Российская Федерация – нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов форма федерации. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества.
Если
федерализм основан на демократических
принципах, на устоях правового государства,
если он действительно гуманистичен,
то тогда наиболее полно проявляются
его достоинства: общий крупный
рынок, свободное движение капиталов,
товаров и услуг свобода
В работе были рассмотрены так же некоторые форы межгосударственных объединений: конфедерация, содружество, империя, протекторат, сюзеренитет, инкорпорация. Удалось выяснить их характерные черты; отношения между государствами (их статус), входящие в эти объединения; способы образования. В результате исследования стало ясно, что такие объединения делятся на добровольные и насильственные. Насильственные межгосударственные формы существовали ранее, а на смену им пришли добровольные, существующие в наше время.