Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:49, контрольная работа

Краткое описание

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое состоит из председателя правительства (премьер-министра), его заместителей и федеральных министров. Премьер-министр предлагает президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров; в соответствии с конституцией и федеральными законами и указами президента определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу. Правительство во главе с премьер-министром слагает свои полномочия в случае избрания нового президента.

Файлы: 1 файл

конституционное право.docx

— 40.01 Кб (Скачать)
  1. Конституционное право России – отрасль права, система юридических норм, регламентирующих организацию государственной власти в России, основные формы осуществления  этой власти, отношения государства  и гражданина. Конституционные нормы служат основой для дальнейшей регламентации общественных отношений другими отраслями права (например, конституционные нормы о праве на труд, на отдых – трудовым правом, нормы об основных принципах организации судебной власти – судоустройством и процессуальным правом. Основной источник конституционного права – конституция государства, что и предопределяет ведущее место отрасли в правовой системе.  Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы. Основной источник конституционного права – конституция государства, что и предопределяет ведущее место отрасли в правовой системе.
 
 
 
  
  1. ГОСУДАРСТВО (лат. imperium, civitas; англ. state) - в теории права способ организации классового общества как суверенного, исторически сформировавшегося, основанного на определенной преобладающей системе производственных отношений; основной институт политической системы, форма организации публичной политической власти. Объективным выражением государства является совокупность представительных, исполнительных и судебных государственных органов, образующих государственный аппарат. Форма государства характеризуется тремя составляющими — формой правления, формой государственного устройства и государственно-правовым режимом. Форма государственного правления - структура и правовое положение высших органов государственной власти, а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Определяющим признаком формы государственного правления является правовой статус главы государства: выборный, сменяемый или наследственный. Существует две основные формы государственного правления - монархия и республика. 
    Монархия - единовластие, единодержавие (от греч. "монос" - один и "архе" - власть, то есть "моноархия") - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия. 
    Типичные черты монархической формы государственного правления: 
    а) существование единоличного носителя верховной государственной власти; 
    б) династическое наследование верховной власти; 
    в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах; 
    г) власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается "милостью Божией"); 
    д) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства (по Воинскому уставу Петра I государь - "самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен").

  Республика (от лат. "res publica" - общественное дело, всенародное) - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. 
Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты: 
а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер; 
б) наличие выборного главы государства; 
в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок; 
г) производность государственной власти от суверенитета народа: "respublica est res populi" ("государство - всенародное дело"); 
д) юридическая ответственность главы государства.

  Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Также закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти. Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств…

  На текущий  момент выделяется три основные формы  государственного устройства:

  1. Унитарное государство — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признака суверенитета. Выделяют централизованные и децентрализованные унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.
  2. Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.
  3. Конфедерация — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства.
 

 По форме правления  Россия является полупрезидентской (президентско-парламентарной) республикой или республикой смешанного типа.

  Главой государства  является президент РФ, избираемый народом на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании, как глава  государства представляет Россию внутри станы и в международных отношениях; издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, не противоречащие конституции  и федеральным законам; решает вопросы  гражданства РФ и предоставления политического убежища; осуществляет помилование; является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент, не являясь формально главой исполнительной власти,  в соответствии с конституцией и федеральными законами,  определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, назначает с согласия Государственной думы премьер-министра и принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседаниях правительства.

  Исполнительная  власть осуществляется правительством, которое состоит из председателя правительства (премьер-министра), его  заместителей и федеральных министров. Премьер-министр предлагает президенту кандидатуры на должности своих  заместителей и федеральных министров; в соответствии с конституцией и  федеральными законами и указами  президента определяет основные направления  деятельности правительства РФ и  организует его работу. Правительство  во главе с премьер-министром  слагает свои полномочия в случае избрания нового президента.

  Федеральное Собрание (парламент РФ) является представительным и законодательным органом, состоящим  из двух палат – Совета Федераций  и Государственной Думы. 

  Конституция России закрепляет федеративную форму государственного устройства нашей страны. Глава 3 Конституции  так и называется “Федеративное  устройство”. Конституция закрепляет совокупность признаков, подтверждающих федеративную природу российского  государства.

  Во-первых, частями, субъектами российского государства  являются не административно-территориальные  единицы, а национальные государства  — республики (всего их 21); государственно-территориальные  образования (края — 6, области — 49, города федерального значения — 2); национально-государственные  образования (1 автономная область и 10 автономных округов). Перечень всех субъектов  дан в ст. 65 Конституции РФ.

  Во-вторых, законодательную  систему России составляют Конституция  РФ и законы федерации, а также  конституции, уставы и законы субъектов  РФ, которые осуществляют правовое регулирование в пределах компетенции  федерации и ее субъектов. Разграничение полномочий осуществляется не только Конституцией РФ, но и специальными договорами между органами власти России и ее субъектов.

  В-третьих, в  Российской Федерации одновременно действуют органы государственной  власти России и органы власти ее субъектов.

  В-четвертых, Россия имеет двухпалатный парламент —  Федеральное Собрание, одна из палат  которого — Совет Федерации —  представляет интересы всех субъектов  РФ и имеет в своем составе  всех их представителей.

  В-пятых, наряду с гражданством России имеется гражданство  республик в составе РФ. 
 
 

  
  1. Избирательное право обычно понимается в двух значениях.

  Объективное избирательное  право - система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов  государства и местного самоуправления.

  Субъективное  избирательное право - гарантированная  государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления (активное и пассивное  избирательное право).

  Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).

  Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.

  Большинство зарубежных исследователей придают данному  термину исключительно узкий  смысл, также как и дореволюционные  отечественные авторы не выделяли избирательной  системы в широком смысле слова. Появление широкого смысла связано  с нормативным введением в  оборот понятия избирательная система  в Конституции СССР 1936 г., когда в Основном законе появилась глава с аналогичным названием, нормы которой касались регулирования избирательных прав, порядка организации и проведения выборов и т.д. 

  Принципы избирательного права - это те условия его признания  и реализации, соблюдение которых  на выборах делает эти выборы действительно  народным волеизъявлением. Выделим  основные принципы.

  Всеобщее  избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Это максимум возможного и разумного, который практически нигде не достигается. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения.

  Прямое  и косвенное избирательное  право. Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

  Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат - в США, Италии, Польше, президентов - в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного самоуправления.

  Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь две ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет штатов Индии, трехступенчатыми - подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.

  Равное  избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы' у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в Баварии - по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей).

  Принципу равного  избирательного права противоречит плюральный вотум (буквально - множественное  голосование). Согласно этому принципу одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше голосов, чем другие.

  Принципу равного  избирательного права также противоречат куриальные выборы, которые заранее делят избирателей на группы - курии (например, по национальному, религиозному, сословно-кастовому и другим признакам) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп. Например, в Китае особую курию представляют собой военнослужащие НОАК, которые имеют особое представительство в собраниях народных представителей, в Ботсване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются особые избирательные курии для родоплеменных вождей.

  В некоторых  странах допускаются отклонения от принципа равного избирательного права, имеющие целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе могут его не получить. Такое специальное представительство имели 25 из 150 стран, сообщивших соответствующие данные Межпарламентскому союзу.

  Тайное  голосование. Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления.

  Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.

  Принцип свободных  выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему  в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если

Информация о работе Формы государственного устройства