Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:42, реферат

Краткое описание

Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях.

Оглавление

Введение
1. Происхождение и сущность государства
2.Политические институты
3.Основные признаки государства
4.Структура и функции государства
5.Формы государственного правления
6.Формы государственного устройства
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 46.37 Кб (Скачать)

В системе современных  политических институтов демократических  стран Запада, наряду с растущей специализацией политических институтов, заметно увеличивается доля структур контролирующих, отслеживающих деятельность политических функционеров. Политический институт становится не только более  свободного нравственного и эмоционального выбора, но и объектом пристального внимания со стороны общества.

Политические  институты - это, в частности, государство  и его структуры, избирательная  система, политические партии, общественное мнение, средства массовой информации. Всякий политический институт состоит  из структуры (организации) и идеи, которую  эти структуры обслуживают.

                   3.Основные признаки государства

- Публично-политическая (государственная) власть.

Государственная власть - это власть одновременно публичная  и политическая. Публичной она  является потому, что официально управляет  делами всего общества и выступает  от имени всего общества в целом  при решении вопросов, относящихся  к её компетенции.

Политическая  природа государственной власти определяется тем, что она в лице государственного аппарата отделена от общества, относительно обособлена от него Относительно самостоятельное  существование, положение в обществе и та сила, которой данная власть обладает, позволяют ей действенно управлять социально неоднородным обществом, т. е. таким, где во многом отсутствуют единство, совпадение интересов  у различных слоев, групп, общностей. Отношения между ними составляют сферу политики как таковой. Прямое предназначение государственной власти заключается, во-первых, в регулировании  этих отношений, что и делает её как  власть публичную властью политической; во-вторых, успех в борьбе не совпадающих  во многом интересов различных социальных слоев, групп, общностей в социально  неоднородном обществе всегда будет  на стороне того, кто обладает государственной  властью. Овладение этой властью  позволяет одной какой-либо части  общества (большей или меньшей, либо ее представителям) не только управлять  делами всего общества, обеспечивать его безопасность, существование  как единого целого, но и руководить им преимущественно в своих интересах. Последнее и придает публичной  власти политический характер. Поэтому  она и выступает всегда как  власть публично-политическая.

Государственную власть нельзя отождествлять с самим  государством, ибо государство - это  организация данной власти, т. е. ее устройство, механизм ее осуществления  в лице определенных органов: парламента, правительства, правосудия, контрольно-надзорных, военных и т. д. Сама же по себе государственная  власть - это способ руководства  обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат  принуждения, так как основой  действенности государственной  власти является авторитет силы, а  не сила авторитета.

-Суверенитет.

Государство - это  организация власти, являющейся суверенной, т. е. верховенствующей внутри страны, независимой во внешнеполитических отношениях. Суверенитет предполагает, что государственная власть является самостоятельной и независимой  от какой-либо власти как внутри государства, так и за его пределами. Суверенитет  можно рассматривать как сопоставительное свойство государственной власти (и государства как его организации), указывающее на ее положение среди тех властей, которые имеют место в обществе,- церковной, родительской, корпоративной и т. д. Государственная власть существует обособленно от указанных властей и имеет верховенство по отношению к ним в сфере государственных дел.

Кроме того, любое  государство должно признавать такой  порядок вещей в системе властеотношеннй  внутри государства и не вмешиваться  в его внутренние дела, а также  считаться с ним как с равноправным, самостоятельным, независимым субъектом  межгосударственных отношений. Таким  образом, можно говорить о том, что  в целом суверенитет имеет  внутренние и внешние измерения.

- Всеобъемлемость.

Государство- это  организация власти, которая является всеобъемлющей. Только государственная  власть распространяется на всех лиц (физических, юридических), которые находятся  на территории государства. Если суверенитет  есть свойство государственной власти, которое указывает на ее силу, то всеобъемлемость - свойство государственной  власти, указывающее на масштаб ее действия в обществе. Более широкое  понимание "всеобъемлемости" как  признака государства предполагает указание на то, что государство - это  организация общества в единое целое  через институт "гражданства" (подданства), т. е. государство - это  всеобъемлющая организация общества.

- Территория.

Государство - это  организация власти, которая властвует  на строго определенной территории, т. е. ограниченной части поверхности  планеты (суши, моря, воздушного пространства). Территория государства является материальной основой его существования.

- Народонаселение.

Государство - это  организация власти, субъектом и  объектом которой является народ, населяющий территорию государства. Государство  объединяет людей в единое целое, а принадлежность их к данному  государству отражается понятием "гражданство" (подданство). Гражданство (подданство)- это устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Государству свойственно  объединение людей по территориальному признаку в один территориальный  коллектив (граждане государства, население  страны) и одновременное разделение его в целях оптимизации управления на меньшие территориальные коллективы (население областей, районов и т. п.).

- Аппарат управления.

Государство - это  организация власти, в составе  которой всегда существует аппарат  управления, т. е. особый разряд лиц, профессионалов по управлению. В государстве всегда есть управляющие и управляемые. К органам управления относятся  правительство, различные министерства, государственные комитеты и т. п.

- Аппарат принуждения.

Государство - это  организация власти, в составе  которой всегда действует аппарат  принуждения, т. е. отряды вооруженных, специально обученных людей, принудительные учреждения. Они являются силовой  основой действенности государственной  власти. К числу так называемых "силовых" ведомств государства  в первую очередь относятся вооруженные  силы, органы охраны общественного  порядка, органы государственной безопасности, карательные (пенитенциарные) учреждения. Государству принадлежит монопольное  право применять принуждение  на своей территории.

- Издание нормативно-правовых актов. Только государство имеет право издавать нормативно-правовые акты (законы, постановления, указы и т. д.), обязательные для всеобщего исполнения. Нормативно-правовые акты закрепляют правовые (юридические) нормы, в которых выражена общеобязательная государственная воля.

Юридические нормы  рассчитаны на добровольное их соблюдение. При необходимости проведение их в жизнь обеспечивают специальные  юридические органы: налоговые , органы прокуратуры, милиции и др.

- Налогообложение.

Государство - это  организация власти, финансовую основу деятельности которой образуют, в  первую очередь ,налоги. Налогообложение  является монопольным правом государства. Иные поступления в бюджет (казну  государства) дают займы (внешние и  внутренние), доходы от деятельности государственных  предприятий, различные сборы (судебные, таможенные). 

4.Структура и функции государства 

Дифференциация  экономических, социальных, культурных и других интересов и потребностей как отдельных индивидов, так  и социальных групп, составляющих общество, требовала создания социального  института, способного связать воедино  все многообразие помыслов и устремлений, отразить общий интерес. Таким социальным институтом и является государство. Оно призвано регулировать отношения  между различными группами, слоями, классами, обеспечить безопасность, права  и свободы всех индивидов, охранять правопорядок.

Основными признаками государства являются:

Оно выступает  как единая организация политической власти в масштабах всей страны, осуществляет власть в пределах определенной территории, пространственные пределы  которой определены государственной  границей. Целостность общества и  взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства.

Государство обладает специальным механизмом, системой органов  и учреждений, непосредственно управляющих  обществом. К ним относятся институты  законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, органы принуждения: армия, милиция (полиция), службы безопасности.

Государство выступает  источником права и закона, для  осуществления которых оно располагает  специальными органами (суды, прокуратура, пенитенциарные (исправительные) учреждения).

Государственная власть независима от других властей  как внутри страны, так и вне  ее. Ее суверенитет выражается в  верховенстве, то есть:

-в обязательности ее решений для всего населения;

-в возможности отмены актов негосударственных политических институтов;

-в обладании исключительным правом на издание законов, в монополии на легализованное насилие.

Государство обладает правом взимания налогов и других обязательных платежей, обеспечивающих его экономическую самостоятельность.

В процессе общественного  развития менялись соотношение институтов государственной власти, объем выполняемых  ими функций. В доиндустриальную эпоху государство контролировало все проявления политической жизни, регламентировало все стороны жизни  общества. В условиях зрелого гражданского общества за государством остаются наиболее важные из них, обеспечивающие основы общественной жизнедеятельности.

Важнейшими институтами  государства являются:

-представительные органы (парламент);

-исполнительно-распорядительные органы (президент, правительство, премьер-министр);

-надзорно-контрольные органы;

-судебная система;

-органы власти общественного порядка, государственной безопасности;

-вооруженные силы.

В обществе государство  выполняет ряд функций. Важнейшие  из них:

-экономическая функция - регулирование экономических процессов путем налоговой, кредитной политики, с помощью санкций или создания экономических стимулов;

-социальная функция - регулирование отношений между разными группами (социальными слоями, классами, этносами и т.д.), поддержка социально незащищенных слоев населения, содействие развитию систем образования, здравоохранения;

-правовая функция - установление правовых норм, обеспечение их выполнения;

-культурно-воспитательная функция - создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения;

внешние функции  государства включают:

1) оборону страны;

2) экономическое,  технологическое, культурное и  иное сотрудничество с другими  странами, участие в работе международных  организаций.  

            5.Формы государственного правления 

С момента возникновения  государство представляет собой  особую организацию политической власти, оно отличалось разнообразием конкретных форм ее проявления. Опыт человечества в организации, устройстве и реализации государственной власти обобщен политологами в понятии "форма государства". В него включили три элемента: форма правления, формы государственного (территориально-административного) устройства, политический режим.

Форма государственного правления представляет собой способ организации верховной власти, принципы взаимодействия ее элементов, степень  участия населения в их формировании.

Основные формы  государственного правления - монархия и республика.

Монархия  возникает вместе с самой государственностью и существует на всех этапах человеческой цивилизации, включая и современную.

Для нее характерно:

Принадлежность  верховной власти одному лицу, которое  пользуется ею пожизненно. Монарх обладает всей полнотой власти, она суверенна  и верховна. Воля монарха осуществляется через разветвленную бюрократически-чиновничью систему управления (советники, министры, чиновники всех рангов).

Власть передается по наследству. Наследование верховной  власти отстраняет от процесса ее формирования не только монарших подданных, простолюдинов, но и феодальную аристократию, не имеющую  возможности легально влиять на ее замещение. Не поэтому ли в арсеналах  политической борьбы Средневековья  так распространены убийства неугодных  аристократии монархов?

Монарх, сосредоточив в своих руках все бразды правления, не несет политической и юридической  ответственности за результаты своего правления. The king can not wrong - ("Король не бывает неправ") - гласит средневековая  английская юридическая максима.

Информация о работе Формы государственного устройства