Формы государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, то политический режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, форма же национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Формы государственного устройства в структуре государственного устройства 5

Глава 2. Унитарная форма государственного устройства 8

§ 1. Понятие и основные признаки унитарного государства 8

§ 2. Виды унитарного государства 10

Глава 3. Федеративная форма государственного устройства 17

§ 1. Понятие и основные признаки федеративного государства 17

§ 2. Виды федеративного государства 20

Глава 4. Международные организации и межгосударственные объединения, как форма государственного устройства 28

Заключение 36

Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Форма государственного устройства - копия.docx

— 91.04 Кб (Скачать)

   Опыт  истории североамериканской, швейцарской  и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

   Договорная  форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

   Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В  отличие от федерации, где попытка  сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

   Конфедерация  не обладает суверенитетом, суверенитет  принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

   Предметы  ведения конфедерации ограниченны  перечнем небольшого и в целом  незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней  политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

   В конфедерации образуются не все государственные  органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.

   В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.23

   Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

   Субъектам конфедерации принадлежит право  нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной  власти. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации.  Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

   Субъекты  конфедерации имеют право устанавливать  таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.  Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

   В конфедерации нет союзного гражданства. Как правило, конфедеративные государства  не долговечны, либо они распадаются, либо  превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

   В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.24

   Конфедерации - как формы союза госyдаpств, сохраняющих сyвеpенитет в полном объеме, в настоящее время не сyществyет нигде. На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сути, совмещая в себе черты как междyнаpодно-пpавовой так и госyдаpственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Хаpактеpно, что к федеративной форме yстpойства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австpо-Венгpия, Hоpвегия и Швеция  и ряд дpyгих) распались. Наиболее известны две конфедеpации-севеpоамеpиканская и швейцаpская.25

   Рассмотрим  на пpимеpе Соединенных Штатов Америки: С момента обpетения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное госyдаpство, в котором практически вся власть сохpанялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, «соразмерным с числом белого населения». Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость - Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787г., учредившая федеральную форму государственного устройства.

   Сходна  была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли  свою независимость, а также все права не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союз -исполнительного совета было лишено властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.26

   Такие объединения находятся как бы в промежуточном состоянии – это уже не международные организации, но еще и не государства, т.е. это международно-правовые объединения, в которых появляются зачатки государственно-правовой природы. Как международно-правовое объединение, объединение государств характеризуются тем, что создано и действует на основании международного договора, государства сохраняют независимый статус, суверенитет. Международно-правовой характер объединения обусловлен так же тем, что решения общих органов проводятся в жизнь решениями и действиями органов государств, входящих в объединение, хотя это не обязательно, если объединение обладает признаками наднациональности. В общие войсковые формирования государство добровольно направляет свой контингент и сохраняет право на его отзыв, а само воинское подразделение не теряет государственной принадлежности. У объединения государств, в строгом смысле слова нет своей территории, поскольку таковой считается сумма территорий государств-участников. Однако при этом просматриваются контуры будущего государства: создание единых руководящих органов; принятие ими решений, действующих на территории объединения; образование общих войсковых формирований, таможенных и пограничных структур; отчисления денежных средств на содержание органов и указанных подразделений; возможное хождение единой валюты либо валюты на всей территории объединения; вынесение принципиального решения о равной защите интересов граждан на территории государств-членов, а также введение института гражданства.

   Таким образом, при характеристике формы  государственного устройства, необходимо различать виды форм именно государственного устройства, не смешивая их с формами  межгосударственных объединений, поскольку, как было показано, государства и объединения государств имеют разные признаки и правовую природу. В теории государства и права вопрос о формах объединений государств никогда не рассматривался как самостоятельный институт. О нем говорилось как о территориальной организации государств, образующих союз при определении формы государственного устройства27. В настоящее время в литературе некоторые исследователи предлагают рассматривать виды межгосударственных объединений, как третью переходную форму государственного устройства наряду с институтами унитарного и федеративного государства, обозначив, таким образом, место объединений государств в теории государства и права28. Представляется, что рассматривать вопрос о формах межгосударственных объединений необходимо отдельно от института формы государственного устройства.

 

Заключение

 

  Рассмотрев  и проанализировав мнения и взгляды  различных авторов на вопрос формы государственного устройства, хотелось бы подвести некоторые итоги.

  Исторически сложились три формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

  Унитарное государство - это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции». Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств - государства мононациональные.

   Унитаризм исторически по сравнению с феодальным  дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений.

  С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д.

  Федеративное государство является суверенным государством, объединяющим территорию своих субъектов на договорной или конституционной основе. Управление в федеративном государстве основано на дуализме государственной и правовой системы, проявляющегося в разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами, которое основано на федеральных законах и договорах между федерацией и ее субъектами. Но напомню - федерация всегда имеет приоритет осуществления государственной власти на своей территории.

  Международные организации можно представить как объединения межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для достижения определенных целей. Не каждая международная организация имеет свой устав (например, ООН уставом обладает, а ОБСЕ, в силу специфики деятельности, нет).

  Межгосударственные организации - это объединения государств или государственных институций, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями. К данного рода объединениям относят конфедерацию. Взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом. 

  Следует также указать на юридическое  различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто.

  Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве «ассоциированных участников». Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества.

 

Список использованной литературы

   Нормативные правовые акты

1.Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества (Будапешт, 5 декабря 1980 г.).// Сборник международных договоров СССР, М., 1984 г., вып. XXXVIII.

2.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Росс. газ. – 1993. – 25 дек. – № 237.

Специальная литература

1.Большой юридический словарь./ Под. ред. А.Я. Сухарева. – М.: Инфра-М, 2009. – 847 с.

2.Венгеров А.Б. Теория государства  и право: учебник / А. Б. Венгеров. – М.: Омега-Л, 2011. – 608 с.

3.Гранат Н.Л. О некоторых современных видах объединения государств / Н.Л. Гранат, А.В. Цыцугин // Актуальные проблемы правопорядка: Сб. научных статей. Вып. 3 / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А. Духно. М: Юридический институт Московского государственного университета путей сообщения. – 2001. – С.64. 4.Давлетгильдеев Р.Ш. О правовой природе СНГ и Союза Беларуси и России / Р.Ш. Давлетгильдеев // Журнал российского права. – 2000. – №7.  – С. 148-153.

5.Денисов А. И. Теория государства и права / А. И. Денисов. – М.: XXI век, 2004. – 302 с.

6.Добрынин Н.М. Государственное управление: Теория и практика. Современная версия новейшей истории государства: Учебник. Т. 1 / Н.М. Добрынин; науч. ред. А.Н. Митин. – Новосибирск: Наука, 2010. – 407 с.

Информация о работе Формы государственного устройства