Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:27, дипломная работа
ель: Совершенствование маркетинговой деятельности Голышмановского хлебокомбината.
Задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты экологического маркетинга в АПК.
- Изучить организационно экономическую характеристику предприятия.
- Рассмотреть природоохранную деятельность предприятия.
- Определить маркетинговую характеристику производства хлеба, продукцию предприятия.
- разработать пути развития экологического маркетинга.
- изучить безопасность жизнедеятельности.
Динамика цен на хлеб представлена в таблице 22.
Таблице 22.
Динамика цен на хлеб хлебобулочные изделия.
Виды продукции |
Единица измерения |
Цена |
откл. | |
на 1 января 2009 года |
на 1 апреля 2010 года | |||
Хлебобулочные изделия |
- |
- |
- |
- |
В т.ч: Хлеб Булочные Баранки |
руб.коп./кг руб.коп./гр руб.коп./кг |
22 5 49 |
30 8 59 |
136,3 160 120,4 |
Кондитерские изделия |
- |
- |
- |
- |
В т.ч: Печенье Пряники Пирожное заварное |
руб.коп./кг руб.коп./кг руб.коп./кг |
50 42 110 |
70 62 130 |
140 147,6 118,1 |
Фактическое потребление хлеба и хлебобулочных изделий в месяц |
кг/чел |
15 |
15 |
100 |
Из таблицы видно, что цена на хлеб и хлебобулочные изделия с каждым годом значительно увеличивается.
4.3. Управление маркетингом на предприятии.
Прежде чем рассматривать управление маркетингом целесообразно рассмотреть управленческую структуру ПО«Центрального». Как показывает структура обособленного отдела маркетинга на предприятии нет. Но это не означает, что маркетингом на хлебокомбинате не занимаются. Маркетинговые функции рассредоточены между различными подразделениями.
Маркетингом на хлебозаводе занимаются:
- председатель - отвечает за то, чтобы предприятие выпускало современную высококачественную продукцию, чтобы производство велось на основе новейшей технологии и техники;
- главный бухгалтер - руководит работой по выполнению и использованию производственных резервов, улучшает организацию производства, труда и ЗП;
- начальник смены - руководит хозяйственным обслуживанием производства, материальным снабжением и сбытом продукции;
- отдел сбыта - занимается
сбытом и стимулированием
- магазины - через их систему продукция хлебокомбината доводится до конечного потребителя.
Тот или иной отдел понемногу занимается маркетингом, но круг маркетинговых функций весьма ограничен.
Продукция ПО «Центрального» относится к товарам повседневного спроса, основным товарам, которые покупаются потребителями регулярно, без раздумий, с минимальным сравнением аналогичной продукцией конкурентов.
Голышмановский хлебокомбинат полностью ориентируется на покупателей и потребителей своей продукции. В начале 1997 года разрабатывался план производства продукции в микроассортименте, с разбивкой на месяцы. На основании объема выпуска продукции (плана), согласно норме выхода и рецептуре, определяется потребность на год в муке, дрожжах, масле подсолнечном, сливочном, маргарине, яйцах и т.д., в топливе, электроэнергии, также определяется фонд заработной платы и т.д. На данном этапе развития предприятия количество производимой и продаваемой продукции определяется потребительским спросом.
Отдельное внимание следует обратить на кондитерские изделия. Эта продукция также подвержена колебаниям, но в отличии от других видов продукции, выпускаемой хлебозаводом, в летние периоды не так сильно колеблется. Анализируя объемы продаж кондитерских изделий можно увидеть, что максимальные объемы реализации приходятся на апрель. Это обусловлено религиозными праздниками приходящимися на апрель, в частности Пасхой.
Ассортимент продукции предприятия за последние годы расширился. Если 1985 году предприятие выпускало 22 видов хлебобулочных изделий, то в 1998 году ассортимент продукции составил уже 41 наименований, т.е. ассортимент хлебозавода за эти годы увеличился.
Предприятие недавно
купило оборудование по выпуску хлебобулочных
изделий в упаковке. В упаковке
выпускался хлеб Диабетический ржаной.
Его розничная стоимость
Руководство предприятия понимает, что ориентируясь на потребителя нужно удовлетворять его потребности и запросы. Каждый год разрабатываются новые виды продукции, учитывая покупательские предпочтения. Так, за последние два года предприятие стало выпускать такие новые виды продукции, как хлеб бородинский, хлеб стахановский, рогалик золотистый, калач Южный, торт “Киевский”, торт “Ольга”. Возобновился выпуск бублика.
Продукцию хлебокомбината покупают не только конечные потребители, но и различные учреждения и предприятия.
С целью увеличения объемов реализованной продукции и материальной заинтересованности жителей посёлка и сёл Голышмановского района в приобретении хлебобулочных и кондитерских изделий, хлебокомбинатом в 2001 году была разработана акция “Сюрприз”. Она заключается в том, что в продукцию хлебокомбината вкладывается сложенный конвертик из пищевой фольги, внутри которого вложена квитанция на получение призовой суммы. Пробная акция проводилась в июне и июле 2001 года.
Месячный призовой фонд зависит от финансового состояния предприятия, но не более 500 рублей. Призовые суммы идут из прибыли и определяются председателем предприятия.
Предприятие - это экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения, стремится к максимизации прибыли, производит продукцию, несет социальную ответственность перед обществом и каждым работником. Сегодня главным для крупных предприятий, таких как Голышмановский хлебокомбинат, оказывается не столько стремление к снижению издержек производства и цен на продукцию, сколько способность фирмы дать потребителю товар более высокого качества или обладающий более новыми свойствами (притом в основном за ту же цену).
Современное производство должно соответствовать повышенным требованиям, что обусловлено следующими причинами:
- высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий. Дело в том, что жизненный цикл товара, продукции стал более коротким, а разнообразие ассортимента изделий и объем выпуска стараются увеличить, чтобы получить большую прибыль;
- значительным усложнением
- серьезной конкуренции
на рынке товаров, в корне
изменившей отношение к
- неопределенностью внешней среды. Неопределенность стала одним из важнейших понятий менеджмента, причем в смысле постоянной изменчивости условий, поведения, быстрой и гибкой переориентации производства и сбыта.
Динамическое изменение технологий, борьба за потребителя и качество продукции, рост конкуренции заставляют предприятие по-новому рассматривать весь комплекс вопросов управления. Перестройка внутрифирменного управления в последнее время является основой для реорганизации всего хозяйственного механизма предприятия.
5. Пути развития экологического маркетинга
5.1. Формирование миссии (хлеб «Дарницкий», батон «Особый»)
Хлеб и хлебобулочные изделия относятся к продуктам повседневного спроса. В настоящее время хлебопекарный бизнес располагает большими возможностями для увеличения количества предприятий, создания развитой конкурентной среды, новых рабочих мест. Объективные барьеры развития очевидны: спрос на товары и услуги малого предпринимательства зависит, во-первых, от уровня развития региона и доходов его жителей, и, во-вторых, от уровня урбанизации, наличия крупных городов и плотности населения, т.е. концентрации потребителей.
Хлеб и хлебобулочные изделия относятся к товарам первой необходимости, а хлебопечение является социально значимой отраслью экономики: выпуская традиционные сорта хлеба, предприятия обеспечивают дешевым хлебом большое количество человек. Сейчас на российском рынке хлеба присутствуют основные виды хлеба (черный, белый, круглый, батон и буханка), и формирующаяся премиальная категория (хлебобулочные изделия с ограниченным сроком хранения, содержанием минералов и органических элементов, низкокалорийные сорта и прочее). В настоящее время зафиксировано снижение потребления, которое происходит не только из-за медленной переориентации покупателей с традиционных хлебобулочных изделий на более дорогие виды хлеба, но и за счет повышения благосостояния населения.
Прием для выпуска
следующий ассортимент
- хлеб «Дарницкий», развесом 0,9 кг - 0,35 т/сутки;
- батон «Особый», развесом 0,45 кг - 0,27 т/сутки;
Хлеб вырабатывают в виде штучных изделий, выпеченных из мучного теста, которое подвергнуто брожению. Поверхность изделий покрыта твердой корочкой, а внутри содержится мягкий, пористый, резинообразный мякиш.
Основным сырьем для производства хлеба является пшеничная и ржаная мука, а так же питьевая вода. В качестве дополнительного сырья используют дрожжи, соль, сахар, жиры и различные пищевые добавки. Хлебопекарная мука изготовлена из мучнистых зерен мягкой пшеницы. Структура такой муки является сыпучей порошкообразной. Все дополнительное сырье преобразуют в промежуточные жидкие полуфабрикаты: растворы, эмульсии или суспензии.
Хлебопекарное тесто в результате замеса и брожения приобретает необходимые для данного вида хлеба кислотность и физические свойства: упругость, формоудерживающую и газоудерживающую способности, которые обеспечивают максимальный объем тестовых заготовок, поступающих на выпечку.
Срок хранения хлеба без специальной упаковки не превышает 1-2 суток, поэтому его производство организуют в местах непосредственного потребления. Для транспортирования хлеб укладывают на деревянные лотки, размещают последние на стеллажах или тележках и перевозят специализированными автомобилями.
Расчет суточной потребности в сырье выполнены, исходя из количества выпускаемых изделий, норм расхода по рецептурам и принятых норм выхода хлебобулочных изделий.
Рецептуры хлебобулочных изделий и сырьевой расчет представлены в таблице 23.
Таблица 23
Рецептуры хлебобулочных изделий и сырьевой расчет
Ассортимент и наименование сырья |
Выпуск продукции, т |
Ед. Изм. |
На 100 кг. муки |
Расход сырья кг. | ||
В сутки |
В год |
В сутки |
В год | |||
Хлеб «Дарницкий» |
0,4 |
49,5 |
||||
Выход, % |
136,5 |
|||||
Мука ржаная хлебопекарная обдирная |
кг |
100 |
257 |
49460 | ||
Дрожжи прессованные |
кг |
0,5 |
0,55 |
182 | ||
Соль поваренная |
кг |
1,4 |
1,53 |
507 | ||
Батон «Особый» |
0,15 |
49,5 |
||||
Выход, % |
124,2 |
|||||
Мука пшеничная В/с |
Кг |
100 |
82,8 |
27324 | ||
Дрожжи прессованные |
Кг |
5,0 |
4,14 |
1366,2 | ||
Соль поваренная |
кг |
1,5 |
1,24 |
410 | ||
Сахар песок |
кг |
1,0 |
0,82 |
273,2 |