Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:27, дипломная работа
ель: Совершенствование маркетинговой деятельности Голышмановского хлебокомбината.
Задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты экологического маркетинга в АПК.
- Изучить организационно экономическую характеристику предприятия.
- Рассмотреть природоохранную деятельность предприятия.
- Определить маркетинговую характеристику производства хлеба, продукцию предприятия.
- разработать пути развития экологического маркетинга.
- изучить безопасность жизнедеятельности.
Показатели долговечности – срок службы и ресурс;
Ремонтопригодность – приспособленность изделия к обнаружению и ликвидации возможных повреждений и отказов. Во многом зависит от унификации применяемых компонент.
Сохраняемость – способность
сохранять работоспособность
Эргономические свойства: удобство и комфорт эксплуатации изделия на всех стадиях в системе «человек – товар – среда.
Гигиенические – влияние товара на человека в процессе эксплуатации: освещённость, запылённость, температура, влажность, гигроскопичность, шум, вибрация, возможность содержания товара в чистоте.
Антропометрические – соответствие товара и его элементов форме и массе человеческого тела: размер, вес.
Физиологические и психофизические – соответствие товара силовым, скоростным, энергетическим, зрительным, вкусовым, звуковым, вкусовым и обонятельным возможностям человека.
Психологические – соответствие товара имеющимся и формирующимся навыкам человека, т.е. его восприятию, мышлению и памяти.
Эстетические свойства: способность товара выражать свою социокультурную значимость, степень полезности и совершентсва в воспринимамых человеком признаках, такие как соответствие формы содержанию, стилю, моде, окружающей среде, пропорциональность и пр.
Экологические свойства: уровень вредных или полезных воздействий товара на окружающую среду при хранении, транспортировке и потреблении.
Безопасность потребления: характеризует безопасность использования товара. Виды безопасности: электрическая, химическая, механическая, пожарная, биологическая, транспортных средств.
Экономические свойства: расход материала для создания товара и топлива и энергии – в процессе потребления.
В настоящее время ПО «Центральное» вырабатывает 3 основные вида изделия, хлеб, булочно-бараночные, кондитерские изделия.
Среднесуточная выработка хлебобулочных, кондитерских изделий (по данным 1кв. 2009г.) составляет:
- хлеб
- булочно-бараночных изделий = 1,3 тонн
- кондитерских изделий
- макаронных изделий
Так как в социально – экономический период, комбинат является единственным производственным комбинатом, то ассортимент выпускаемой продукции состоял из трех видов:
-
хлеб пшеничный обойный
- хлеб из пшеничной муки 2 сорта весовой;
- хлеб из пшеничной муки 1 сорта весовой.
В 1960 г. был построен кондитерский цех, т.е. появился выпуск новой продукции, в основном это были торты и пирожные.
В 1961 г. были введены в эксплуатацию новые печи, что дало возможность, увеличит выработку хлеба и расширить ассортимент хлеба.
В дальнейшие годы на мехпекарне был произведен монтаж печей по выпуску булочных изделий, что дало увеличить выработку и расширить ассортимент.
На увеличение выработки хлеба, кондитерских, булочно-бараночных изделиях повлиял рост населения посёлка и близ лежащих сел и деревень, а так же спрос на данную продукцию.
В настоящее время для удовлетворения спроса населения, во всех видах изделия, комбинат вырабатывает в настоящее время:
- 3 видов хлеба;
- 6 видов булочно-бараночных изделиях;
- 10 видов кондитерских изделиях;
Технологическая схема хлебопекарного производства:
Замес теста, брожение, обминка теста, брожение, деление теста на куски, округление кусков, предварительная расстойка, формование тестовых заготовок, окончательная расстойка, выпечка, охлаждение и хранение хлеба.
4.2. Цена и ценообразование на продукцию.
Хлеб и хлебобулочные изделия относятся
к продуктам повседневного спроса. В настоящее
время хлебопекарный бизнес располагает
большими возможностями для увеличения
количества предприятий, создания развитой
конкурентной среды, новых рабочих мест.
Хлебопечение является социально значимой
отраслью экономики. Большинство хлебозаводов,
выпускающих основные сорта хлеба, решают
важную стратегическую задачу обеспечения
дешевым хлебом как можно большего количества
человек.
Сейчас на российском рынке хлеба присутствует как наследие СССР - традиционные виды хлеба – черный, белый, круглый, батон и буханка, так и формирующаяся в последние годы премиальная категория – хлебобулочные изделия с ограниченным сроком хранения, содержанием минералов и органических элементов, низкокалорийные сорта и т.п. Потребление хлеба и хлебобулочных изделий связано в первую очередь с благосостоянием населения, с ростом которого российский потребитель переходит от дешевой и калорийной пищи к более дорогим продуктам.
По данным Института питания РАМН, уровень потребления этого важного продукта питания в нашей стране в разные годы был неодинаков и зависел, в первую очередь, от экономической ситуации в стране и уровня доходов населения (рис.1).
Рис.1 Уровень потребления хлеба в России.
Известно, что современный россиянин потребляет в среднем около 100 кг хлеба в год, при этом для Москвы этот показатель составляет, по разным данным, от 70 до 90 кг в год, в то время как в некоторых российских регионах - до 260 кг. Таким образом, культура потребления хлеба в Москве аналогична западной: по данным экспертов, в европейских странах уровень потребления хлеба составляет 70-80 кг. на душу населения в год (46).
Объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в России за 2009 год оценивается в 7 702 тыс. тонн или 4,5 млрд долл. в стоимостном выражении. В последние 5 лет в России наблюдается тенденция к снижению объемов производства хлеба. По оценкам экспертов, производство хлебобулочной продукции в России ежегодно сокращается на 5-7%, по данным Росстата, начиная с 2000 года производство хлеба в стране падает каждый год в среднем на 3,8%. За период с 1996 по 2005 гг. объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий в России снизились на 20%. Промышленное производство хлеба на душу населения с 1996 по 2005 г. по России снизилось на 18%(50).
Среди основных причин сокращения
рынка следует отметить снижение
численности населения, а также изменение в структуре
потребления: сейчас происходит уменьшение
потребления хлеба и хлебобулочных изделий,
вызванное ростом доходов. По официальным
данным, реальные располагаемые денежные
доходы россиян в 2006 году по сравнению
с 2005 годом увеличились на 10,2%, поэтому
все больший процент населения имеет возможность
существенно разнообразить продуктовый
ряд.
По результатам исследования компании
"АМИКО", для рынка хлеба и хлебобулочных
изделий характерны сезонные колебания
объемов производства, что связано с неравномерностью
спроса на хлеб: он имеет сезонные, недельные
и праздничные колебания. Так, спрос падает
летом: в это время года горожанин съедает
в два раза меньше хлебобулочных изделий,
чем во все остальные сезоны. В течение
недели спрос также подвержен колебаниям:
он значительно возрастает в будние дни,
а в выходные потребление хлеба падает
почти в два раза. Возрастает спрос на
хлеб также в праздничные дни(6).
По оценкам экспертов,
производством хлебобулочных и
кондитерских изделий в России занимаются 16-20 тысяч предприятий.
Хлебная отрасль в России представлена,
в основном, предприятиями малого и среднего
бизнеса.
С точки зрения характеристики хлебобулочной
отрасли наиболее показательны рынки
Москвы и Санкт-Петербурга.
По данным маркетингового агентства Step by Step, московский рынок хлебобулочных изделий продолжает набирать обороты, несмотря на падение общероссийских показателей. Годовое производство хлеба и хлебобулочных изделий в столице составляет 657 тыс. тонн, годовой объем рынка хлебобулочной продукции Москвы составляет примерно $230 млн в денежном выражении. По данным Росстата, среднесуточный объем московского рынка хлебобулочных изделий составляет 1,8 тыс. тонн.
Рис. 2.Доли основных стран-импортеров хлеба и хлебобулочных изделий на российской рынок.
Доминирующую роль в
столице еще с советского периода
продолжают играть хлебозаводы: в сложившихся
рыночных условиях у крупных комбинатов
выше рентабельность и шансы сохранить
рецепты традиционного
Подобным образом сложилось и деление потребителей хлеба и хлебобулочных изделий: Потребители с уровнем дохода ниже среднего, которые по данным ФСГС, 21% месячных затрат тратят на продукты питания. Для них основной критерий выбора – цена, при повышении которой они перейдут на более дешевый продукт. Потребители с уровнем дохода выше среднего, тратящих на продукты питания 12% месячных затрат. Хлеб занимает в структуре их ежедневного потребления небольшую долю, а затраты на продукты питания перераспределяются в пользу таких продуктов как фрукты, овощи (18).
Эта группа потребителей проявляет интерес к продуктам для здорового образа жизни и экологически чистым продуктам. В связи с тем, что последними тенденциями на рынке стали рост спроса, на свежевыпеченный горячий хлеб, рост популярности хлеба с добавками злаков, диетического и диабетического, участники рынка значительно расширяют ассортимент хлебобулочных изделий, стремятся производить качественную продукцию и при этом быть «ближе» к покупателю.
Из новейших тенденций
развития хлебного рынка
Осуществление мер государственной поддержки позволяет создать условия для обеспечения социальной защищенности населения сельских населенных пунктов и стабильной деятельности предприятий, осуществляющие хлебопечение в сельской местности.
На примере ПО«Центральное» существует один метод ценообразования. Который заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара.
Таким методом ценообразования пользуются практически все предприятия в дефицитной экономике, когда спрос заведомо превышает предложение. Но и в условиях развитого денежного обращения многие предприятия определяют цену по формуле "издержки плюс прибыль". Это прежде всего предприятия-монополисты, которые могут не волноваться по поводу колебаний спроса на свои услуги. Как ни странно, но и некоторые немонополисты в сфере услуг исповедуют подобные принципы ценообразования.
Методика расчета цен по формуле "издержки плюс прибыль" остается достаточно популярной по трем причинам. Во-первых, специалисты предприятия больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования. Ему не приходится слишком часто корректировать цены в зависимости от спроса. Во-вторых, этим методом ценообразования пользуются все предприятия района, их цены скорее всего будут схожи. Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму. И в-третьих, ПО «Центральное» считает, что оно устанавливает "справедливую" цену как для себя, так и для покупателя.