Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 08:43, курсовая работа
Интерес к структурам управления предприятиями безусловно, вызван конкуренцией. Как только предприятие начинает сдавать свои позиции на рынке (во внешней среде), так сразу оно пытается более рационально организовать собственную деятельность. С этой целью оно начинает совершенствовать собственную структуру (внутреннюю среду), чтобы адаптироваться к требованиям рынка. Так, например, американские автопроизводители, начав проигрывать рынок японским компаниям, обратились к опыту последних, стали внедрять систему «точно вовремя», которая потребовала перестройки всей системы управления производством.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы построения структур управления предприятием 5
1.1. Предпосылки создания структур управления 5
1.2. Понятие «общая» и «производственная» структура предприятия 6
1.3. Типы производственной структуры 11
Глава II. Технико-экономическая характеристика уфимского почтамта 15
2.1. Краткая история предприятия, организационно-правовая форма и виды деятельности 15
2.2. Характеристика структуры управления 19
2.3. Характеристика материально-технической базы 24
2.4. Хозяйственные связи предприятия 25
2.5. Анализ основных показателей деятельности 29
Глава III. Пути совершенствования общей и производственной структуры уфимского почтамта 31
Заключение 34
Список использованной литературы
То же самое и по России в целом. Все это влияет на конечные финансовые и экономические показатели Уфимского почтамта. Таковы особенности отраслевой принадлежности нашего предприятия, являющиеся существенным фактором, влияющим на его производственную структуру и экономику.
Как видим из таблицы 1, в последние годы наблюдается увеличение стоимости основных фондов (в 2006 г. по сравнению с 2004 г. прирост составил более 42 %). В целом основные средства уменьшились на 4600,0 тыс. руб. Изменения затронули только активную часть основных средств. Это связано, во-первых, с техническим переоснащением отделений связи: взамен морально устаревших почтово-кассовых терминалов «Дон» (работающих в операционной системе DOS) устанавливают ФР «ПРИМ-07К» или «ПРИМ-09ТК», (программное обеспечение которых написано под Windows); во-вторых, открыто 55 пунктов коллективного доступа в Интернет на 110 рабочих мест. За последние 2 года коэффициент обновления указанной техники составил 100 %. Кроме того, почтамт имеет 3 конвертальные машины "Francotyp-Postalia" германского производства и 4 франкировальные машины этого же производителя. Коэффициент износа данного оборудования составляет 16-20 %.
Вместе с тем, необходимо отметить, что транспортеры (передаточные устройства) изношены более чем на 100 %. Данные основные средства требуют обновления в ближайшее время.
На протяжении всего анализируемого периода наблюдается рост показателей фондоотдачи. Это происходит потому, что благодаря установке новой техники удается расширить ассортимент услуг и повысить их качество. Так обновление почтово-кассовых терминалов позволило обеспечить их каналами связи и дало возможность совершать обмен информацией с другими операторами, благодаря чему удалось выйти на рынок международных переводов. Также удалось заменить более 90 % почтовых переводов (бумажных) на электронные. В результате контрольные сроки сократились с 30 дней до 3-х. Установка конвертовальных и франкировальных машин позволила предложить дополнительный сервис корпоративным клиентам и существенно увеличить производительность труда (в 10 раз).
Низкие показатели фондоёмкости говорят о высокой доле ручного труда, применяемого в отделениях связи. Это вызвано высокой степенью износа транспортеров (передаточных устройств), отсутствием сканеров, считывающих индексы и автоматических сортировщиков.
Кроме того, низкая фондоемкость обусловлена особенностями кооперации в основном производстве. Как уже было сказано, перевозку почты осуществляет стороннее по отношению к Уфимскому почтамту предприятие – ОСП Автобаза. Если бы, как в других почтамтах, транспортные средства были в составе его основных фондов, то показатели фондоёмкости были бы существенно выше, а показатели фондоотдачи и фондорентабельности – ниже.
Рост
показателей
Потребителями услуг Уфимского почтамта являются практически все физические и юридические лица г. Уфы и Уфимского района. Нет смысла здесь перечислять всех, остановимся на наиболее крупных корпоративных клиентах.
В
части доставки корреспонденции
крупнейшими потребителями
В части приема платежей услугами Уфимского почтамта пользуются ЕРКЦ МУП УЖХ г. Уфы, ООО «Башкиргаз», МУП «Уфаводоканал», ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана», ОАО «Башинформсвязь», различные ТСЖ и многие другие (операторы кабельного ТВ, РОНО, ВУЗы).
Услугами Уфимского почтамта по доставке пенсий и пособий пользуются Управление пенсионного фонда РФ по РБ и Министерство труда РБ соответственно. Услугами денежных переводов пользуются акционерные для рассылки дивидендов. Подпиской на периодическую печать пользуются в основном бюджетные организации (библиотеки, школы и т.д.).
Не смотря на широкий охват Уфимский почтамт не является монополистом ни на одном из указанных рынков. Так, в части доставки деловой корреспонденции конкуренцию составляют многочисленные курьерские компании (DHL, Dimex, FeDex, Момент, ООО «Гарантпост», UPS, TNT, Pony Express и др.), налоговые инспекции периодически обращаются в МУП УЖХ г. Уфы, которое предоставляет услуги по доставке массовой корреспонденции.
На рынке приема платежей, денежных переводов и доставке/выплате пенсий серьёзную конкуренцию Уфимскому почтамту составляют банки: Сбербанк, ОАО «УралСиб», ОАО «Социнвест».
На рынке подписки и доставки периодических печатных изданий конкуренцию составляют различные альтернативные подписные агентства: ЗАО «Коммерсант-курьер», ООО «Альтернативное подписное агентство по РБ», ООО «Медиа–пресса», ООО «Свежая пресса».
Крупнейшими поставщиками услуг Уфимскому почтамту являются смежные предприятия: ОСП Автобаза УФПС РБ и Уфимский магистральный сортировочный центр.
Поставщиком почтово-кассового оборудования является Открытое акционерное общество Специальное Конструкторское Бюро Вычислительной Техники "Искра" (ОАО СКБ ВТ "Искра") (195265, Санкт-Петербург, Гражданский пр., 111). Поставщиком франкировальных и конвертовальных машин является фирма "Francotyp-Postalia" (Германия).
Таблица 1
Основные показатели деятельности Уфимского почтамта за 2004-2006 гг.
Показатели | Ед. изм. | За 2004 г. | За 2005 г. | За 2006 г. | Отклонения (±) 2006 г. от | Темп
изменения
2006 г. к (в %) | ||||||||||
План | Факт | %
вып. плана |
План | Факт | % вып.
плана |
План | Факт | %
вып. плана |
2004 г. | 2005 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||||
1. Выручка п/я | Тыс. руб. | 207221,2 | 235247,1 | 113,5 | 311134,3 | 315999,4 | 101,6 | 375129,9 | 373752,5 | 99,6 | 138505,4 | 57753,1 | 158,9 | 118,3 | ||
Управленческие расходы | Тыс. руб. | 124904,4 | 135582,4 | 108,5 | 179575,7 | 197575,7 | 109,8 | 66638,7 | 67091,7 | 100,7 | -68490,7 | -130484,0 | 49,5 | 34,0 | ||
Прибыль от реализации | Тыс. руб. | 82316,8 | 99664,7 | 121,1 | 131558,6 | 118769,0 | 90,3 | 308491,2 | 306660,8 | 99,4 | 206996,1 | 187891,8 | 307,7 | 258,2 | ||
Рентабельность продаж, в % | % | 39,7 | 73,5 | 185,2 | 42,3 | 37,6 | 88,9 | 82,2 | 82,0 | 99,8 | 8,5 | 44,4 | 111,6 | 218,1 | ||
Прочая прибыль (операционные доходы, внереализационные доходы и расходы) | –– | –– | –– | –– | 549,8 | |||||||||||
Балансовая прибыль | Тыс. руб. | 82316,8 | 99664,7 | 121,1 | 131558,6 | 118769,0 | 90,3 | 307826,3 | 307210,6 | 99,8 | 207545,9 | 188441,6 | 308,2 | 258,7 | ||
Налог на прибыль и другие обязательные платежи11 | 0,0 | 0,0 | ||||||||||||||
Чистая прибыль | –– | –– | –– | –– | –– | –– | –– | –– | –– | |||||||
Рентабельность, рассчитанная на балансовой прибыли | % | 39,7 | 73,5 | 185,2 | 42,3 | 37,6 | 88,9 | 82,2 | 82,0 | 99,8 | 8,5 | 44,4 | 111,6 | 218,1 | ||
Рентабельность, рассчитанная по чистой прибыли | –– | –– | –– | –– | –– | –– | –– | –– | –– | |||||||
2. Численность работников п/я, в т.ч. аппарата управления (АУП) | Чел. | 1520 550 |
1524 547 |
100,3 99,5 |
1521 551 |
1527 548 |
100,4 99,4 |
1530 552 |
1535 551 |
100,3 99,8 |
11,0 | 8,0 | 100,7 | 100,5 | ||
3,0 | 100,7 | 100,5 | 3,0 | |||||||||||||
Производительность труда (выработка) | Тыс. руб. | 136,3 | 154,4 | 113,2 | 204,6 | 206,9 | 101,2 | 245,2 | 243,5 | 99,3 | 89,1 | 36,5 | 157,7 | 117,7 | ||
Средняя з/п по п/ю | Руб. | 5700 | 5801 | 101,8 | 5800 | 6241 | 107,5 | 6312 | 7092 | 112,4 | 1291,0 | 851,0 | 122,3 | 113,6 | ||
3.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов | Тыс. руб. | 10000 | 10900 | 109 | 12000 | 13300 | 110,8 | 15000 | 15500 | 103,3 | 4600,0 | 2200,0 | 142,2 | 116,5 | ||
Фондоотдача | руб. | 20,72 | 21,58 | 104,15 | 25,93 | 23,76 | 91,6 | 25,01 | 24,11 | 0,96 | 2,5 | 0,4 | 111,7 | 101,5 | ||
Фондоемкость | руб. | 0,05 | 0,05 | 96,01 | 0,04 | 0,04 | 109,1 | 0,04 | 0,04 | 103,7 | -0,0 | -0,0 | 89,5 | 98,5 | ||
Рентабельность основных производственных фондов | 823,17 | 914,36 | 111,10 | 1096,3 | 893,00 | 81,50 | 2056,6 | 1978,46 | 96,22 | 823,2 | 1064,1 | 1085,5 | 216,4 | 221,6 | ||
4. Среднегодовая стоимость оборотных средств | Тыс. руб. | 35500 | 36019,3 | 101,5 | 45900 | 56413,1 | 122,9 | 55000 | 70151,6 | 127,5 | 34132,3 | 13738,5 | 194,8 | 124,4 | ||
Коэффициент оборачиваемости | 5,25 | 4,4 | 84 | 5 | 4 | 80 | 6,25 | 4,7 | 75,2 | 0,3 | 0,7 | 106,8 | 117,5 | |||
Длительность 1 оборота | Дн. | 53 | 63 | 84 | 55 | 69 | 79 | 44 | 59 | 74,6 | -4,0 | -10,0 | 93,7 | 85,5 | ||
Рентабельность оборотных средств | % | 27 | 28,6 | 106 | 28,4 | 25,5 | 90 | 21,1 | 23,6 | 111,7 | -5,0 | -1,9 | 82,5 | 92,5 |
Данные таблицы 1 характеризуют повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности ОСП Уфимский почтамт, так в 2005 г. результаты производственно-хозяйственной деятельности повысилась на 80752,3 тыс. руб., темп прироста составил 34%. В 2006 г. производственно-хозяйственная деятельность дала прирост в размере 57753,1 тыс. руб., темп прироста – 18%.
В целом за анализируемый период 2004-2006 гг. производственно- хозяйственная деятельность Уфимского почтамта повысились более чем в 1,5 раза (на 138505,4 тыс. руб.) и составила 315999,4 тыс. руб.
Прибыль от реализации в 2005 г. выросла на 99664,7 тыс.руб., прирост составил 19 %. В 2006 г. данный показатель резко (в 2,6 раз) подскочил на 187891,8 тыс.руб. В целом за 2004-2006 гг. прибыль от реализации увеличилась на 206996,1 тыс.руб., или более чем в 3 раза Данное увеличение произошло за счет увеличения валовой прибыли и за счет централизации многих затрат на уровне филиала (УФПС РБ) и ФГУП «Почта России». Как видим из таблицы, затраты в 2006 г. резко уменьшились на 130484,0 тыс.руб. и составили 49,5 % от уровня 2004 года.
При увеличении за два года численности персонала на 11 человек (с 1524 чел. до 1535 чел., т.е. на 0,7 %) производительности труда выросла более чем в 1,5 раза (с 154,4 тыс. руб. до 243,5 тыс. руб.), что свидетельствует об увеличении полноты использования трудовых ресурсов. В тоже время, средняя заработная плата по предприятию за этот же период выросла всего на 122 %. Коэффициент опережения (отношение темпов роста производительности труда к темпу роста заработной платы) составил 1,29.
Рост объемов реализации услуг достигнут практически по всем показателям: увеличился исходящий платный обмен (писем, посылок и бандеролей) в 2005 г. – на 12 %, в 2006 г. – на 5% в натуральном выражении, денежные переводы увеличились в натуральном выражении в 2005 г. на 158,2 %, в 2006 г. на 185, 8 %, объем принятых платежей увеличился на 114 % в 2005 г. и на 106,7 % – в 2006 г.
Положительным
фактором также является ускорение
товарооборачиваемости. Однако планируемые
показатели по данному параметру хронически
не выполняются.
Проведенный анализ показал, что структура Уфимского почтамта организована в целом оптимальным образом. Никакого дублирования нет, рад функций переданы (сортировка и транспортировка почты) переданы на аутсорсинг. Уфимский почтамт имеет ряд проблем, решение которых может и должно находиться в области изменения организационной структуры.
Первое,
что бросается в глаза при
взгляде на схему организационной
структуры – это широкий
Вторая проблема, которая косвенно вытекает из существующей структуры – это плохая оборачиваемость товаров. Частично это является следствием слабого взаимодействия торгового отдела и отделений связи. Торговому отделу линейно подчиняются киоски и магазины. Однако ему необходимо более тесно работать с ОПС в плане анализа товарных остатков, перераспределения их между отделениями и ускорения оборачиваемости. Также необходимо осуществлять мерчендайзинг в ОПС с целью более грамотной выкладки товаров и ускорения реализации.
Кроме того, задача отдела маркетинга выявить резервы, за счет которых можно было бы увеличить товарооборот и ускорить оборачиваемость товаров. Решать обе проблемы необходимо в комплексе. Наше предложение заключается в следующем:
– преобразовать должность «заместитель по торговле» в «заместителя по коммерции»;
– передать в его подчинение прообразованный из подотдела в отдел маркетинга и кафе «Филателия» (с целью большей ориентации его на самоокупаемость);
– осуществить двойное подчинение отделений связи: линейное–производственному отделу, функциональное – торговому.
Третья проблема, которая очевидна при взгляде на схему организационной структуры – это дублирование. Марочная база, подчиняющаяся производственному отделу, и склад, подчиняющийся производственному отделу, по сути своей выполняет одни и те же функции, и даже расположен на одной территории. Разница между ними в том, что первый хранит и распределяет по отделениям марки и конверты, а второй – товары. Целесообразно было бы их объединить. При этом высвободилась бы как минимум одна единица – заведующего складом. Кроме того, в особенностью складской работы является неритмичность. Т.е. товар поступает и отгружается неравномерно, временами возникает затоваренность. Объединение марбазы и склада даст возможность оперативно перебрасывать людей с одной работы на другую (препятствием чему сегодня являются функциональные барьеры и дифференцированная материальная ответственность), что позволит быстрее разгружать товар .сортировать его и направлять в отделения связи. Это даст возможность ускорить оборачиваемость товаров и получить дополнительные доходы от торговли.
Информация о работе Пути совершенствование общей и организационной структуры управления