Пути совершенствование общей и организационной структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Интерес к структурам управления предприятиями безусловно, вызван конкуренцией. Как только предприятие начинает сдавать свои позиции на рынке (во внешней среде), так сразу оно пытается более рационально организовать собственную деятельность. С этой целью оно начинает совершенствовать собственную структуру (внутреннюю среду), чтобы адаптироваться к требованиям рынка. Так, например, американские автопроизводители, начав проигрывать рынок японским компаниям, обратились к опыту последних, стали внедрять систему «точно вовремя», которая потребовала перестройки всей системы управления производством.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Теоретические основы построения структур управления предприятием 5
1.1. Предпосылки создания структур управления 5
1.2. Понятие «общая» и «производственная» структура предприятия 6
1.3. Типы производственной структуры 11
Глава II. Технико-экономическая характеристика уфимского почтамта 15
2.1. Краткая история предприятия, организационно-правовая форма и виды деятельности 15
2.2. Характеристика структуры управления 19
2.3. Характеристика материально-технической базы 24
2.4. Хозяйственные связи предприятия 25
2.5. Анализ основных показателей деятельности 29
Глава III. Пути совершенствования общей и производственной структуры уфимского почтамта 31
Заключение 34
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МОЯ.doc

— 1.45 Мб (Скачать)

То же самое и по России в целом. Все  это влияет на конечные финансовые и экономические показатели Уфимского  почтамта. Таковы особенности  отраслевой принадлежности нашего предприятия, являющиеся существенным фактором, влияющим на его производственную структуру и экономику.

    1.  Характеристика материально-технической базы
 

      Как видим из таблицы 1, в последние  годы наблюдается увеличение стоимости  основных фондов (в 2006 г. по сравнению  с 2004 г. прирост составил более 42 %). В целом основные средства уменьшились на 4600,0 тыс. руб. Изменения затронули только активную часть основных средств.  Это связано, во-первых, с техническим переоснащением отделений связи: взамен морально устаревших почтово-кассовых терминалов «Дон» (работающих в операционной системе DOS) устанавливают ФР «ПРИМ-07К» или «ПРИМ-09ТК», (программное обеспечение которых написано под Windows); во-вторых, открыто 55 пунктов коллективного доступа в Интернет на 110 рабочих мест. За последние 2 года коэффициент обновления указанной техники составил 100 %. Кроме того, почтамт имеет 3 конвертальные машины "Francotyp-Postalia" германского производства и 4 франкировальные машины этого же производителя. Коэффициент износа данного оборудования составляет 16-20 %.

      Вместе с тем, необходимо отметить, что транспортеры (передаточные устройства) изношены более чем на 100 %. Данные основные средства требуют обновления в ближайшее время.

      На  протяжении всего анализируемого периода  наблюдается рост показателей фондоотдачи. Это происходит потому, что благодаря установке новой техники удается расширить ассортимент услуг и повысить их качество. Так обновление почтово-кассовых терминалов позволило обеспечить их каналами связи и дало возможность совершать обмен информацией с другими операторами, благодаря чему удалось выйти на рынок международных переводов. Также удалось заменить более 90 % почтовых переводов (бумажных) на электронные. В результате контрольные сроки сократились с 30 дней до 3-х. Установка конвертовальных и франкировальных машин позволила предложить дополнительный сервис корпоративным клиентам и существенно увеличить производительность труда (в 10 раз).

      Низкие  показатели фондоёмкости говорят о  высокой доле ручного труда, применяемого в отделениях связи. Это вызвано  высокой степенью износа транспортеров (передаточных устройств), отсутствием сканеров, считывающих индексы и автоматических сортировщиков.

      Кроме того, низкая фондоемкость обусловлена  особенностями кооперации в основном производстве. Как уже было сказано, перевозку почты осуществляет стороннее по отношению к Уфимскому почтамту предприятие – ОСП Автобаза. Если бы, как в других почтамтах, транспортные средства были в составе его основных фондов, то показатели фондоёмкости были бы существенно выше, а показатели фондоотдачи и фондорентабельности – ниже.

      Рост  показателей фондорентабельности  за анализируемый период говорит  об эффективном использовании оборудования.

    1. Хозяйственные связи предприятия
 

      Потребителями услуг Уфимского почтамта являются практически все физические и юридические лица г. Уфы и Уфимского района. Нет смысла здесь перечислять всех, остановимся на наиболее крупных корпоративных клиентах.

      В части доставки корреспонденции  крупнейшими потребителями выступают: 1) налоговые инспекции (ИФНС), направляющие извещения на уплату налогов; 2) операторы сотовой и дальней связи (ОАО «МСС-Поволжье», ОАО «МТС», ЗАО «БашСелл», ОАО «ССБ», ОАО «Ростелеком»), 3) направляющие счета-извещения; акционерные общества, уведомляющие о проведении ежегодных собраний акционеров.

      В части приема платежей услугами Уфимского  почтамта пользуются ЕРКЦ МУП УЖХ  г. Уфы, ООО «Башкиргаз», МУП «Уфаводоканал», ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана», ОАО «Башинформсвязь», различные ТСЖ и многие другие (операторы кабельного ТВ, РОНО, ВУЗы).

      Услугами  Уфимского почтамта по доставке пенсий и пособий пользуются Управление пенсионного фонда РФ по РБ и Министерство труда РБ соответственно. Услугами денежных переводов пользуются акционерные  для рассылки дивидендов. Подпиской  на периодическую печать пользуются в основном бюджетные организации (библиотеки, школы и т.д.).

      Не  смотря на широкий охват Уфимский почтамт не является монополистом ни на одном из указанных рынков. Так, в части доставки деловой корреспонденции  конкуренцию составляют многочисленные курьерские компании (DHL, Dimex, FeDex, Момент, ООО «Гарантпост», UPS, TNT, Pony Express и др.), налоговые инспекции периодически обращаются в МУП УЖХ г. Уфы, которое предоставляет услуги по доставке массовой корреспонденции.

      На  рынке приема платежей, денежных переводов и доставке/выплате пенсий серьёзную конкуренцию Уфимскому почтамту составляют банки: Сбербанк, ОАО «УралСиб», ОАО «Социнвест».

      На  рынке подписки и доставки периодических  печатных изданий конкуренцию составляют различные альтернативные подписные агентства: ЗАО «Коммерсант-курьер», ООО «Альтернативное подписное агентство по РБ», ООО «Медиа–пресса», ООО «Свежая пресса».

      Крупнейшими поставщиками услуг Уфимскому почтамту являются смежные предприятия: ОСП  Автобаза УФПС РБ и Уфимский магистральный сортировочный центр.

      Поставщиком почтово-кассового оборудования является Открытое акционерное общество Специальное Конструкторское Бюро Вычислительной Техники "Искра" (ОАО СКБ ВТ "Искра") (195265, Санкт-Петербург, Гражданский пр., 111). Поставщиком франкировальных и конвертовальных машин является фирма "Francotyp-Postalia" (Германия).

 

Таблица 1

Основные  показатели деятельности Уфимского  почтамта за 2004-2006 гг.

Показатели Ед. изм. За 2004 г. За 2005 г. За 2006 г. Отклонения (±) 2006 г. от Темп  изменения

2006 г.  к  (в %)

План Факт %

вып.

плана

План Факт % вып.

плана

План Факт %

вып.

плана

2004 г. 2005 г. 2004 г. 2005 г.
1. Выручка  п/я Тыс. руб. 207221,2 235247,1 113,5 311134,3 315999,4 101,6 375129,9 373752,5 99,6 138505,4 57753,1 158,9 118,3
Управленческие  расходы Тыс. руб. 124904,4 135582,4 108,5 179575,7 197575,7 109,8 66638,7 67091,7 100,7 -68490,7 -130484,0 49,5 34,0
Прибыль от реализации Тыс. руб. 82316,8 99664,7 121,1 131558,6 118769,0 90,3 308491,2 306660,8 99,4 206996,1 187891,8 307,7 258,2
Рентабельность  продаж, в % % 39,7 73,5 185,2 42,3 37,6 88,9 82,2 82,0 99,8 8,5 44,4 111,6 218,1
Прочая  прибыль (операционные доходы, внереализационные  доходы и расходы)   –– ––   –– ––     549,8          
Балансовая  прибыль Тыс. руб. 82316,8 99664,7 121,1 131558,6 118769,0 90,3 307826,3 307210,6 99,8 207545,9 188441,6 308,2 258,7
Налог на прибыль и другие обязательные платежи11                     0,0 0,0    
Чистая  прибыль   –– –– –– –– –– –– –– –– ––        
Рентабельность, рассчитанная на балансовой прибыли % 39,7 73,5 185,2 42,3 37,6 88,9 82,2 82,0 99,8 8,5 44,4 111,6 218,1
Рентабельность, рассчитанная по чистой прибыли   –– –– –– –– –– –– –– –– ––        
2. Численность работников п/я, в  т.ч. аппарата управления (АУП) Чел. 1520 

550

1524 

547

100,3 

99,5

1521 

551

1527 

548

100,4 

99,4

1530 

552

1535 

551

100,3 

99,8

11,0 8,0 100,7 100,5
3,0 100,7 100,5 3,0
Производительность  труда (выработка) Тыс. руб. 136,3 154,4 113,2 204,6 206,9 101,2 245,2 243,5 99,3 89,1 36,5 157,7 117,7
Средняя з/п по п/ю Руб. 5700 5801 101,8 5800 6241 107,5 6312 7092 112,4 1291,0 851,0 122,3 113,6
3.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов Тыс. руб. 10000 10900 109 12000 13300 110,8 15000 15500 103,3 4600,0 2200,0 142,2 116,5
Фондоотдача руб. 20,72 21,58 104,15 25,93 23,76 91,6 25,01 24,11 0,96 2,5 0,4 111,7 101,5
Фондоемкость руб. 0,05 0,05 96,01 0,04 0,04 109,1 0,04 0,04 103,7 -0,0 -0,0 89,5 98,5
Рентабельность  основных производственных фондов 823,17 914,36 111,10 1096,3 893,00 81,50 2056,6 1978,46 96,22 823,2 1064,1 1085,5 216,4 221,6
4. Среднегодовая  стоимость оборотных средств Тыс. руб. 35500 36019,3 101,5 45900 56413,1 122,9 55000 70151,6 127,5 34132,3 13738,5 194,8 124,4
Коэффициент оборачиваемости   5,25 4,4 84 5 4 80 6,25 4,7 75,2 0,3 0,7 106,8 117,5
Длительность 1 оборота Дн. 53 63 84 55 69 79 44 59 74,6 -4,0 -10,0 93,7 85,5
Рентабельность  оборотных средств % 27 28,6 106 28,4 25,5 90 21,1 23,6 111,7 -5,0 -1,9 82,5 92,5

 

 

    1. Анализ  основных показателей  деятельности
 

      Данные таблицы 1 характеризуют повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности ОСП Уфимский почтамт, так в 2005 г. результаты производственно-хозяйственной деятельности повысилась на 80752,3 тыс. руб., темп прироста составил 34%. В 2006 г. производственно-хозяйственная деятельность дала прирост в размере 57753,1 тыс. руб., темп прироста – 18%.

      В целом за анализируемый период 2004-2006 гг. производственно- хозяйственная деятельность Уфимского почтамта повысились более чем в 1,5 раза (на 138505,4 тыс. руб.) и составила 315999,4 тыс. руб.

      Прибыль от реализации в 2005 г. выросла на 99664,7 тыс.руб., прирост составил 19 %. В 2006 г. данный показатель резко (в 2,6 раз) подскочил на 187891,8 тыс.руб. В целом за 2004-2006 гг. прибыль от реализации увеличилась на 206996,1 тыс.руб., или более чем в 3 раза Данное увеличение произошло за счет увеличения валовой прибыли и за счет централизации многих затрат на уровне филиала (УФПС РБ) и ФГУП «Почта России». Как видим из таблицы, затраты в 2006 г. резко уменьшились на 130484,0 тыс.руб. и составили 49,5 % от уровня 2004 года.

      При увеличении за два года численности  персонала на 11 человек (с 1524 чел. до 1535 чел., т.е. на 0,7 %) производительности труда выросла более чем в 1,5 раза (с 154,4 тыс. руб. до 243,5 тыс. руб.), что свидетельствует об увеличении полноты использования трудовых ресурсов. В тоже время, средняя заработная плата по предприятию за этот же период выросла всего на 122 %. Коэффициент опережения (отношение темпов роста производительности труда к темпу роста заработной платы) составил 1,29.

      Рост  объемов реализации услуг достигнут  практически по всем показателям: увеличился исходящий платный обмен (писем, посылок и бандеролей) в 2005 г. –  на 12 %, в 2006 г. – на 5% в натуральном  выражении, денежные переводы увеличились в натуральном выражении в 2005 г. на 158,2 %, в 2006 г. на 185, 8 %, объем принятых платежей увеличился на 114 % в 2005 г. и на 106,7 % – в 2006 г.

      Положительным фактором также является ускорение  товарооборачиваемости. Однако планируемые показатели по данному параметру хронически не выполняются.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПУТИ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ОБЩЕЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ УФИМСКОГО  ПОЧТАМТА

      Проведенный анализ показал, что структура Уфимского  почтамта организована в целом оптимальным образом. Никакого дублирования нет, рад функций переданы (сортировка и транспортировка почты) переданы на аутсорсинг.  Уфимский почтамт имеет ряд проблем, решение которых может и должно находиться в области изменения организационной структуры.

      Первое, что бросается в глаза при  взгляде на схему организационной  структуры – это широкий диапазон контроля и ответственности заместителя  начальника по производству и эксплуатации, а также начальника производственного  отдела, в подчинении которого находятся более 100 отделений связи. Налицо нарушение норм управляемости. В тоже время существенно «недогружен» зам. по торговле.

      Вторая  проблема, которая косвенно вытекает из существующей структуры – это  плохая оборачиваемость товаров. Частично это является следствием слабого взаимодействия торгового отдела и отделений связи. Торговому отделу линейно подчиняются киоски и магазины. Однако ему необходимо более тесно работать с ОПС в плане анализа товарных остатков, перераспределения их между отделениями и ускорения оборачиваемости. Также необходимо осуществлять мерчендайзинг в ОПС с целью более грамотной выкладки товаров и ускорения реализации.

      Кроме того, задача отдела маркетинга выявить  резервы, за счет которых можно было бы увеличить товарооборот и ускорить оборачиваемость товаров. Решать обе проблемы необходимо в комплексе. Наше предложение заключается в следующем:

– преобразовать  должность «заместитель по торговле»  в «заместителя по коммерции»;

– передать в его подчинение прообразованный  из подотдела в отдел маркетинга и кафе «Филателия» (с целью большей ориентации его на самоокупаемость);

– осуществить  двойное подчинение отделений связи: линейное–производственному отделу, функциональное – торговому.

      Третья  проблема, которая очевидна при взгляде  на схему организационной структуры – это дублирование. Марочная база, подчиняющаяся производственному отделу, и склад, подчиняющийся производственному отделу, по сути своей выполняет одни и те же функции, и даже расположен на одной территории. Разница между ними в том, что первый хранит и распределяет по отделениям марки и конверты, а второй – товары. Целесообразно было бы их объединить. При этом высвободилась бы как минимум одна единица – заведующего складом. Кроме того, в особенностью складской работы является неритмичность. Т.е. товар поступает и отгружается неравномерно, временами возникает затоваренность. Объединение марбазы и склада даст возможность оперативно перебрасывать людей с одной работы на другую (препятствием чему сегодня являются функциональные барьеры и дифференцированная материальная ответственность), что позволит быстрее разгружать товар .сортировать его и направлять в отделения связи. Это даст возможность ускорить оборачиваемость товаров и получить дополнительные доходы от торговли.

Информация о работе Пути совершенствование общей и организационной структуры управления