Организационная структура управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 05:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение темы «Организационная структура управления». В рамках достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: рассмотреть различные виды организационных структур, дать характеристику видам организационных структур; указать основные плюсы и минусы той или иной организационной структуры.

Оглавление

Введение…………………………………………….…………….….……………3
1 Понятие организационной структуры…………………………………………5
2 Виды организационных структур……………………………………………...7
2.1 Линейная организационная структура…………….……………………...7
2.2 Функциональная организационная структура…….….………………….8
2.3 Функционально-линейная структура……………………….…………….9
2.4 Девизиональная структура…………………….………….……………...10
2.5 Матричная структура………………………………….………………….14
3.Сравнение структур управления……………………………………………..18
Заключение………………….…….……………….…….….…....………………21
Список использованной литературы……………………………...….………...23
Приложение 1…………………………………………………………………….24
Приложение 2…………………………………………………………………….25
Приложение 3…………………………………………………………………….26
Приложение 4…………………………………………………………………….27
Приложение 5…………………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

реферат Менеджмент.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

 

 

Содержание 

 

Введение…………………………………………….…………….….……………3

1 Понятие организационной  структуры…………………………………………5

2 Виды организационных  структур……………………………………………...7

2.1 Линейная организационная  структура…………….……………………...7

2.2 Функциональная организационная  структура…….….………………….8

2.3 Функционально-линейная  структура……………………….…………….9

2.4 Девизиональная структура…………………….………….……………...10

2.5 Матричная структура………………………………….………………….14

3.Сравнение  структур управления……………………………………………..18

Заключение………………….…….……………….…….….…....………………21

Список использованной литературы……………………………...….………...23

Приложение 1…………………………………………………………………….24

Приложение 2…………………………………………………………………….25

Приложение 3…………………………………………………………………….26

Приложение 4…………………………………………………………………….27

Приложение 5…………………………………………………………………….28

 

 

 

Введение 

 

 

Структура организации  – это способ построения взаимосвязи  между уровнями управления и функциональными  областями, обеспечивающий оптимальное  при данных условиях достижение целей  организации. Внимание к вопросу об организационной структуре необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.      

Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы.

Функция организации  реализуется двумя путями: через  административно-организационное управление и через оперативное управление.

Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления. Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке.

Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Под организационной  структурой фирмы понимается ее организация  из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций.

Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Проблема совершенствования организационной структуры управлении предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.

Организационная структура направлена прежде всего  на установлен четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределен между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.

Организационные структуры управления промышленными  фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности фирмы (средняя, мелкая, крупная); производственный профиль фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер монополистического объединения (концерн, финансовая группа).

Целью исследования является изучение темы «Организационная структура управления». В рамках достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: рассмотреть различные виды организационных структур, дать характеристику видам организационных структур; указать основные плюсы и минусы той или иной организационной структуры.      

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились  законодательные акты, нормативные  документы по теме работы. 

 

1. Понятие организационной структуры

 

Работа в организации  может быть разделена и скоординирована  совершенно различными способами. Для  того чтобы это было сделано успешно. Выбранные средства (то есть организационная  структура) должны соответствовать  обстоятельствам и условиям, сложившимся в данной организации и ее внешнему окружению. Таким образом, то, что является оптимальным для одной организации, может не быть таковым для другой, а также то, что хорошо для организации в этом году, может не устраивать ее в следующем, не говоря уже о том, что будет через 10 лет. Это не означает, что существует одна и только одна подходящая для организации структура: в зависимости от конкретных условий из нескольких различных структур одна может быть более, а другая менее подходящей. Ни одна из них, по всей видимости, не будет абсолютно эффективной, но некоторые из них будут отвечать нуждам организация больше, чем другие. 

Структуру организации  можно разбить на 2 вида: механистические  и органические. В разных случаях  подходящими будут различные структуры. В органических структурах инструкций значительно меньше. Предполагается, что люди, принимая во внимание относящуюся к делу информацию и советы, решают вместе, как наилучшим образом достичь целей компании. Органические структуры поддерживают любые связи и взаимодействие, по вертикали или по горизонтали, которые содействуют выполнению работы.

Если в организации  будет выбрана одна из неподходящих структур, то в результате появятся структурные проблемы, которые приведут к снижению производственных характеристик организации и почти наверняка станут источником стрессов для сотрудников организации. Обычно вопрос не в том, «все или ничего», «эта структура или другая», значительно чаще имеет место случай, когда отдельные элементы структуры уже не годятся.

Эти утверждения представляют основные положения так называемой 
«ситуационной теории организационной структуры». Данные идеи противоположны многим ранее написанным работам по вопросам организации, целью которых было установление универсальных принципов правильного управления, применимых при любых обстоятельствах.

В целом, то, какие структуры  будут подходящими, а какие - не будут, определяется рядом взаимосвязанных  факторов, таких как: размер организации, тип рынка сбыта, технология - на которых основана деятельность организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды организационных  структур

 

2.1 Линейная  организационная структура

 

В зависимости от характера  связей между различными подразделениями  различают следующие формы организационных  структур управления.

Линейная организационная  структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной. В приложении 1 приведена схема линейной организационной структуры.

Преимуществами такой  структуры можно назвать:

  • простое построение;
  • однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности;
  • жесткое руководство органами управления;
  • оперативность и точность управленческих решений.

Недостатки:

  • затруднительные связи между инстанциями;
  • концентрация власти в управляющей верхушке;
  • сильная загрузка средних уровней управления.

Линейная структура  управления используется мелкими и  средними фирмами, осуществляющими  несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

 

2.2 Функциональная организационная структура

 

Функциональная организационная  структура основана на создании подразделений  для выполнения определённых функций  на всех уровнях управления (приложение 2). К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задачи.

Функциональная структура  управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся  рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе  специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.

К преимуществам такой  структуры можно отнести:

  • сокращение звеньев согласования;
  • уменьшение дублирования работ;
  • укрепление вертикальных связей и усиление контроля за деятельностью нижестоящих уровней;
  • высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций.

К недостаткам:

  • неоднозначное распределение ответственности;
  • затруднённая коммуникация;
  • длительная процедура принятия решений;
  • возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место.

 

2.3 Функционально-линейная  структура

 

Функционально-линейная структура (штабное управление) представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. (приложение 3).

Эти штабы могут:

  • Ограничиваться центральными уровнями управления (штабы руководства);
  • Находиться в нескольких уровнях управления;
  • Образовывать штабную иерархию на всех уровнях управления.

Штабы на нескольких уровнях  иерархии должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями.

Чем крупнее фирма  и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации  деятельности функциональных служб  или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами. Преимуществами и недостатками линейно-функциональной структуры можно назвать:

Преимущества:

  • возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников;
  • точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров);
  • способствует стандартизации, формализации и программированию процесса.

Недостатки:

  • затрудняет горизонтальное согласование;
  • с трудом реагирует на изменение.

Линейная организационная  структура с перекрёстными функциями. При такой организационной структуре сохраняется движение по инстанциям, но определённые функции, относящиеся ко всему предприятию, например, кадровая политика, подготовка производства, учёт и отчётность, планирование сроков и контроль за их выполнением и т.д. выделяются в функциональные отделы, которым предоставляются полномочия для дачи распоряжения. Руководители линейного и функционального отделов имеют право на совместное принятие решений для соответствующего отдела предприятия. Например, право по найму рабочей силы для цехов принадлежит совместно начальнику отдела кадров и начальнику технического отдела. Если они не приходят к соглашению, то должна вмешаться вышестоящая инстанция.

 

Информация о работе Организационная структура управления