Организационная структура управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 20:49, реферат

Краткое описание

На практике применяют следующие принципы формирования подразделений:

•функциональная модель: «одно подразделение = одна функция»;
•процессная модель: «одно подразделение = один процесс»;
•матричная модель: «один процесс или один проект = группа сотрудников из разных функциональных подразделений»;
•модель, ориентированная на контрагента: «одно подразделение = один контрагент (клиент или клиентская группа, поставщик, подрядчик и пр.);

Файлы: 1 файл

Организационная структура управления.docx

— 20.97 Кб (Скачать)

Организационная структура управления – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных  в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Графически чаще всего изображается в виде иерархической диаграммы, показывающей состав, подчиненность и связи структурных единиц организации

Организационная модель – это принципы формирования подразделений, делегирования полномочий и наделения ответственностью. По сути, организационная модель показывает, как сформировать подразделение.

На практике применяют следующие принципы формирования подразделений:

  • функциональная модель: «одно подразделение = одна функция»;
  • процессная модель: «одно подразделение = один процесс»;
  • матричная модель: «один процесс или один проект = группа сотрудников из разных функциональных подразделений»;
  • модель, ориентированная на контрагента: «одно подразделение = один контрагент (клиент или клиентская группа, поставщик, подрядчик и пр.);

Последняя модель применяется в случае, если рынок  контрагента ограниченный. Например, в случае если число потребителей сильно ограничено, целесообразно применить  модель, ориентированную на клиента  или клиентскую группу: «одно подразделение = один клиент».

В большинстве  же случаев распространение получили функциональная и процессная модели, а также их различные модификации.

Организационная структура управления – функциональная модель

Организационная структура управления на многих современных  предприятиях была построена в соответствии с принципами управления, сформулированными  еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал  немецкий социолог Макс Вебер (концепция  рациональной бюрократии):

  • принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; 
  • принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии; 
  • принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;
  • принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач; 
  • принцип обезличенности выполнения работниками своих функций; 
  • принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Организационная структура управления, построенная  в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или  бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры  является линейно-функциональная (линейная структура).

Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип («принцип колодца») построения и специализация управленческого  процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта» или «колодец»), пронизывающая всю организацию сверху донизу.

Результаты  работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих  целей и задач. Соответственно строится и система стимулирования и поощрения  работников. При этом конечный результат  – эффективность и качество работы организации в целом, – становится как бы второстепенным, так как  считается, что все службы в той  или иной мере работают на его получение.

Преимущества  линейных структур:

  • четкая система взаимных связей внутри функций и в соответствующих им подразделениях;
  • четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью функций, составляющих деятельность;
  • ясно выраженная ответственность;
  • быстрая реакция исполнительных функциональных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки  линейной структуры:

  • в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминирует над стратегическими;
  • слабые горизонтальные связи между функциональными подразделениями порождают волокиту и перекладывание ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
  • малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
  • критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом разные, и часто взаимоисключающие;
  • большое число «этажей» или уровней управления между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
  • перегрузка управленцев верхнего уровня;
  • повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Таким образом, можно заключить, что в современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства.

Организационная структура управления – процессная модель

Истоки концепции  управления процессами ведут к теориям  управления, разработанным еще в  девятнадцатом веке. В 80-х годах 19-го века Фредерик Тейлор предложил менеджерам использовать методы процессного управления для наилучшей организации деятельности. В начале 1900-х годов Анри Файоль разработал концепцию реинжиниринга  – осуществление деятельности в  соответствии с поставленными задачами путем получения оптимального преимущества из всех доступных ресурсов.

Процессные  системы строятся на базе нескольких базовых принципов:

  • принцип объединения процедур: выполнявшиеся различными сотрудниками операции, интегрируются в одну, то есть происходит горизонтальное сжатие процесса. Если не удается привести все шаги процесса к одной работе, то создается команда, отвечающая за данный процесс;
  • принцип неразрывной последовательности: шаги процесса выполняются в естественном порядке, работа выполняется в том месте, где это целесообразно, смешанными группами, состоящими из работников различной предметной (функциональной) принадлежности или специализации;
  • принцип владельца процесса: уполномоченный менеджер обеспечивает единую точку контакта, он играет роль буфера между сложным процессом и заказчиком, и ведет себя с заказчиком так, как если бы был ответственным за весь процесс;
  • принцип самостоятельности выбора: исполнители принимают самостоятельные решения и несут ответственность за получение заданного результата деятельности;
  • принцип горизонтального контроля: качество результата проверяется его потребителем – следующим элементом процессной цепочки;
  • принцип системности (целостности) управления: управление затратами происходит по месту их возникновения, система управления издержками строится совместно с организационной структурой, без отрыва от деятельности, «один процесс – одно подразделение – один бюджет».

Преимущества  процессных структур:

  • четкая система взаимных связей внутри процессов и в соответствующих им подразделениях;
  • четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью операций и действий, направленных на достижение поставленной цели и получение заданного результата;
  • наделение сотрудников большими полномочиями и увеличение роли каждого из них в работе компании приводит к значительному повышению их отдачи;
  • быстрая реакция исполнительных процессных подразделений на изменение внешних условий;
  • в работе руководителей стратегические проблемы доминируют над оперативными;
  • критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом согласованны и сонаправленны.

Недостатки  процессной структуры:

  • повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств рядовых работников и исполнителей.
  • управление смешанными в функциональном смысле рабочими командами – более сложная задача, нежели управление функциональными подразделениями;
  • наличие в команде нескольких человек различной функциональной квалификации  неизбежно приводит к некоторым задержкам и ошибкам, возникающим при передаче работы между членами команды. Однако потери здесь значительно меньше, чем при традиционной организации работ, когда исполнители подчиняются различным подразделениям компании.

Обобщая, можно  заключить, что процессная структура наряду с достоинствами функциональной структуры имеет целый ряд преимуществ там, где функциональная структура имеет явные недостатки.

Организационная структура управления – матричная модель

Матричные структуры  совмещают принципы построения функциональных и процессных систем. В этих структурах существуют жестко регламентированные процессы, находящиеся под управлением  менеджера процесса. При этом деятельность осуществляется работниками, находящимися в оперативном подчинении менеджера  процесса и в административном подчинении руководителя, находящегося в функциональном «колодце».

По существу, роль менеджера процесса состоит  в координации действий внутри процесса.

Подобное решение, с одной стороны, не полностью  реализует преимущества процессного  подхода, а с другой стороны, не полностью  устраняет недостатки функциональной системы. На практике матричные структуры  хорошо применимы для организации  управления проектной деятельностью, и мало подходят для регулярного  менеджмента, так как содержат в  своей природе некоторое двоевластие  – процессов и функций.

Смешанные структуры

Если применять  различные модели организации деятельности в пределах отдельных бизнес-процессов, то можно использовать преимущества той или иной организационной  модели. При этом для организации  в целом будет применяться  процессная организация основных структурных  блоков, а в рамках отдельных блоков могут применяться различные  модели. Например,

  • для организации структурного блока, реализующего бизнес-процесс разработки новых и совершенствования существующих продуктов, целесообразно использовать матричную структуру;
  • при определенных условиях для организации процессов воспроизводства ресурсов (зависимость от монополистов-поставщиков), воспроизводства средств производства (использование подрядчиков для выполнения работ), продвижения и продаж (работа с ограниченными клиентскими группами) целесообразно использовать модели, ориентированные на контрагента;
  • структура финансовых служб будет выглядеть привычнее при функциональной организации.

Выбор тех или  иных субмоделей зависит от специфики  и особенности бизнеса.

Построение  организационной  структуры управления в Business Studio является одним из шагов проектирования системы управления организацией. Для решения этой задачи Business Studio позволяет создать иерархический перечень должностей и подразделений компании. В дальнейшем данный перечень служит для определения Владельцев (Менеджеров) процессов и исполнителей процессов.

Для формирования организационной структуры в Business Studio необходимо:

  • Сформировать иерархический справочник подразделений и должностей
  • Заполнить необходимые параметры подразделений и должностей
  • Автоматически построить организационные диаграммы

После формирования организационной структуры и  назначения владельцев и исполнителей процессов Business Studio позволяет сформировать Положения о подразделениях и  Должностные инструкции, а также  рассчитать штатную численность  сотрудников.

Подробнее этот процесс рассмотрен в методике «Проектирование системы управления»

Информация о работе Организационная структура управления