Типы организационных структур управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 00:46, реферат

Краткое описание

Современное предприятие представляет собой сложный экономический механизм, в котором взаимодействуют материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

Оглавление

Введение
1. Принципы построения организационной структуры управления
2. Типы организационных структур управления
2.1 Линейная структура
2.2 Функциональная структура
2.3 Дивизиональная структура
2.4 Адаптивная структура
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

ТипыОрганизационных структур.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

 


 


Институт экономики и культуры

                             Кафедра маркетинга

 

 

 

 

курс Теория организации

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Типы организационных структур управления»

 

 

 

 

                                                 Выполнил(а):

студентка IV курса 4 группы

факультета косметологии

**********.

                                                                              

                                                                             Руководитель: ***********

 

 

 

 

 

Москва 2005 г

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение

3

1. Принципы построения организационной структуры управления

3

2. Типы организационных  структур управления

4

2.1 Линейная структура

4

2.2 Функциональная структура

 

5

2.3 Дивизиональная структура

8

2.4 Адаптивная структура

11

 Заключение

13

Литература

14

   

 

Введение

 

Современное предприятие представляет собой сложный экономический механизм, в котором взаимодействуют материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

Состав (перечень) отделов, служб и подразделений, система их организации, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии определяют организационную структуру  управления.

Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления.

 

1. Принципы построения  организационной структуры управления

На структуру управления влияет значительное число факторов, к важнейшим из которых относятся: отраслевая принадлежность предприятия, масштаб и номенклатура производства, особенности применяемых технологических процессов, уровень специализации, кооперирования и комбинирования предприятия.

В целом рациональная организационная структура управления должна отвечать следующим принципам:

  • обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать управление на всех уровнях;
      • быть оперативной, не отставать от хода производственного процесса;
  • иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления;
  • быть экономичной, минимизировать затраты на выполнение управленческих функций.

Все виды организационных структур управления сводятся в основном к четырем типам организационных структур: линейным, функциональным, дивизиональным и адаптивным.

 

2. Типы организационных  структур управления

 

    1. Линейная структура

Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом — руководителем., который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем (в соответствии с рисунком  1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данный тип организационной структуры управления применяется в условиях функционирования мелких предприятий с несложным производством при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями и т.д. В настоящее время такая структура используется в системе управления производственными участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами однородной и несложной технологии.

Преимущества:

- простота применения. Все обязанности и полномочия здесь четко распределены и поэтому создаются условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе.

Недостатки:

  • жесткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия;
  • большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому;
  • ограничение инициативы у работающих низших уровней управления;
  • высокие требования к квалификации руководителей и их компетенции по всем вопроса производства и управления подчиненными.

 

2.2 Функциональная структура

Функциональная структура (в соответствии с рисунком 2) сложилась как неизбежный результат усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что хотя и сохраняется единоначалие, но по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления.

В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые он выполняет. Конкретные характеристики и особенности деятельности того или иного подразделения (блока) соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия.

Если размер всей организации или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно, в свою очередь, подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Основная идея здесь состоит в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства.


Преимущества:

  • она стимулирует деловую и профессиональную специализацию;
  • уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности.

Недостатки:

- затрудняет координацию управленческих воздействий;

- функциональные отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает вероятность конфликтов между функциональными отделами;

- на крупном предприятии цепь; команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной.

Опыт показывает, что функциональную структуру целесообразно использовать на тех предприятиях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач.

На практике обычно используется линейно-функциональная, или штабная структура, предусматривающая создание при основных звеньях линейной структуры  функциональных подразделений (в соответствии с рисунком 3).

 






 

 

 

 

 

 

Основная роль этих подразделений состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями.

Наряду  с линейными руководителями (директорами, начальниками филиалов и цехов) существуют руководители функциональных подразделений (планового, технического, финансового отделов, бухгалтерии), подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями.

Основным достоинством этой структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможно специализировать выполнение отдельных функций и тем самым повысить компетентность управления в целом.

2.3 Дивизиональная структура

Данный тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля).

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения.

Структуризация организации по отделениям производится обычно по одному из трех критериев:

- по выпускаемой продукции, предоставляемым услугам (продуктовая специализация),

- по ориентации на потребителя (потребительская специализация),

- по территориям (региональная специализация). .

Организация подразделений по продуктовому принципу (рис. 4) является одной из первых форм дивизиональной структуры, и в настоящее время большинство крупнейших производителей потребительских товаров с диверсифицированной продукцией используют продуктовую структуру организации.

При использовании дивизионально-продуктовой структуры управления создаются отделения по основным продуктам. Руководства производством и сбытом какого-либо продукта (услуги) передаются; одному лицу, которое является ответственным за данный тип продукции. Руководители вспомогательных служб подчиняются ему.

Если два или более таких элемента становятся особенно важными для предприятия, оно может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителя, при которой все ее подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей (в соответствии с рисунком5).


 

 

 

 

 

 

 

Данный тип организационной структуры находит применение в достаточно специфичных областях, например в сфере образования, где в последнее время наряду с традиционными общеобразовательными программами возникли специальные отделения для обучения взрослых, повышения квалификации и т.д. Примером активного использования организационной структуры, ориентированной на потребителя, являются коммерческие банки. Основные группы потребителей, пользующихся их услугами, — индивидуальные клиенты (частные лица), пенсионные фонды, трастовые фирмы, международные финансовые организации.

Если деятельность предприятия охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе, то может оказаться целесообразной организационная структура по территориальному принципу, т.е. по месту расположения ее подразделений. Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход упрощает связь предприятия с клиентами, а также связь между его подразделениями.


Хорошо знакомым примером региональных организационных структур могут служить сбытовые подразделения крупных предприятий.

Преимущества:

Различные типы дивизиональной структуры имеют одну и ту цель — обеспечить более эффективную реакцию предприятия на тот или иной фактор:

- продуктовая структура позволяет легко справиться с разработкой новых видов продукции, исходя из соображений конкуренции, совершенствования технологии или удовлетворения потребностей покупателей;

- региональная структура позволяет более эффективно учитывать местное законодательство, социально-экономическую систему и рынки по мере географического расширения рыночных зон;

- структура, ориентированная на потребителя - дает возможность наиболее эффективно учитывать запросы тех потребителей, от которых предприятие более всего зависит.

Недостатки:

- дивизиональные структуры управления ведут к росту иерархичности, т.е. вертикали управления. Они потребовали формирования промежуточных уровней управления для координации работы отделений, групп;

- дублирование функций управления на разных уровнях в конечном счете привело к росту затрат на содержание управленческого аппарата.

 

2.4 Адаптивная структура

Адаптивные, или органические, структуры управления обеспечивают:

    • быструю реакцию предприятия на изменения внешней среды;
    • способствуют внедрению новых производственных технологий.

Обычно выделяют два типа адаптивных структур: проектный и матричный.

Проектная структура формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе, например модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т.п.

Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения — проектной команды, работающей на временной основе. В ее состав обычно включают необходимых специалистов, в том числе и по управлению. Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру или возвращаются на свою постоянную должность (при контрактной работе — увольняются).

Информация о работе Типы организационных структур управления