Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:36, контрольная работа
Известно, что обоснованность теоретических выводов и ценность практических рекомендаций в решении любой задачи находится в прямой зависимости от правильного понимания явлений и процессов более общего характера, от методологии исследования, ее мировоззренческих и общенаучных основ. Поэтому данная работа посвящена рассмотрению моделей и методов социального управления.
Введение 3
1. Организационные структуры управления и типы этих структур 4
2. Методы управления, их использование в управлении социальными процессами 9
3. Значение экономических преобразований для совершенства социального управления 12
Заключение 18
Список литературы 19
Содержание
Управление – функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности. Управление заключается в упорядочении системы, обеспечении ее функционирования в соответствии с закономерностями ее существования. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом.
Управленческие
связи реализуются через
Социальное управление – воздействие на общество в целом или на его отдельные звенья с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, развитие, успешное движение к заданной цели. Главной целью оно имеет упорядочивающее воздействие на участников деятельности. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности (планирование, контроль и т.д.).
Известно, что обоснованность теоретических выводов и ценность практических рекомендаций в решении любой задачи находится в прямой зависимости от правильного понимания явлений и процессов более общего характера, от методологии исследования, ее мировоззренческих и общенаучных основ. Поэтому данная работа посвящена рассмотрению моделей и методов социального управления.
В данной работе мы рассмотрим общее понятие о методах и моделях, существующих в теории и практике социологии управления. Для эффективной деятельности мы должны применять методы, наиболее соответствующие цели, и ориентироваться на модели, наиболее точно отражающие существующую ситуацию, и, соответственно, их выбирать, разрабатывать и совершенствовать.
Социальная система – это структурное целостное образование, основные элементы которого – люди, их взаимодействие, связи и взаимоотношения.
Специфика социальных систем состоит в следующих аспектах:
Иерархичность построения. Это порядок соподчинения, соотношение целого и частей, свойства самоорганизации.
Целостность – состояние единого и целого
Интеграция – проникновение элементов друг в друга и создание единого целого
Системный эффект качества, т.е. суммарный эффект действия всей системы. Он не равен сумме действий ее отдельно взятых элементов, он обычно больше.
Социальная система и все ее элементы связаны с внешней средой (она формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии с внешней средой)
Социальная система, как и любая другая система вообще, требует управления. Социальное управление в общественных системах не сводится к деятельности органов власти, занимающихся социальными проблемами. В разработке социальных планов и реализации процессов социального управления участвуют три стороны: власть (три ее ветви), общество (политические институты) и население (социально-профессиональные объединения граждан, организации и т.п.).
Можно выделить три модели социального управления.
Первая модель – координация (в переводе с латыни "сорасположение"). Это такая модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равновеликостью. Пример: взаимоотношения людей в составе семьи – взаимоотношения семей в составе наций.
Вторая – субординация (от лат. "соподчинение"). Это такая модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочение одним из элементов, являющемся ведущим и определяющим начало деятельности остальных. Вместо сорасполажения здесь действует соподчинение. Такая модель в основном применима к государственной службе, государственным органам. Она существует определенный период времени.
Третья модель – реординация (с лат. "переподчинение"). Это такая модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.
Все эти виды управленческих отношений тесно переплетаются между собой, с их помощью элементы государственно-управленческой системы создают определенную целостность и единство. Один и тот же орган исполнительной власти может быть субъектом сразу многих управленческих отношений.
Любая система, в т.ч. и социальная, имеет свою структуру.
Структура – это внутреннее строение целостного объекта. Социальная структура общества – это совокупность социальных групп. Она отражает состав и связи элементов целого. Поведение объекта зависит не столько и не только от числа его элементов, сколько от количества и разнообразия связей между ними. Под организационной структурой управления понимают обычно структуру управляющей системы, в экономическом субъекте - состав и связи подразделений и должностей аппарата управления.
Формирование
организационной структуры
Развитие персонала
Охрана здоровья и безопасность условий труда
Природоохранная деятельность и ресурсосбережения
Развитие местного сообщества
Добросовестная деловая практика
Социально ответственная реструктуризация и др.
Каждая программа включает в себя комплексы социально значимых задач и социальных условий их исполнения.
Для разработки организационной модели социального программного управления необходимо ответить на четыре вопроса:
1. Каковы социальные цели и результаты программ управления;
2. Необходимы ли изменения в существующих отношениях, делегировании прав и обязанностей для достижения целей;
3. Нужны ли изменения в действующих рабочих процедурах, и какие;
4. Как будет оцениваться и контролироваться осуществление и использование программных результатов.
Типы организационных структур социального управления:
Формальная
Регламентирована в различных организационно – распорядительных документах (структура и штатная численность сотрудников, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и др.) Данная структура никогда не объясняет полностью и не определяет поведение людей.
Бюрократическая
Тип организации с сильно формализованной структурой. Отличительные черты:
- жестко регламентированные
правила и положения (в
- строгая субординация;
- иерархия не персонифицированных должностей и т.п.
Неформальная
Отражает взаимоотношения между группами и людьми, выполняющие свои роли и функции в иерархии управления. Здесь имеют значение мотивы взаимного уважения, сотрудничества, сходства систем ценностей индивидов, социально значимых параметров. Огромную роль в неформальной структуре и в обеспечении ее единства с целями формальной организации играют коллегиальные органы.
Иерархические структуры (адаптивные):
Функциональная структура
Применяют в условиях:
- относительно ограниченная номенклатура продукции;
- неизменные технологии;
- стабильный спрос;
- относительно низкий уровень конкуренции;
- массовое производство;
- стабильная внутренняя социальная среда;
- прогнозируемые социальные процессы и явления
Эффективна, пока руководство способно осуществлять межфункциональную координацию и контроль. Ее недостатки заключаются в неэффективности в условиях динамичной и агрессивной социальной и рыночной среды, быстрой сменой различных событий, требующих адекватной реакции управления.
Дивизионные структуры
Применяют в условиях:
- активного развития номенклатуры социальных услуг, продукции;
- многофункциональности действий;
- рыночного многообразия;
Эффективна, если выгода от реализации социальных услуг (продукции) превышает издержки от дублирования функций. Социально эффективна, если социальный результат от работ и продукта социально значим, и удовлетворяет потребителя.
Институциональные аспекты управляющей системы:
Связаны с поддержанием устойчивости форм социальной практики по удовлетворению определенных социальных потребностей;
Основываются на совокупности ценностей и норм в обществе, социальных группах (например – ценностей и норм организационной культуры)
Выполняют функции
поддержания целостности
Для достижения этих целей важную роль играет профессиональная подготовка и повышение квалификации управленческих кадров. Научить состраданию и любви к человеку нельзя, но без развитого чувства сопереживания ближнему невозможно осуществить реально социальнозначимые цели социальной политики ни в обществе, ни в организации. Все же, как показывает практика, в социальных организациях, где обеспечивается забота о подборе руководящих кадров и их систематическом обучении, качество социального управления становится выше.
В практической жизни методы социального управления, в основном, соответствуют методам управления персоналом при соблюдении условия обязательного учета социальных последствий принимаемых решений, их влияния на жизнедеятельность людей.
Специфика подхода к управленческой деятельности с позиции социологии управления состоит в следующем: социология управления исследует социальные изменения и социальные отношения, социальные взаимодействия, поведение людей в системах и процессах управления. Т.е. социология управления позволяет увидеть управление глазами социолога. Это, в частности, означает, что для обеспечения стабильности процессов управления, предупреждения конфликтов в трудовом коллективе, устранения возможного антагонизма между управляющими и управляемыми, для обеспечения единства целей производственного и социального управления необходимо:
рассматривать управление с точки зрения:
а) социальных критериев;
б) анализировать социальные последствия принимаемых решений и их влияние на жизнедеятельность людей, их интересы, потребности, мнения;
2) подходить к изучению системы управления с позиции социального анализа, учитывая:
а) взаимоотношения между людьми при выполнении ими определенных функций;
б) ответственность и исполнительность, дисциплину и результативность труда как отражение определенных отношений, которые возникают в процессе управления;
в) влияние управления на подбор, расстановку персонала организации, на создание необходимых условий трудовой деятельности;
3) изучать управление со стороны внутригруппового регулирования и социальной самоорганизации в отдельных социальных группах, трудовом коллективе в целом, для чего необходимо анализировать:
а) отношения «руководство-подчинение»;
б) социальную структуру организации во взаимосвязи формальной и неформальной структуры, социальные роли и статусы в процессе управления;
в) организационную культуру;
г) организационные конфликты;
д) реальное место индивидуальных, индивидуально-коллективных мотивов, потребностей и интересов в системе управления, учитывать возможности их реализации.
Методы социального управления персоналом показаны в таблице 1.
Таблица 1
Методы социального управления
Административные |
Социально - экономические |
Социально - психологические |
Формирование структуры органов управления |
Социально - экономический анализ |
Социально-психологический анализ |
Утверждение административных норм и нормативов |
Социально-экономическое обоснование |
Социально-психологическое планирование |
Правовое регулирование |
Социально-экономическое планирование |
Создание творческой атмосферы |
Издание приказов, указаний и распоряжений |
Экономическое стимулирование |
Участие работников в управлении |
Инструктирование |
Мотивация трудовой деятельности |
Социальное и моральное стимулирование |
Оплата труда |
Удовлетворение культурных и духовных потребностей | |
Отбор, подбор и расстановка кадров |
капиталовложения в человеческий капитал | |
Участие персонала в капитале и прибылях |
Формирование коллективов, групп, создание нормального психологического климата | |
Разработка положений, стандартов и должностных инструкций |
Участие персонала в собственности |
Установление социальных норм поведения |
Налогообложение | ||
Разработка другой регламентирующей документации |
установление экономических норм и нормативов |
Развитие у работников инициативы и ответственности |
страхование | ||
Установление административных санкций и поощрений |
Установление материальных санкций и поощрений |
Установление моральных санкций и поощрений |
Информация о работе Организационные структуры управления и типы этих структур