Организационные структуры управления и типы этих структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Известно, что обоснованность теоретических выводов и ценность практических рекомендаций в решении любой задачи находится в прямой зависимости от правильного понимания явлений и процессов более общего характера, от методологии исследования, ее мировоззренческих и общенаучных основ. Поэтому данная работа посвящена рассмотрению моделей и методов социального управления.

Оглавление

Введение 3
1. Организационные структуры управления и типы этих структур 4
2. Методы управления, их использование в управлении социальными процессами 9
3. Значение экономических преобразований для совершенства социального управления 12
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Модели и методы социального управления.doc

— 226.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение

 

Управление – функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности. Управление заключается в упорядочении системы, обеспечении ее функционирования в соответствии с закономерностями ее существования. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом.

Управленческие  связи реализуются через отношения  людей. Общество представляет собой  целостную организацию со сложной структурой. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, какая находит свое проявление в осуществлении социального управления.

Социальное  управление – воздействие на общество в целом или на его отдельные звенья с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, развитие, успешное движение к заданной цели. Главной целью оно имеет упорядочивающее воздействие на участников деятельности. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности (планирование, контроль и т.д.).

Известно, что  обоснованность теоретических выводов  и ценность практических рекомендаций в решении любой задачи находится в прямой зависимости от правильного понимания явлений и процессов более общего характера, от методологии исследования, ее мировоззренческих и общенаучных основ. Поэтому данная работа посвящена рассмотрению моделей и методов социального управления.

В данной работе мы рассмотрим общее понятие о методах и моделях, существующих в теории и практике социологии управления. Для эффективной деятельности мы должны применять методы, наиболее соответствующие цели, и ориентироваться на модели, наиболее точно отражающие существующую ситуацию, и, соответственно, их выбирать, разрабатывать и совершенствовать.

1. Организационные структуры управления и типы этих структур

 

Социальная  система – это структурное  целостное образование, основные элементы которого – люди, их взаимодействие, связи и взаимоотношения.

Специфика социальных систем состоит в следующих аспектах:

Иерархичность построения. Это порядок соподчинения, соотношение целого и частей, свойства самоорганизации.

Целостность –  состояние единого и целого

Интеграция – проникновение элементов друг в друга и создание единого целого

Системный эффект качества, т.е. суммарный эффект действия всей системы. Он не равен сумме действий ее отдельно взятых элементов, он обычно больше.

Социальная  система и все ее элементы связаны с внешней средой (она формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии с внешней средой)

Социальная  система, как и любая другая система  вообще, требует управления. Социальное управление в общественных системах не сводится к деятельности органов власти, занимающихся социальными проблемами. В разработке социальных планов и реализации процессов социального управления участвуют три стороны: власть (три ее ветви), общество (политические институты) и население (социально-профессиональные объединения граждан, организации и т.п.).

Можно выделить три модели социального управления.

Первая модель – координация (в переводе с латыни "сорасположение"). Это такая модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равновеликостью. Пример: взаимоотношения людей в составе семьи – взаимоотношения семей в составе наций.

Вторая –  субординация (от лат. "соподчинение"). Это такая модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочение одним из элементов, являющемся ведущим и определяющим начало деятельности остальных. Вместо сорасполажения здесь действует соподчинение. Такая модель в основном применима к государственной службе, государственным органам. Она существует определенный период времени.

Третья модель – реординация (с лат. "переподчинение"). Это такая модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.

Все эти виды управленческих отношений тесно  переплетаются между собой, с  их помощью элементы государственно-управленческой системы создают определенную целостность  и единство. Один и тот же орган  исполнительной власти может быть субъектом сразу многих управленческих отношений.

Любая система, в т.ч. и социальная, имеет свою структуру.

Структура –  это внутреннее строение целостного объекта. Социальная структура общества – это совокупность социальных групп. Она отражает состав и связи элементов целого. Поведение объекта зависит не столько и не только от числа его элементов, сколько от количества и разнообразия связей между ними. Под организационной структурой управления понимают обычно структуру управляющей системы, в экономическом субъекте - состав и связи подразделений и должностей аппарата управления.

Формирование  организационной структуры организационного управления начинается с постановки целей. Затем формируются функции  социального управления. Необходимо также сразу позаботиться о механизме подстройки к новым задачам. Другое требование – устойчивость организационного механизма, позволяющего исполнителям профессионально освоить их рабочие функции и задачи. Например, если кампания разрабатывает программу для решения корпоративных социальных задач, то создается соответствующая организационная структура управления такими социальными программами, как:

Развитие персонала

Охрана здоровья и безопасность условий труда

Природоохранная деятельность и ресурсосбережения

Развитие местного сообщества

Добросовестная  деловая практика

Социально ответственная  реструктуризация и др.

Каждая программа  включает в себя комплексы социально  значимых задач и социальных условий  их исполнения.

Для разработки организационной модели социального  программного управления необходимо ответить на четыре вопроса:

1. Каковы социальные цели и результаты программ управления;

2. Необходимы ли изменения в существующих отношениях, делегировании прав и обязанностей для достижения целей;

3. Нужны ли изменения в действующих рабочих процедурах, и какие;

4. Как будет оцениваться и контролироваться осуществление и использование программных результатов.

Типы организационных  структур социального управления:

Формальная

Регламентирована  в различных организационно –  распорядительных документах (структура и штатная численность сотрудников, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и др.) Данная структура никогда не объясняет полностью и не определяет поведение людей.

Бюрократическая

Тип организации  с сильно формализованной структурой. Отличительные черты:

- жестко регламентированные  правила и положения (в процессе  работы проявление инициативы  возможно только в рамках установленных  «от» и «до»);

- строгая субординация;

- иерархия не  персонифицированных должностей и т.п.

Неформальная

Отражает взаимоотношения  между группами и людьми, выполняющие  свои роли и функции в иерархии управления. Здесь имеют значение мотивы взаимного уважения, сотрудничества, сходства систем ценностей индивидов, социально значимых параметров. Огромную роль в неформальной структуре и в обеспечении ее единства с целями формальной организации играют коллегиальные органы.

Иерархические структуры (адаптивные):

Функциональная  структура

Применяют в  условиях:

- относительно ограниченная номенклатура продукции;

- неизменные  технологии;

- стабильный  спрос;

- относительно  низкий уровень конкуренции;

- массовое производство;

- стабильная  внутренняя социальная среда;

- прогнозируемые  социальные процессы и явления

Эффективна, пока руководство способно осуществлять межфункциональную координацию и контроль. Ее недостатки заключаются в неэффективности в условиях динамичной и агрессивной социальной и рыночной среды, быстрой сменой различных событий, требующих адекватной реакции управления.

Дивизионные структуры

Применяют в  условиях:

- активного развития номенклатуры социальных услуг, продукции;

- многофункциональности  действий;

- рыночного  многообразия;

Эффективна, если выгода от реализации социальных услуг (продукции) превышает издержки от дублирования функций. Социально эффективна, если социальный результат от работ и продукта социально значим, и удовлетворяет потребителя.

Институциональные аспекты управляющей системы:

Связаны с поддержанием устойчивости форм социальной практики по удовлетворению определенных социальных потребностей;

Основываются  на совокупности ценностей и норм в обществе, социальных группах (например – ценностей и норм организационной  культуры)

Выполняют функции  поддержания целостности социальных ролей и статусов, соответствующих им нормативных (правовых, моральных, ритуальных) и организационных условий

Для достижения этих целей важную роль играет профессиональная подготовка и повышение квалификации управленческих кадров. Научить состраданию  и любви к человеку нельзя, но без развитого чувства сопереживания ближнему невозможно осуществить реально социальнозначимые цели социальной политики ни в обществе, ни в организации. Все же, как показывает практика, в социальных организациях, где обеспечивается забота о подборе руководящих кадров и их систематическом обучении, качество социального управления становится выше.

 

2. Методы управления, их использование в управлении социальными процессами

 

В практической жизни методы социального управления, в основном, соответствуют методам управления персоналом при соблюдении условия обязательного учета социальных последствий принимаемых решений, их влияния на жизнедеятельность людей.

Специфика подхода  к управленческой деятельности с  позиции социологии управления состоит  в следующем: социология управления исследует социальные изменения и социальные отношения, социальные взаимодействия, поведение людей в системах и процессах управления. Т.е. социология управления позволяет увидеть управление глазами социолога. Это, в частности, означает, что для обеспечения стабильности процессов управления, предупреждения конфликтов в трудовом коллективе, устранения возможного антагонизма между управляющими и управляемыми, для обеспечения единства целей производственного и социального управления необходимо:

рассматривать управление с точки зрения:

а) социальных критериев;

б) анализировать социальные последствия принимаемых решений и их влияние на жизнедеятельность людей, их интересы, потребности, мнения;

2) подходить  к изучению системы управления с позиции социального анализа, учитывая:

а) взаимоотношения  между людьми при выполнении ими  определенных функций;

б) ответственность  и исполнительность, дисциплину и  результативность труда как отражение  определенных отношений, которые возникают  в процессе управления;

в) влияние управления на подбор, расстановку персонала  организации, на создание необходимых  условий трудовой деятельности;

3) изучать управление  со стороны внутригруппового  регулирования и социальной самоорганизации в отдельных социальных группах, трудовом коллективе в целом, для чего необходимо анализировать:

а) отношения «руководство-подчинение»;

б) социальную структуру  организации во взаимосвязи формальной и неформальной структуры, социальные роли и статусы в процессе управления;

в) организационную  культуру;

г) организационные  конфликты;

д) реальное место  индивидуальных, индивидуально-коллективных мотивов, потребностей и интересов  в системе управления, учитывать  возможности их реализации.

Методы социального  управления персоналом показаны в таблице 1.

Таблица 1

Методы социального  управления

Административные

Социально - экономические

Социально - психологические

Формирование  структуры органов управления

Социально - экономический  анализ

Социально-психологический  анализ

Утверждение административных норм и нормативов

Социально-экономическое  обоснование

Социально-психологическое  планирование

Правовое регулирование

Социально-экономическое  планирование

Создание творческой атмосферы

Издание приказов, указаний и распоряжений

Экономическое стимулирование

Участие работников в управлении

Инструктирование

Мотивация трудовой деятельности

Социальное  и моральное стимулирование

Оплата труда

Удовлетворение  культурных и духовных потребностей

Отбор, подбор и  расстановка кадров

капиталовложения  в человеческий капитал

Участие персонала  в капитале и прибылях

Формирование  коллективов, групп, создание нормального  психологического климата

Разработка  положений, стандартов и должностных  инструкций

Участие персонала  в собственности

Установление  социальных норм поведения

Налогообложение

Разработка  другой регламентирующей документации

установление  экономических норм и нормативов

Развитие у  работников инициативы и ответственности

страхование

Установление административных санкций и поощрений

Установление  материальных санкций и поощрений

Установление  моральных санкций и поощрений

Информация о работе Организационные структуры управления и типы этих структур