Организационные структуры управления и типы этих структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Известно, что обоснованность теоретических выводов и ценность практических рекомендаций в решении любой задачи находится в прямой зависимости от правильного понимания явлений и процессов более общего характера, от методологии исследования, ее мировоззренческих и общенаучных основ. Поэтому данная работа посвящена рассмотрению моделей и методов социального управления.

Оглавление

Введение 3
1. Организационные структуры управления и типы этих структур 4
2. Методы управления, их использование в управлении социальными процессами 9
3. Значение экономических преобразований для совершенства социального управления 12
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Модели и методы социального управления.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Административные  методы носят прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия.

Социально-экономические  методы – это элементы механизма, с помощью которого обеспечивается социально-экономическое развитие организации. Важнейший метод – социально-экономический анализ и планирование, которое объединяет, по существу, все другие методы этой группы. Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты деятельности организации в виде совокупности показателей, установленных в плане социально – экономического развития коллектива.

Социально-психологические методы основаны на активации социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.д.). Специфика этих методов состоит в активном использовании неформальных факторов, интересов личности, социальных группы, общности в процессе управления.

С социологической  точки зрения главным при применении этих методов является степень их влияния на социальные компоненты: статус, положение, роль индивида.

 

3. Значение экономических преобразований для совершенства социального управления

 

Материалы имеющихся  исследований внедрения методов  в практику и их совершенствования  позволяют сделать вывод о  влиянии на этот процесс множества  факторов. Представить воздействие основных факторов на применение и совершенствование методов деятельности можем в виде системы (рис. 1).

Рис. 1 Взаимодействие факторов социального управления

 

В различных  условиях на деятельность персонала  действует система взаимосвязанных  и взаимозависимых факторов:

человеческий  фактор (ЧФ);

информационный  фактор (ИФ);

фактор средств  труда (ФСТ);

группа системных  факторов (СФ). Состав факторов представлен  на рис 2 .

Человеческий  фактор

Человеческий  фактор представляет собой действие интеллектуальных, физических и духовных сил, проявляющихся в профессиональной и духовных сферах деятельности персонала, в готовности воспринимать и использовать подходы к совершенствованию методов деятельности.

Несмотря на большое количество литературы, посвященной  человеческому фактору, нет четких рекомендаций по его учету в управленческой практике.

Рис. 2. Система факторов

 

В основном и  теоретики, и практики согласились, что человека надо мотивировать, побуждать  к деятельности. Изучаются модели мотивации, разработанные в США и других странах, делаются попытки применять их на новом человеческом материале, в новых условиях. С одной стороны – это хорошо, достижения передового опыта используются, с другой, зная, насколько отличаются системы управления персоналом в США и той же Японии (системы управления, учитывающие национальные особенности народов), применение чужого опыта желает более творческого подхода.

Следовательно, менеджер имеет общую задачу – обеспечить совпадение целей каждого отдельного человека, группы с целями организации.

Информационный  фактор

Процесс управления организацией для персонала, в первую очередь, связан с переработкой информации, циркулирующей в каналах системы  управления.

Менеджеру информация необходима для принятия решения. При  этом решение должно быть своевременно и обоснованно.

Это требует  соответствующей характеристики информации: количества и качества информации, полноты, своевременности, достоверности, точности, плотности и ценности.

Исследование  практики привело к выводам о  необходимости управления потоками информации. Для учета действия информационного фактора следует привести трудоемкость, ритмичность и интенсивность труда персонала управления, характеристики потоков информации в соответствие с исполняемыми функциями управления органами управления. Необходимый уровень информационного обеспечения при этом должен соответствовать структуре и цели управления.

Успешно это  можно реализовать программно-целевым  подходом к организации информационного  обеспечения.

Фактор  средств труда

Под факторным  действием средств труда понимаются причины, побуждающие совершенствовать методы руководства при внедрении новой техники, механизации и автоматизации процесса управления.

Из года в  год усложняющийся процесс управления закономерно приводит к созданию более совершенных образцов средств механизации и автоматизации рабочих мест, передачи, приема и обработки, хранения информации, выполнения расчетов. Это естественно приводит к необходимости совершенствовать приемы, способы и методы работы управленческого персонала.

Системные факторы

Сущность системного воздействия факторов объясняется  положениями теории систем. Как отдельные  элементы, объединенные в систему, придают  ей новые качества, так и система  факторов, действующих на персонал, приносит новые характеристики, воздействуя на используемые им методы. К системным факторам мы относим: фактор соответствия систем и научную организацию труда.

Фактор  соответствия систем

Необходимость согласования двух подсистем – управляющей и управляемой – объясняется требованиями законов управления (закон гармонии и необходимого разнообразия). Любая организация, как бы она ни была совершенна в момент своего создания или кульминации своей деятельности, как бы она хорошо ни соответствовала своей первоначальной задаче, однажды будет нуждаться в коренной перестройке. При этом чем сложнее система, тем больше шансов в процессе ее развития столкнуться с кризисной ситуацией, с необходимостью перестройки организации.

В странах с  развитой рыночной экономикой является привычным делом через 2-4 года (в зависимости от размеров фирмы) перестраивать организационную структуру в соответствии с окружающей средой, целью организации.

Научная организация управленческого труда (НОУТ)

В бывшем СССР много  писалось и говорилось о научной  организации труда. Теоретики марксизма-ленинизма считали (и не без основания), что построить социализм можно, опираясь на науку. Для практиков организация труда... являлась самым главным, коренным и злободневным вопросом всей общественной жизни.

Вероятно, подлинно научную организацию труда они, как и социализм у нас, не построили по причине несоответствия системы управления объявленной цели.

Управленческий  труд имеет свои особенности. Они  происходят из специфики процесса управления. Персонал управления участвует в  создании материальных ценностей предполагаемых услуг не непосредственно, а через организацию труда других людей.

Предметом труда  менеджера, специалиста управления, является информация. Трудовые затраты  на ее изучение, подбор, отработку, хранение, передачу составляют до 80 % всех затрат рабочего времени. Средством управленческого труда является организационная техника. Управленческий труд состоит из множества конкретных работ (свыше 200). Эти работы, в свою очередь, делятся на операции, операции состоят из отдельных элементов. Каждая работа выполняется совокупностью приемов и способов. При должной организации последних получим более совершенный метод работы.

Научность в  организации управленческого труда  можно рассматривать в двух аспектах – в статике и динамике. НОУТ в статике – это сумма научных знаний, относящихся: к разделению труда и установлению определенных связей между участниками трудового процесса; созданию необходимых условий для высокопроизводительного труда; обеспечению требуемого квалификационного и профессионального уровня персонала; охране труда, его стимулированию, правильному сочетанию материальных и моральных стимулов труда.

НОУТ в динамике – это процесс рационализации труда, процесс совершенствования его организации.

Осуществляется  этот процесс путем внедрения  новых достижений науки, техники, организационных мероприятий, способствующих достижению более высоких результатов труда при минимальных затратах и наиболее эффективных приемах, способах и методах.

НОУТ в практической деятельности – это совокупность постоянно совершенствующихся действий организационного, экономического, социально-психологического характера, представляющих внедрение новейших достижений науки и передового опыта, с целью повышения эффективности управления.

Научная организация  немыслима без поиска наиболее целесообразной организации приемов и способов достижения целей организации, так же, как и без применения и совершенствования методов управления и работы.

Таким образом, НОУТ предусматривает совершенствование  методов деятельности как бы изнутри, разрабатывая, внедряя новые приемы, способы, методы решения конкретных операций, отдельных работ, решения задач извне и создавая дополнительно стимулирующую обстановку для творческого поиска.

Изучая подходы  к совершенствованию методов  деятельности, следует заметить, что основным и первоначальным направлением является их теоретическая обоснованность.

Замена системы  управления для внедрения новых  методов и повышения эффективности  деятельности требует совершенствования  теории. Простая реорганизация системы  ничего не даст, если старая методология сохраняется. Кризисы практики управления изначально вызываются кризисом теории. Поэтому, утверждают специалисты, в настоящее время самый радикальный прием повышения эффективности управления – замена общей теории систем.

В передовых  фирмах специалисты по управлению переходят  от управления производственной системой к управлению производственным процессом. При рассмотрении производства с  позиций системы и ее основных элементов – людей, техники, технологии и среды методологически и механически эксплуатация машин переносится на эксплуатацию, в первую очередь, рабочей силы. Эксплуатация людей уже давно признана малоэффективным и устаревшим методом управления.

Повышение эффективности  работы организаций, улучшение качества продукции связаны с раскрепощением рабочей силы. Примером может служить японский, финский и американский подходы к решению проблемы качества.

Основу современного производства составляют эксплуатация машин, применение новейших технологий. Управление сейчас и в будущем есть процесс управления процессами. Это, в свою очередь, влечет за собой разработку и применение новых методов целесообразной деятельности.

 

Заключение

 

Социальная  сфера общественной жизни – это  сфера взаимоотношений между  людьми, социальными группами, национальными общностями по поводу условий их жизнедеятельности. В широком смысле – это сфера обеспечения условий и форм существования людей. В узком смысле – это та часть экономики и политики, которая непосредственно относится к удовлетворению личных потребностей и интересов людей в сфере занятости и условий труда, в обеспечении здоровья, питания, жилищном и имущественном обеспечении, социальном обеспечении, охране окружающей среды.

Социальная  система, как и любая другая система  вообще, требует управления. Управление должно быть научнообоснованным, иметь под собой методологическую основу. В практической жизни методы социального управления, в основном, соответствуют методам управления персоналом при соблюдении условия обязательного учета социальных последствий принимаемых решений, их влияния на жизнедеятельность людей.

Учтя особенности, характерные для определенных видов  управленческих отношений, можно глубже и детальнее оценить их содержание. А это даст возможность совершенствовать их в интересах обеспечения более эффективной деятельности системы управления.

 

Список литературы

 

  1. Аверин А.Н. Социология. – М.: ЮНИТИ, 2008.
  2. Грушин В.А. Общая социология. – М.: ЮНИТИ, 2009.
  3. Кохова И.В. Социология управления: лекции. – М.: ВЗФЭИ, 2009.
  4. Колпаков В.М. Методы управления: учебное пособие. – М: ЮНИТИ, 2003.
  5. Социальное управление: учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев – М.: Высшая школа, 2001.
  6. Фролов С.С. Общая социология – М.: ТК Велби, 2008.

Информация о работе Организационные структуры управления и типы этих структур