Организационные структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Термин «организация» происходит от французского слова organization и в наиболее общем виде означает строение, устройство чего-либо. В менеджменте это понятие обычно используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов разделения труда, разделения обязанностей и на основе определенной структуры.

Оглавление

Введение__________________________________________________________ 3
Глава 1. Структуры управления организацией. Принципы построения ОСУ в организациях____________________________________________________ 5
1.1.Определение понятия структуры управления организацией, ее связи и элементы__________________________________________________________ 5
1.2. Принципы построения ОСУ_____________________________________ 8
1.3. Методы формирования организационных структур управления________ 9
1.4. Общие подходы к формированию и проектированию ОСУ____________ 15
1.5. Подходы к определению численности персонала____________________ 19
Глава 2. Типы и классификация организационных структур управления_____ 21
2.1. Типы организационных структур управления________________________ 21
2.2. Классификация структур управления_______________________________ 24
Глава 3. Современные тенденции и инструменты построения организационных структур___________________________________________________________32
Заключение________________________________________________________ 39
Список использованной литературы_______

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ при ПГУ

Автономная  некоммерческая образовательная организация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ.

ИХ ВИДЫ

 

 

Курсовая работа по дисциплине

МЕНЕДЖМЕНТ

Выполнил:

Студент 2 курса гр. М1-10

Селиверстовой Анастасии  Алексеевны

 

Научный руководитель:

Полякова Анна Александровна

 

 

Пермь 2012

 

Содержание

 

 

 

Введение__________________________________________________________ 3

Глава 1. Структуры  управления организацией. Принципы построения ОСУ в организациях____________________________________________________        5

1.1.Определение понятия  структуры управления организацией, ее связи и элементы__________________________________________________________ 5

1.2. Принципы построения  ОСУ_____________________________________ 8

1.3. Методы формирования организационных структур управления________ 9

1.4. Общие подходы к формированию и проектированию ОСУ____________ 15

1.5. Подходы к определению численности персонала____________________ 19

Глава 2. Типы и классификация  организационных структур управления_____ 21

2.1. Типы организационных структур управления________________________ 21

2.2. Классификация структур  управления_______________________________ 24

Глава 3. Современные  тенденции и инструменты построения организационных структур___________________________________________________________32

Заключение________________________________________________________ 39

Список использованной литературы___________________________________ 41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Термин  «организация»  происходит от французского слова organization и в наиболее общем виде означает строение, устройство чего-либо. В менеджменте это понятие обычно используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов разделения труда, разделения обязанностей и на основе определенной структуры.

Понятие «структура»  латинского происхождения и обозначает расположение и связь составных  частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» чаще всего используется для обозначения внутреннего строения организаций, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами организаций, социальных общностей.

Структура –  один из важнейших компонентов системы, которая, в свою очередь, отличается от структуры наличием целевой ориентации и придает системе определенную направленность.

Организационная структура включает две имманентные  составные части – структуру  и организацию. Под структурой при  этом понимается форма упорядоченности  элементов системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему практически независимо от ее элементов и целей, в то время как организация элементов системы внутри и вне ее непосредственно зависит от реализуемых целей и свойств самих элементов. Структура при таком рассмотрении отражает внутреннюю форму организации системы, ее статику. Организация же, хотя и связана с целями системы, не имеет при этом самостоятельного воплощения, проявляясь через определенную структуру. Организационные отношения имеют более существенное значение по сравнению с управленческими, ибо последние действуют только в общественных системах и только при побуждении людей к целесообразному действию.

Организационная структура – понятие динамическое. Ее исторические корни зачастую связаны не только с научно-техническими изменениями в обществе и субъекте управления, но и национально-культурными особенностями общественного развития, менталитетом, организационными отношениями, складывающимися на различных уровнях управленческой иерархии и в конкретной организации. В определенной мере организационная структура не только отражает, но и сама отчасти задает стиль и стереотипы управления и культуру организации. Именно поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной [1].

Целью курсовой работы является: изучение организационной структуры управления, видов организационных структур и их характеристик, рассмотреть этапы проектирования структур, принципы построения, а так же анализ имеющегося теоретического материала и систематизация знаний по вопросу организационной структуры управления.

Для достижения поставленной цели  решались следующие  задачи:

  • Рассмотрение и изучение понятия организационной структуры управления;
  • Охарактеризовать основные виды и типы организационных структур управления;
  • Рассмотреть стадии проектирования, формирования организационных структур управления предприятиями и принципы их построения.

В ходе работы были использованы работы следующих авторов: Ю.Н. Лапыгин, А.П. Гапоненко, А.П. Панкрухина, Е.Н. Кнышова.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Структура управления организацией.

Принципы  построения организационных структур управления в организациях

 

 

    1. Определение понятия структуры управления организацией, ее связи и элементы

 

 

Простой набор  не связанных друг с другом отдельных  работ и людей – это еще не организация. Но с появлением общей цели в деятельности людей, а также взаимосвязанным и закрепленным характером их отношений речь уже идет о возникновении единого организационного процесса.

Итак, для создания организации необходимо соединение определенным образом работы (видов деятельности) и работников (людей) между собой для эффективного взаимодействия между ними.

Данное взаимодействие характеризуется как статикой, что  выражается в структуре организации, так и динамикой, что выражается в процессах, проходящих в организации, делающих ее «живым организмом», способным реагировать на изменения внешней среды [3].

Организация представляет собой сложную систему, содержащую технико-экономическую и социальную составляющие, отражающую индивидуальность и специфику этой организации [9].

При этом среди  основных характеристик организации  ученые выделяют, с одной стороны, статику (неизменность, постоянство) и, с другой – динамику (изменение во времени).

Поскольку одной  из главных задач менеджмента  является проектирование организации как эффективной системы, рассмотрим подробно характеристику организационной структуры управления (ОСУ) как способа организации этой системы. Ведь именно структура управления организацией определяет те рамки движения информации и принятие управленческого решения, в которых протекает управленческий процесс любой организации.

Соответственно  целью любой структуры управления является наиболее оптимальное распределение  задач и функций управления, прав и ответственности за их выполнение между членами организации.

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого [11].

Одна из главных функций организационной структуры – обеспечение координации и контроль над деятельностью подразделений организаций.

 Организационная структура управления может создаваться:

  • в соответствии с функциями организации (производство, финансы, персонал, маркетинг и проч.);
  • в соответствии с особенностями деятельности рынка, номенклатурой и ассортиментом продукции, спецификой рынка и проч.

Основой для  проектирования организационной структуры  управления и исходной базой для реализации управленческих воздействий выступают рационально распределенные и взаимосвязанные во времени и пространстве функции управления.

Именно они  характеризуют разделение и специализацию  труда в сфере управления и  определяют основные стадии реализации управленческих воздействий на отношения людей в процессе производственно-хозяйственной деятельности организации.

При анализе  и характеристике любой структуры  управления организацией выделяют такие  важные понятия, определяющие ее характер, как:

  • элемент структуры;
  • горизонтальные и вертикальные связи;
  • линейные и функциональные и межфункциональные связи.

К элементам структуры относят отдельных работников организации, службы, отделы и другие звенья аппарата управления.

В любой ОСУ  каждый ее элемент имеет определенное место и соответствующие связи, посредством которых в процессе управления возникает взаимодействие элементов (прямые и косвенные связи).

Отношения между  ними определяются и поддерживаются благодаря организационным связям четырех типов:

  • горизонтальные;
  • вертикальные;
  • линейные;
  • функциональные;
  • межфункциональные.

Горизонтальные  и вертикальные связи характеризуют элементы структуры, а линейные, функциональные и межфункциональные – связи в самой структуре.

Горизонтальные  связи – связи, закрепляющие характер согласования элементов; как правило, одноуровневые.

Вертикальные  связи – связи, закрепляющие характер подчинения элементов при иерархичности управления в организации; как правило, многоуровневые (т. е. характеризуют наличие нескольких уровней управления).

Линейные  связи – связи между линейными руководителями, характеризующие движение управленческих решений и информации между ними. Возникают между подразделениями и руководителями разных уровней управления. Обычно данный вид связей появляется там, где один руководитель административно подчинен другому.

Функциональные  связи – связи между основными функциями управления в организации, характеризующие движение информации и управленческих решений между ними. Также данный вид связи характеризует взаимодействие между подразделениями и руководителями, связанными с ведением определенной деятельности на разных уровнях управления при отсутствии между ними административного подчинения.

Межфункциональные связи – связи, возникающие между подразделениями одного и того же уровня.

В рамках любой  структуры управления организован весь управленческий процесс, в котором назначены участники и распределены задачи и функции между ними, а также их права и ответственность.

Если рассматривать структуру управления с этих позиций, ее можно также определить как «форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента» [6].

В этом случае видно, что организационная структура  управления является механизмом реализации всех структурных связей ее системы управления и функционирования. Таким образом, она имеет огромное влияние на такие ключевые понятия менеджмента, как цели, функции, механизм функционирования, процесс управления и принятия решений, организация работы персонала, требования к их полномочиям и проч.

Поэтому управленческий персонал всех уровней ( и масштабов  деятельности) любой организации  уделяет большое внимание вопросам выбора и формирования наиболее рациональных структур посредством решения следующих  аспектов данной проблемы:

  • анализ принципов и методов формирования структуры;
  • выбор типа и комбинации возможных видов структуры;
  • исследование тенденций в построении структур и оценка их соответствия решаемым целям и задачам.

 

 

1.2. Принципы построения организационных структур управления

 

 

В менеджменте  выделяют различные принципы формирования организационных структур управления, из которых наиболее общие и значимые следующие [3].

  1. Организационная структура управления должна отражать цели и задачи организации, т. е. быть подчиненной основным стратегическим направлениям ее деятельности (например, производство или научные исследования и т.д.).
  2. Организационная структура управления должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления – принцип рационального делегирования полномочий.
  3. Организационная структура управления должна координировать соответствие между функциями и полномочиями своих сотрудников, с одной стороны, квалификацией и уровнем культуры – с другой.
  4. Организационная структура управления должна быть ориентирована на возможность меняться вместе с изменениями, происходящими в стратегических направлениях деятельности организации.
  5. Организационная структура управления должна соответствовать социально-культурной среде и условиям, в которых ей предстоит функционировать.

Информация о работе Организационные структуры управления