Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:01, курсовая работа
Термин «организация» происходит от французского слова organization и в наиболее общем виде означает строение, устройство чего-либо. В менеджменте это понятие обычно используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов разделения труда, разделения обязанностей и на основе определенной структуры.
Введение__________________________________________________________ 3
Глава 1. Структуры управления организацией. Принципы построения ОСУ в организациях____________________________________________________ 5
1.1.Определение понятия структуры управления организацией, ее связи и элементы__________________________________________________________ 5
1.2. Принципы построения ОСУ_____________________________________ 8
1.3. Методы формирования организационных структур управления________ 9
1.4. Общие подходы к формированию и проектированию ОСУ____________ 15
1.5. Подходы к определению численности персонала____________________ 19
Глава 2. Типы и классификация организационных структур управления_____ 21
2.1. Типы организационных структур управления________________________ 21
2.2. Классификация структур управления_______________________________ 24
Глава 3. Современные тенденции и инструменты построения организационных структур___________________________________________________________32
Заключение________________________________________________________ 39
Список использованной литературы_______
Определение состава
функций входящих в ОСУ функциональных
подсистем организации
Ряд функций управления в любом отделе может быть передан другими подразделениями, не входящими структурно в службу управления данного отдела, но с учетом того, что эти функции никем в организации не выполняются (для исключения дублирования).
Отдельные функции могут выполнять подразделения технического обслуживания. Поскольку значения многих функциональных подразделений организации в условиях рыночной экономики существенно изменяется, усложняются и структурные взаимосвязи между ними.
При усилении роли и стратегической функции в области организации управления изменяются роль, место и структура многих функциональных служб предприятия.
Обычно система сопротивляется изменениям, в особенности тем, которые касаются способа ее организации. Организация должна предусматривать построение такой структуры, которая могла бы обеспечить ей способность и желание модифицировать себя, когда это необходимо, и тем самым приблизиться к своим целям.
Важным этапом в процессе построения ОСУ является формирование связей между ее подсистемами.
При этом четко должны формулироваться вид связи, ее содержание, периодичность, материальные носители.
Можно выделить четыре вида структурной связи:
Определение прав и ответственности в процессе реализации целей тесно связаны с предыдущим этапом, детерминирующим процесс установления отношений ответственности между субъектами управленческих отношений. Отношения ответственности между ними реально существуют, если субъекты обладают способностью к обоюдному воздействию на особые интересы друг друга. При разработке стратегии управления основная задача состоит в том, чтобы определить четкий баланс соотношения прав, обязанностей и ответственности как для руководителя любого уровня, так и для каждого специалиста, который наделяется в процессе выполнения функций определенной ответственностью за достижение результатов.
При этом, как
показывает мировая практика управления,
следует шире использовать принцип
рационального делегирования
В общем случае
для реализации данного принципа
необходимо всю процедуру решения
какой-либо задачи разбить на несколько
частей таким образом, чтобы результат
каждого частного решения являлся
промежуточным результатом
1.5. Подходы к определению численности персонала
Количественный состав функциональных служб управления определяется организационно-штатными структурами.
При расчете
необходимой численности
Расчет численности руководителей, специалистов и других служащих организации, в том числе и отдельных функциональных служб, осуществляется с помощью различных методов. Среди них:
Первый метод основан на многофакторном анализе функционального разделения труда.
Экономико-математические методы основаны на разработке моделей, которые определяются действием реального механизма явлений и тем самым обеспечивают адекватное отражение содержательного процесса.
Экспертный метод позволяет получить представление о потребности в специалистах на основе учета мнений группы экспертов и используется как составная часть других методов.
Метод прямого расчета предполагает определение численности специалистов и служащих исходя из расчета необходимых затрат труда на реализацию периодических функций управления и расчета затрат по устранению возможных отклонений.
Определение трудоемкости является одним из наиболее распространенных и доступных методов расчета численности работников функциональных служб и определяется через затраты времени на выполнение необходимых управленческих работ.
Зная нормативную (либо расчетную) трудоемкость работ, выполняемых в течение года, например, в отделе кадров, можно рассчитать численность отдела.
Необходимо отметить, что все существующие методы расчета численности работников носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы согласно конкретным целям и задачам организации [3].
Глава
2. Типы и классификация
2.1. Типы организационных структур управления
Поиск оптимальной
организационной структуры
Кроме того, надо
помнить и о том, что все
типовые структуры
В основе типологии организационных структур лежат способы осуществления власти, взаимодействия организации с внешней средой или подразделений организации между собой, а также размеры организаций и стратегии их развития.
Модель состава вариантов организационной структуры, предложенная Дж.К. Лафтой, с небольшими изменениями изображена на рис. 1 [7].
Рис. 1. Основные характеристики организационной структуры
По способу взаимодействия организации с внешней средой можно выделить механический и органический типы. Механический подход к проектированию организаций характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узкоопределенной ответственностью и жесткой иерархией власти. Чаще всего в таких организациях используются традиционные организационные структуры: линейная, функциональная, линейно-функциональная и дивизиональная структуры управления.
Органический
подход к формированию организации
характеризуется умеренным
Специфика взаимодействия
организации и индивидуума
Корпорация
как социальный тип организации
представляет собой группу людей, объединенных
единой целью, с максимальной централизацией
и авторитарностью руководства,
защищающими корпоративные
В индивидуалистской организации в отличие от корпорации объединение людей носит добровольный характер, а интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека. В таких организациях человек отвечает сам за человека.
Типология, основанная на реализации двух типов связей между подразделениями, включает линейные и функциональные структуры.
В основе другой
типологии организационных
Сетевая структура является собой декомпозицию элементов, представленных во времени в виде ориентированного графа, в котором можно выделить такие элементы, как вершина, ребро, путь, критический путь.
Иерархическая структура представляет собой декомпозицию системы в пространстве, устанавливая уровневые связи (отношения) между элементами (подсистемами) в целом образовании. Элементы или компоненты системы представляются в виде вершин или узлов, а связи между элементами – в виде дуги или соединения узлов. Иерархические структуры принято называть древовидными структурами, типа «дерево».
Многоуровневые
иерархические структуры
Матричные структуры представляют собой взаимоотношения между уровнями иерархической структуры и могут быть описаны в виде древовидной иерархической структуры связей, двухмерной матрицы со «слабыми» и «сильными» связями и многомерной матрицы.
Смешанные иерархические
структуры представляют собой сочетание
структур с вертикальными и горизонтальн
Классификация организационных структур позволяет выделить линейные, линейно-штабные, функциональные, линейно-функциональные, матричные структуры [4].
Линейные структуры строятся по принципу «руководство – подчинение» на основе отдачи приказов, распоряжений и указаний. Подобная структура иерархична, имеет высокий уровень централизации и используется в управлении малыми группами людей в небольших организациях (рис. 3). Пример – структура индивидуального частного предприятия.
Рис. 3. Линейная структура:
- условное изображение
Преимущества линейной структуры: единство и четкость распорядительства; согласованность действий исполнителей; четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным; быстрота реакции на указания; личная ответственность руководителя за конечные результаты.
Линейные структуры подразделяют на плоские и многоуровневые.
Линейно-штабная структура отличается от линейной наличием в структуре «штаба» - органа по анализу возникающих ситуаций, постановке проблем, выработке решений. Пример – отдел экономического анализа или коллегия при директоре, или просто функциональный отдел – отдел кадров (рис. 4).
Преимущества линейно-штабной структуры:
Недостатки линейно-штабной структуры:
Рис. 4. Линейно-штабная структура
В средних по
размерам организациях при линейных
руководителях создаются