Организационные структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Термин «организация» происходит от французского слова organization и в наиболее общем виде означает строение, устройство чего-либо. В менеджменте это понятие обычно используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов разделения труда, разделения обязанностей и на основе определенной структуры.

Оглавление

Введение__________________________________________________________ 3
Глава 1. Структуры управления организацией. Принципы построения ОСУ в организациях____________________________________________________ 5
1.1.Определение понятия структуры управления организацией, ее связи и элементы__________________________________________________________ 5
1.2. Принципы построения ОСУ_____________________________________ 8
1.3. Методы формирования организационных структур управления________ 9
1.4. Общие подходы к формированию и проектированию ОСУ____________ 15
1.5. Подходы к определению численности персонала____________________ 19
Глава 2. Типы и классификация организационных структур управления_____ 21
2.1. Типы организационных структур управления________________________ 21
2.2. Классификация структур управления_______________________________ 24
Глава 3. Современные тенденции и инструменты построения организационных структур___________________________________________________________32
Заключение________________________________________________________ 39
Список использованной литературы_______

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

На формирование сетевых форм организации хозяйственных  систем оказывает влияние глобализация. Она приводит к тому, что многие сети носят глобальный характер. Более  того, многие хозяйственные системы  обязаны стать глобальными сетями, в противном случае они теряют свою эффективность и конкурентоспособность. Формирование глобальных сетей происходит во многих сферах – и в торговле, и в дистрибьюции глобальных брендов, и в финансовой сфере, и в производственных цепочках автомобильных компаний.

Зачатки реализации сетевых форм организации можно проследить в структурах холдингового типа, в ассоциациях делового сотрудничества, в современных торговых сетях. В сетевых организациях отношения прямого сотрудничества начинают превалировать над иерархическими и бюрократическими отношениями.

 

 

3.2. Современные  инструменты построения организационных структур

 

 

Развитию сетевых  форм организации хозяйственных  систем способствует снижение цен на передачу информации, а также возникновение  новых технологий ее передачи и переработки. Сетевые  формы организации экономики являются порождением информационной эпохи. Они характеризуются одновременной трансформацией экономики, труда, занятости, корпоративной культуры, политики и государственных институтов.

В последние  годы происходит постепенный переход от иерархических систем управления к системам, базирующимся на прямых горизонтальных связях и сетевых формах организации хозяйственной деятельности. Происходит  децентрализация  производственных и сбытовых функций, создаются автономные группы (команды), способствующие повышению творческой и производственной отдачи персонала.

Сетевые организации  широко используют контрактизацию –  передачу вспомогательных функций  сторонним организациям. Современные  субконтракторы обеспечивают необходимую  гибкость и повышают эффективность и инновационность. При этом взаимоотношения между клиентом и поставщиком трансформируются от преимущественно двухсторонних к сетевым взаимодействиям множества поставщиков и множества клиентов. Сетевые формы организации экономики хозяйственных систем разнообразны – информационные, логистические, торговые, интеллектуальные, банковские, муниципальные и прочие сети.

Сетевая форма  организации приводит, как правило, к повышению эффективности деятельности каждого элемента сети. Это проявляется, в частности, в интеллектуальных сетях, позволяющих реализовать «рычаг» знаний и опыта, осуществить трансфертехнологий; в корпоративных сетях, позволяющих сочетать гибкость каждого элемента сети с экономией на масштабе.

Среди сетевых  форм организации экономики хозяйствующих субъектов выделяются интеллектуальные сети, основные связи в которых существуют по поводу распространения и обмена информацией и знаниями. Они могут быть различными: внутрикорпоративные; сети средних компаний; сети глобальных транснациональных корпораций; информационные сети территориальных кластеров; общенациональные информационные сети различных функциональных направлений; международные сети.

Сетевые отношения  в экономике прошли достаточно длительный путь развития. Одним из древнейших видов сетей являются дороги, транспортные средства, а также совокупность отношений, возникающих на этой основе между субъектами хозяйствования. Расширение транспортной системы привело к возникновению в средние века глобальных рынков и широкому развитию рыночных отношений. Следующий заметный этап в развитии сетевых форм организации экономики хозяйствующих субъектов связан с появлением радио, телеграфа, телефона и других средств обмена информацией, которые создали условия для формирования крупных корпораций и транснациональной индустриальной экономики.

Конец ХХ в. знаменовался очередным этапом развития сетевых форм организации экономики хозяйствующих субъектов. Этот этап связан с формированием всемирной электронной сети, в которой любая компания или индивид экономической системы могут контактировать по поводу совместной работы, торговли или обмена идеями, используя электронную почту, Интернет и интранет.

На предприятиях, организованных по сетевому принципу, действуют новые факторы успеха, иногда столь не похожие на традиционные. Для новых предприятий важно не столько владеть традиционными ресурсами, сколько иметь свободный и эффективный доступ к новым ресурсам – идеям и информации. Для них важно, прежде всего, участие персонала в выработке решений и гибкий контроль. Существенным становится не концентрация и централизация непосредственно производства, а организация эффективного сетевого взаимодействия между всеми участниками производственного процесса. Нередко построение интеллектуальных сетей направлено на перенос индивидуального знания во внутрикорпоративные системы с закреплением его там с целью широкого использования другими сотрудниками.

Еще один подход к построению высокоэффективных  сетей заключается в организации  постоянной обратной связи потребителей с производителями товаров и услуг. В успешно действующих предприятиях осуществляются систематические опросы потребителей, формируются базы данных о потребителях и их предпочтениях.

В последнее  время многие крупные корпорации стали прибегать к такому приему, как создание альянсов с конкурентами для совместного проведения Научно-исследовательских и Опытно-конструкторских работ (НИОКР). Дело в том, что конкурентные преимущества часто кроются в знаниях, полученных не столько в процессе НИОКР, сколько в информации более тонкого свойства: о конкуренте, о способах организации его бизнеса, о неявных знаниях персонала.

Сетевой характер экономики современных хозяйственных  систем предъявляет новые требования к компаниям, к формированию их структур управления. Происходит это потому, что изменяются принципиальные основы деятельности компаний – на смену базирующимся на рациональной организации компаниям приходят сетевые компании, базирующиеся на знаниях и информации.

Изменяются  не только сами компании, став организациями без границ, компаниями-сетями, но и традиционные связи и взаимоотношения между ними, что влечет за собой возникновение глобальных сетей. Расширяются границы компаний – они менее замкнутыми, менее иерархическими и бюрократическими. Таким образом, происходит переход к новой модели управления, в основе которой лежат интеграционные процессы в компаниях, их объединение с помощью глобальных информационных систем в стратегические альянсы и другие союзы разных типов.

Отказ от иерархии, от обособления функциональных и штабных звеньев сопровождается сокращением числа иерархических уровней. При этом происходит децентрализация ряда функций управления, прежде всего производственных и сбытовых. С этой целью в рамках компаний создаются полуавтономные или автономные отделения, стратегические бизнес-единицы, полностью отвечающие за прибыли и убытки.

В сетевых компаниях  повышается статус информационных и  кадровых средств интеграции по сравнению  с технократической и структурной  интеграцией. В этих компаниях создаются  автономные группы (команды), постоянно повышается творческая и производственная отдача персонала.

 

 

 

 

 

3.3. Преимущества  и недостатки современных организационных  структур

 

 

Преимущество  сетевых компаний значительны: адаптивность к изменяющимся условиям, быстрая реакция на изменение конъюнктуры; существенное сокращение издержек, рациональная структура и повышение доходов; привлечение к совместной деятельности в рамках сети лучших партнеров и грамотных исполнителей. Сети исключают дублирование использования рабочей силы и мощностей на разных участках. Тем самым удается избегать высоких совокупных затрат на производство конечной продукции.

Слабые места  сетевой компании и сетевой структуры  управления следующие: при формировании сетевых компаний предпочтение отдается специализации, тогда как современные тенденции развития компаний, наоборот, говорят о необходимости ориентации на многоплановую квалификацию общего профиля; в сетевых структурах возникает чрезмерная зависимость от кадрового состава, возрастают риски, связанные с текучестью кадров; существует опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности участников компании, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, неопределенности в планировании для членов сети; принципы сетевых построений тормозят развертывание предпринимательства; каждый участник сети вносит лишь небольшой вклад в функционирование всей сетевой модели, поэтому создание организационных сетей ведет к усилению их взаимозависимости [8].

Современной организационной  структурой управления является сеть. Главная особенность сетевой формы организации экономики в любом обществе – это наличие прямых длительных связей между всеми участниками совместной деятельности. В новых предприятиях, организованных по сетевому принципу, действуют новые факторы успеха иногда столь не похожие на традиционные факторы. Для этих новых предприятий важно не столько владеть традиционными ресурсами, сколько иметь свободный и эффективный доступ к новым ресурсам – идеям и информации. На формирование сетевых форм организации хозяйственных систем оказывает влияние глобализация. В сетевых компаниях повышается статус информационных и кадровых средств интеграции по сравнению с технократической и структурной интеграцией. В этих компаниях создаются автономные группы, постоянно повышается творческая и производственная отдача персонала. Сетевые формы организации очень актуальны в современном обществе.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Даная тема остается актуальной в наше время, т.к. организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий.

Организационная структура представляет собой внутренне  строение организации, совокупность элементов системы и взаимосвязей между ними, логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей. Особенности конкретных структур определяются окружающей средой, выбранным уровнем централизации, вариантом разделения труда и управления, а выбор той или иной структуры – задачами и условиями функционирования и развития организации.

Построение  организационной структуры управления, адекватной объективным условиям, - это творческая задача, которая отнюдь не сводится к использованию типовых структур (или систем) управления, оправдавших себя в некоторых достаточно ограниченных условиях хозяйственной деятельности. Это не означает отрицания возможности и необходимости классификации структур управления как предмета исследования и проектирования, но требует системного подхода учеными всего мира. Таким образом, большинство современных организационных структур управления строится на базе линейной структуры со следующими модификациями: делегирование полномочий нижестоящим уровням управления; введение горизонтальных управляющих связей, административных обязательных; экономических; рекомендательных; допуск структурных подразделений на внешний рынок.

Наиболее адекватными  современному состоянию общества выступают рыночно-ориентированные структуры, и особенно те их них, которые предполагают информационную открытость, готовность к сотрудничеству и базируются на сетевом принципе их построения.

Сетевые формы  организации хозяйственных систем, базирующиеся на современных коммуникациях и информационных технологиях, позволяют осуществлять быстрое инкорпорирование знаний и использование их в наиболее доходных сегментах рынка, в результате чего они начинают вытеснять традиционные формы экономических отношений в обществе. Уже сейчас сетевые формы организации экономики свойственны почти всем уровням хозяйственных систем и их влияние усиливается. Однако складывающаяся система сетевых отношений хозяйствующих субъектов пока не в полной мере учитывает интересы и ожидания общества и государства.

Современные проблемы построения, выбора и эффективности  использования организационных  структур и форм управления в России группируются в соответствии с основными  стратегическими направлениями  развития: региональной, промышленной и научно-технической, экономической и социальной политикой.

Оптимальной структуры  управления для всех компаний и на все случаи жизни не существует. Оптимальная структура конкретной компании в конкретных рыночных условиях зависит как от специфики компании, так и от специфики рынка, а также от тактических и стратегических целей, которые ставит перед собой компания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

 

[1] А.Л. Гапоненко,  А.П. Панкрухин. Теория управления: Учебник. Изд. 3-е, доп. И перераб. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 560 с. (Учебник Российской академии государственной службы при Президенте РФ).

[2] А.Е. Карлик, М.Л. Шухгальтер. Экономика предприятия: Учебник. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.

[3] Е.Н. Кнышова.  Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 304 с. (Профессиональное образование).

[4] Ю.Н. Лапыгин. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 329 с. (Высшее образование).

[5] Б.З. Мильнер.  Теория организации: Учебник. – М.: Нифра-М, 2008. – 864 с.

[6] А.Г. Поршнева, З.П. Румянцева, Н.Л. Соломатин. Управление организацией: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, Издательский дом, 2007. – 736 с.

[7] Н.Н. Федотова. Организационные системы управления  предприятием: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, 2003. – 256с.

Информация о работе Организационные структуры управления