Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:39, контрольная работа
Организационную структуру менеджмента можно определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей организации.
Исходными данными и обязательными условиями при формировании организационной структуры управления служат:
1)цели и задачи организации;
2)производственные и управленческие функции организации;
1. Организационная структура управления: понятие, элементы
2. Общая характеристика организационных структур
3. Классификация организационных структур управления и их особенности
4. Проектирование организационных структур
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
1. Организационная структура управления: понятие, элементы
2. Общая характеристика организационных структур
3. Классификация организационных структур управления и их особенности
4. Проектирование организационных структур
1. Организационная структура управления: понятие, элементы
Организационную структуру менеджмента можно определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей организации.
Исходными данными и обязательными условиями при формировании организационной структуры управления служат:
1)цели и задачи организации;
2)производственные и управленческие функции организации;
3)факторы внутренней среды (внутренние переменные);
4)факторы внешней среды.
Основными элементами
организационной структуры пред
В процессе хозяйственной
деятельности организационные структуры
предприятия объединяют его человеческие
и материальные ресурсы. При этом
структуры имеют общее
В силу этого каждая управленческая
структура индивидуальна и
С организационной структурой предприятия связаны понятия «разделение работ» (по функциональным признакам и уровням управления), соотношение ответственности и полномочий, делегирование полномочий, централизация и децентрализация управления, ответственность и контроль, нормы управляемости и другие.
В общем случае содержание
организационной структуры
Общая характеристика организационных структур.
Отдельные виды организационных структур имеют общие характеристики, определяющие их назначение и отличительные свойства (признаки) по отношению к другим элементам, связанным с организацией эффективного управления предприятием.
Общие характеристики
организационной структуры могу
1.Структура организации обеспечивает координацию всех функций менеджмента при осуществлении любой хозяйственной деятельности.
2.Структура организации определяет права и обязанности на все управленческих уровнях посредством определения круга полномочий и установления ответственности руководителей всех рангов.
3.Структура, принятая в конкретной организации, определяет поведение ее сотрудников.
4.Организационная структура определяет эффективность деятельности предприятия, его выживание и процветание, определяемые как его успех.
Приведенные характеристики отражают назначение и способность организационных структур влиять па достижение ожидаемых результатов предприятия, определяемых его целями. Кроме существуют внутренние свойства структуры, которые определяют условия рационального использования конкретных видов структур с учетом различных ситуационных факторов, имеющих место в конкретной организации.
Организационные структуры имеют большое разнообразие видов и форм.
Выделяют два основных подхода к классификации структур.
Первый подход предусматривает разделение организационных структур на формальные и неформальные структуры.
Формальная структура - это структура, выбранная и установленная менеджерами высшего уровня путем соответствующих организационных мероприятий, приказов, распределения полномочий, правовых норм и т.д.
Формальная структура определяется (проектируется) в процессе организации хозяйственной деятельности предприятия с учетом организации и координации конкретных работ по решению производственных и социальных задач, направленных на достижение его целей.
Неформальная структура возникает на основе взаимоотношений членов коллектива, единства или противоречия их взглядов, интересов, личных целей и целей предприятия, подразделения и т.д. Неформальная структура отражает межличностные отношения в рамках формальной структуры.
Второй подход связан с разделением организационных структур па механистические и органические структуры. В основе такого деления лежит соотношение внутренних компонентов организационной структуры, определяющее сущность ее построения.
Основными внутренними компонентами (свойствами) организационных структур являются:
1.Сложность структуры, означающая степень дифференциации видов управленческой деятельности, в том числе функций управления (разделение по горизонтали и вертикали). Чем выше степень дифференциации, тем сложнее структура.
2.Формализация структуры определяется степенью унификации (однотипности) управленческих правил и процедур. Чем больше установленных правил и процедур, тем сложнее структура.
3.Степень централизации (децентрализации) управления предприятием зависит от того, на каких уровнях менеджмента принимаются конкретные решения. Чем больше ответственных решений принимается на подчиненных уровнях управленческой иерархии, тем более децентрализована структура управления и, наоборот, чем меньше решений принимается на нижних уровнях управления, тем более централизована структура.
2. Общая характеристика организационных структур
Механистические (бюрократические) структуры
Механистическая структура отражает жесткую иерархию управления, называемую также пирамидой управления. Долгое время эта модель была и остается господствующей в менеджменте. В большей или в меньшей степени она объединяет в себе разнообразные линейные и линейно-штабные формы организационных структур. Основными видами механистических структур организации являются: функциональные, дивизиональные структуры и их сочетание.
Данные структуры называют бюрократическими структурами. Слово «бюрократия» всегда вызывает у современного человека негативное восприятие. Концепция рациональной бюрократии сформулирована Максом Вебером. Теория Вебера не содержала описаний конкретных организаций. Он обозначил бюрократию как некоторую норма-модель, представляющую идеал, к которому должны стремиться организации.
Характеристики рациональной бюрократии:
1. Четкое разделение труда, что приводит к формированию высококвалифицированных специалистов в каждой должности.
2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
3. Наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.
4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности.
5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями, а также защищенность служащих от произвольных увольнений.
Бюрократическая организационная
структура характеризуется
Вебер называл такую структуру рациональной, так как предполагается, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер. Разработчик теории полагал, что личные приязни и неприязни собственников организации и ее сотрудников не должны входить в противоречие с целями организации. Бюрократию часто называют также классической или традиционной организационной структурой. Большинство современных организаций представляют варианты бюрократии. Причина широкого использования этой структуры связана с тем, что характеристики бюрократии достаточно хорошо подходят для большинства промышленных предприятий, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Концепция социального равенства, заложенная в рациональной бюрократии, хорошо совпадает с системами ценностей как демократических, так и социалистических, и бывших коммунистических стран. Анализ бюрократических структур, проведенный Максом Вебером, продолжает оставаться уникальным и наиболее значительным описанием сущности современных организаций. Дальнейшее развитие бюрократических структур связано с их недостатками и изменением условий деятельности современных предприятий.
Недостатки рациональной бюрократии:
1.Преувеличение значимости стандартизированных правил, процедур и норм для обеспечения выполнения сотрудниками своих задач, а также для взаимодействия с клиентами и общественностью.
2.Организация бюрократического типа утрачивает гибкость в условиях изменения факторов внешней среды, так как все возникающие проблемы при ее развитии решаются по прецеденту, исходя из существующих правил, процедур и норм, что приводит к сокращению новых возможных альтернатив развития.
3.Замечания по неадекватности обслуживания в организации, имеющей бюрократическую структуру, парируются ссылками на инструкции. Бюрократ всегда защищен своей организацией и не может быть наказан за непринятие решений, адекватных новым условиям ее функционирования.
4.Отсутствие способности спонтанно (по-новому) реагировать изменения окружающих условий, когда это крайне необходимо для эффективной деятельности организации.
5.Утрата способности порождать и вводить новые элементы (технологии) в деятельность организации.
Функциональная организационная структура
Функциональную
Преимущества
функциональной организационной структуры обус
Недостатки функциональной организационной структуры: функциональные отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач самих подразделений, чем общих целей организации. Увеличивается возможность конфликтов между функциональными областями. Цепь команд в сложной организации (от руководителя до непосредственного исполнителя) становится слишком длинной, что делает управление в такой цепи неоперативным.
Дивизиональные организационные структуры
Уже в начале прошлого века наиболее проницательные руководители корпораций встали перед проблемами, когда традиционная функциональная организационная структура перестала отвечать их потребностям. В условиях роста организации проведение политики сохранения функциональной структуры приводило к проблеме роста подразделений в конкретных функциональных областях при сокращении размеров иерархии в приемлемых масштабах.
Кроме того, многие корпорации распространили свою деятельность на обширные географические регионы. Появились организации, которые начали производство и поставки товаров для нескольких различных групп покупателей. В этих условиях одному руководителю какой-либо функциональной области стало не под силу удерживать под контролем такую деятельность в организации. Чтобы справиться с новыми проблемами, обусловленными размерами предприятия (корпорации), диверсификацией его деятельности, технологиями и изменениями условий внешней среды, были разработаны дивизиональные структуры.