Организационные структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие организационной структуры………………………………………..4
2. Типы, виды организационных структур и принципы их построения……...6
2.1. Типы организационных структур…………………………………………………………………………...6
2.2. Виды организационных структур…………………………………………………………………………...9
2.3. Критерии и принципы классификации типов и видов……………………17
3. Современные тенденции и инструменты построения………………………………………………………………………..19
3.1. Департамизация……………………………………………………………..19
3.2 Оптимизация сложности организационной структуры…………………...21
Заключение……………………………………………………………………….23
Литература……………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

теория управления3.docx

— 46.13 Кб (Скачать)

 

 

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

Факультет: Заочного обучения

Кафедра Управления и маркетинга

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Теория управления»

 

Тема:   «Организационные структуры управления»

 

 

 

 

 

Специальность: ГМУ

 

Выполнил студент : Гк-532

                                          

Кузнецов  Александр Владимирович

 

Научный руководитель:

Доцент , Кандидат социологических наук

         

Кондратьев  Алексей Евгеньевич

                                    

 

 

г. Нижний Новгород

                                                 

2011г

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие  организационной структуры………………………………………..4

2. Типы, виды организационных структур и принципы их построения……...6

2.1. Типы организационных структур…………………………………………………………………………...6

2.2. Виды организационных структур…………………………………………………………………………...9

2.3. Критерии и принципы классификации типов и видов……………………17

3. Современные тенденции и инструменты построения………………………………………………………………………..19

3.1. Департамизация……………………………………………………………..19

3.2 Оптимизация сложности организационной  структуры…………………...21

Заключение……………………………………………………………………….23

Литература……………………………………………………………………….25

 

ВВЕДЕНИЕ

Организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает  весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют  менеджеры всех уровней, категорий  и профессиональной специализации. 
Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Таким образом, под организационной  структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности  и обеспечивающих взаимосвязь между  управляющей и управляемой системами.

В данной работе мы рассмотрим  понятие  организационной структуры,

типы, виды, принципы их построения.

А также разберём современные тенденции  и инструменты построения организационных  структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие организационной структуры

 

Термин «организация» происходит от французского слова organisation и в  наиболее общем виде означает строение, устройство чего-либо. В менеджменте  это понятие обычно используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов  разделения труда, разделения обязанностей и на основе определенной структуры.

Понятие «структура» латинского происхождения  и обозначает расположение и связь  составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» чаще всего  используется для обозначения внутреннего  строения организаций, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами  организаций, социальных общностей.

Структура - один из важнейших компонентов  системы, которая в свою очередь, отличается от структуры наличием целевой  ориентации и придает системе  определенную направленность.

Например, аппарат любого выборного  органа власти с точки зрения строгой  теории представляет собой именно структуру, поскольку призван обеспечивать функционирование власти вне жесткой  зависимости от ее политической ориентации. На практике часто аппарат формируется  непосредственно под влиянием победивших на выборах политических сил, начинает представлять собой вполне определенным образом ориентированную систему  с заданными извне политическими  установками. С другой стороны, аппарат, научившийся при частых сменах власти выживать самостоятельно и имеющий  установку на самодостаточность, часто  начинает весьма успешно «подстраивать  под себя» политиков и тем  самым заявляет о себе как о  сложившейся системе.

Организационная структура включает две составные части - структуру  и организацию.

Под структурой при этом понимается форма упорядоченности элементов  системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему практически независимо от ее элементов и целей, в то время как организация элементов системы внутри и вне ее непосредственно зависит от реализуемых целей и свойств самих элементов.

Структура при таком рассмотрении отражает внутреннюю форму организации  системы, ее статику.

Организация, хотя и связана с  целями системы, не имеет при этом самостоятельного воплощения и проявляется  через определенную структуру. Организационные  отношения имеют более существенное значение по сравнению с управленческими, ибо последние действуют только в общественных системах и только при побуждении людей к целесообразному  действию.

Организационная структура в системе  управления имеет фундаментальное  значение, это остов, хребет организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень  технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, его  философию и стратегию.

Организационная структура - понятие  динамическое. Ее исторические корни  зачастую связаны не только с научно-техническими изменениями в обществе и субъекте управления, но и национально-культурными  особенностями общественного развития, менталитетом, организационными отношениями, складывающимися на различных уровнях  управленческой иерархии и в конкретной организации. В определенной мере организационная  структура не только отражает, но и  сама отчасти задает стиль и стереотипы управления, и культуру организации.

 

2. Типы, виды организационных структур и принципы их построения

 

2.1. Типы организационных структур

 

В современных российских условиях в процессе реформирования общества и социальных институтов реализуются  два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (рыночный). Применение такой типизации организационных структур позволяет достаточно четко определить, какие из них и в какой мере обеспечивают социальный, экономический, политический и технический прогресс. Это связано с тем, что организационные структуры и основанные на них системы органов управления должны соответствовать не только производительным силам, но и специфике и тенденциям социально-экономического развития в целом.

 

Экстенсивный тип организационных  структур

 

Несмотря на свою консервативность является довольно распространенным, и нет оснований считать, что он сам по себе неизбежно регрессивен, хотя и несет на себе печать регресса. В нем присутствуют черты, которые можно квалифицировать одновременно и как инерционность, и как устойчивость действующей системы, позволяющую удержать действующие структуры власти и управления от развала, а самой управляющей системе существовать достаточно долго, даже если она не отвечает вызовам времени.

Для функционирования экстенсивных организационных  структур управления не только отдельной  организацией, но и обществом в  целом, его экономической и социальной жизнью характерны следующие проявления в управленческой деятельности:

командно-бюрократический централизм как в товарном, отраслевом (ведомственном), так и территориальном (филиальном, региональном) управлении;

недостаточная гибкость и восприимчивость к изменениям, вызванным научно-техническим и социальным прогрессом;

затратный принцип мотивации экономического и социального развития, при котором поощрялись не конечные результаты - готовый продукт, объект, прибыль, - а освоенные суммы затрат (в современном варианте экстенсивного управления этот принцип отходит на второй план или модернизируется);

административно-правовые (командно-директивные) методы управления превалируют над экономическими и коллегиальными, что способствует развитию бюрократизма и формализма в управлении;

слабая адаптация организационных структур к меняющимся условиям производства, управления, новым организационным отношениям;

отсутствует механизм замены морально стареющих или уже устаревших организационных структур управления как на производстве, так и в государственных органах.

 

Интенсивный  тип организационных  структур

 

Особенности функционирования организационных  структур управления интенсивного, рыночного  типа заключаются в следующем:

В условиях рынка значительно повышается коллективная ответственность за успех  дела, а в этой связи растет роль социальных факторов общественного  развития, что, в свою очередь, требует  сбалансированности всех элементов  организационной структуры в  отношениях как с внутренней, так  и с внешней средой организации. На первый план выходят конкретные целевые группы потребителей результатов  труда организации, приходится выстраивать  и развивать не взаимоотношения  с вышестоящим руководством, его  может и не быть, а долгосрочные партнерские отношения как с  потребителями, так и с другими  участниками рыночных отношений - поставщиками, посредниками и даже конкурентами, с окружающим социумом. Смена приоритетов меняет все связи между элементами структуры, акцентирует внимание руководителей всех уровней управления не на командных функциях, а на социально-экономических целях развития системы и на обеспечении ее авторитета в рыночной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Виды организационных структур

 

Все организационные структуры  различаются между собой формализацией (т.е. степенью использования заранее  установленных правил и процедур), сложностью (т.е. степенью разделения деятельности на различные функции), соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются  управленческие решения).

Более конкретно организационные  структуры различаются в зависимости  от того, какой вариант разделения труда, полномочий, ответственности  и контроля при этом используется. В истории становления и развития менеджмента анализ разнообразных  организационных структур классически  осуществлялся на примерах различных  коммерческих, производственных фирм и лишь в дальнейшем распространился  на государственные учреждения.

 

Линейная структура

 

Данная структура построена  только из взаимоподчиненных органов  в виде иерархической лестницы. Каждый работник подчинен и подотчетен только одному руководителю и связан с вышестоящей  системой только через него. Разделение системы управления на составные  части происходит по производственному  признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и  т.д.

Линейная структура:

- наиболее стройная, формально  определенная,

- использует четкую систему  взаимных связей,

- в ней ясно выражена ответственность,

- она гарантирует быстроту реакции  на прямой приказ.

- она наименее гибкая и наименее  рыночная.

Полнота власти на любом уровне не позволяет эффективно решать функциональные проблемы. Здесь отсутствуют звенья по планированию и подготовке решений, налицо тенденции к волоките по вопросам, решаемым между подразделениями, а менеджеры верхних уровней перегружены, ибо выступают как «незаменимые».

Если линейная структура сочетает иерархический принцип с расширением  числа звеньев «снизу вверх», то она называется пирамидальной. В такой структуре с новым качеством воплощается принцип единоначалия, где он обогащается градациями ценностей и компетентности. Такое единоначалие важно на поле боя (армия), часто помогает при необходимости оперативно принять ряд радикальных решений, при решении задач становления, формирования крупных организаций. Пирамидальная структура признает только формальные отношения и является традиционной бюрократической структурой. Она наиболее устойчива и статична.

 

Функциональная структура

 

Уже в рамках пирамидальной структуры  организация находит возможности  разнообразить свое строение. Первый признак, по которому могут формироваться  различные организационные структуры, - разделение рабочих функций, специализация  труда по функциональным линиям. Относительная  равноправность этих линий дала возможность  характеризовать такие структуры, как горизонтально-функциональные.

Отделение управления от исполнительской  работы придает таким структурам вертикальное строение, а разделение полномочий, ответственности, масштабов  контроля предполагает возникновение  многоуровневых иерархических структур.

Информация о работе Организационные структуры управления