Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:31, контрольная работа
Организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие организационной структуры………………………………………..4
2. Типы, виды организационных структур и принципы их построения……...6
2.1. Типы организационных структур…………………………………………………………………………...6
2.2. Виды организационных структур…………………………………………………………………………...9
2.3. Критерии и принципы классификации типов и видов……………………17
3. Современные тенденции и инструменты построения………………………………………………………………………..19
3.1. Департамизация……………………………………………………………..19
3.2 Оптимизация сложности организационной структуры…………………...21
Заключение……………………………………………………………………….23
Литература……………………………………………………………………….25
Классическая функциональная организационная структура представлена на Рис.1. Как видно, это структура с жестким разделением функций, обязанностей. Она хороша для крупных фирм и учреждений с большим потенциалом персонала, неизменными видами деятельности. Функциональная структура проста в управлении, но инертна и не гибка, не ориентирована на нововведения, поскольку каждый специалист чувствует себя здесь в рамках организации практически незаменимым.
Рис 1. Функциональная структура управления предприятием
Комбинированные организационные структуры
Требования современности, функционирование
организации в сложном и
Один из таких примеров линейно-функциональная структура.
Основой этой структуры являются:
а) линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу, распределенную между ними, как правило, по производственному принципу;
б) обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на ресурсной основе: кадры, финансы, план, сырье, материалы и т.д.
Линейно-функциональные организационные структуры возникли в недрах фабрично-заводского управления и явились соответствующей «организационной» реакцией на усложнившееся производство и необходимость взаимодействия при изменившихся условиях с большим количеством институтов внешней среды (массовый потребитель, финансовые организации, международная конкуренция, законодательство, правительство и т.д.).
Линейно-функциональные организационные
структуры управления и России (особенно
в первой половине XX столетия) сыграли
положительную рать в период индустриализации
страны, обеспечивая рост вертикально
интегрированных организаций, разнившихся
в конечном счете в гигантские
корпорации типа отраслевых министерств,
территориально-
За рубежом это противоречие
завершалось серьезным
В России крупные предприятия
Но и такие относительно сложные структуры еще не дают возможности перехода к стратегическому планированию и управлению, не обеспечивают детальную разработку и подготовку масштабных и эффективных решений. Для решения таких задач гораздо более адекватны штабные структуры Рис.3.
Рис. 3. Штабная структура
Штабная структура включает специальные подразделения при линейных руководителях, не обладающие правом принятия решения и руководства, а лишь помогающие линейному менеджеру в выполнении отдельных функций силами штата специалистов по отдельным функциям. К чисто штабным подразделениям относятся отделы координации и анализа, органы инспекции, группы сетевого планирования, сектор социологических исследований, юридическая служба и др.
Фактически такая структура родственна функциональной структуре управления. Это подтверждается тем, что на практике руководители штабных подразделений получают права функционального руководства: планово-экономический отдел, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия, отдел качества. Но штаб выполняет особую функцию - функцию разработки стратегии.
Штабная структура обладает целым рядом преимуществ. С ее помощью осуществляется более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией отдельных категории персонала; линейные менеджеры освобождаются от необходимости глубокого анализа проблем, выходящих за пределы их компетенции; становится возможным периодически привлекать для этой работы внешних специалистов более высокого класса - консультантов и экспертов. Но она не лишена и существенных недостатков, поскольку не обеспечивает необходимом четкости в отношении ответственности, так как подготавливающий решение не участвует в его осуществлении. К тому же штабная структура может приводить к излишней децентрализации на верхних этажах управления.
Все перечисленные выше типы организационных
структур страдают недостаточной гибкостью.
Каждая из них предполагает четко
установленные связи
Однако сегодня на экономической сцене доминируют компании нового типа в быстро растущих отраслях. В их число входят такие отрасли, как робототехника, биотехнология и аэрокосмическая промышленность. В этих отраслях разрабатывается одновременно большое число проектов, весьма жестокая конкуренция аналогичными проектами, реализуемыми в других местах, жизненный цикл идеи непродолжителен. Экономическая, технологическая и конкурентная среда отличаются высокой подвижностью. В таких организациях на первый план выдвигаются разработка новой продукции, творческий подход, специальные проекты, быстрый обмен информацией и методы групповой работы с привлечением специалистов разных служб.
Из этой среды выросла и набрала популярность матричная организационная структура управления представлена на Рис.4. Матричная организационная структура предполагает привлечение специалистов из различных служб организации для работы над определенными проектами, с сохранением за ними их места в составе линейной или функциональной структуры. Другими словами руководитель проекта может взять специалистов из различных служб для работы над разработкой и организацией сбыта новой продукции.
Рис. 4. Матричная структура управления программами, проектами
Основные преимущества матричной структуры управления:
Но и матричная структура имеет свои недостатки:
2.3. Критерии и принципы классификации типов и видов
Множество типов и особенно видов
организационных структур обусловлено
большим разнообразием
Среди них можно выделить общие, особенные и частные.
К общим относятся объективные критерии: типы воспроизводства, формы обобществления и масштабы общественного развития.
К особенным: формы собственности, принципы организации управления, типы связей.
К частным: организационные формы управления (фирмы, ассоциации, концерны, акционерные и другие общества и т.д.).
Следовательно, организационные структуры можно классифицировать:
- по типам воспроизводственного цикла: как экстенсивные и интенсивные,
- по уровню обобществления - крупного и малого бизнеса, смешанные (горизонтального типа), совместные (международные), национальные и транснациональные;
- по способу принятия решений - коллегиальные и командные;
- по формам собственности - государственные, частные и различные их модификации;
- по принципам организации управления - отраслевые (межотраслевые), территориальные (региональные и федеральные), основного производственного звена и хозяйственных систем;
- по типам связей - координационные и корпоративные;
- по видам управления - линейные (командно-административные), функциональные (штабные), комбинированные (линейно-функциональные), программно-целевые (локальные, реализующие в любой структуре сопутствующую цель).
Одним из основополагающих принципов построения организационных структур является принцип выделенной компетенции. Суть этого принципа состоит в наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые закрепляются за ним в соответствии с Положением о нем. При этом, для реализации этого принципа, необходимо указанный орган, наделить соответствующими объемами ресурсов и другими источниками управленческой деятельности.
В целом основные принципы построения организационных структур, используемые современными рыночно-ориентированными фирмами, таковы:
3.1. Департаментализация
При формировании организационных
структур управления (прежде всего
государственной власти) важное значение
имеет департаментализация - особая
форма специализации и
Рассмотрим некоторые примеры департаментализации.
1. Функциональная
- для промышленной фирмы
- для исполнительных органов
власти (министерства) - функции анализа,
прогнозирования, определение
Главное преимущество функциональной департаментализации - ее эффективность.
2. Территориальная
3. Продуктовая департаментализация получила большое распространение в организациях, производящих многономенклатурную продукцию. Управление всеми операциями, например, по производству или сбыту продукции передается одному руководителю. Термин «дивизиональная организация» означает именно этот вид организационных структур управления.
4.Проектная