Организационные структуры управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Организационная структура управления – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие организационной структуры………………………………………..4
2. Типы, виды организационных структур и принципы их построения……...6
2.1. Типы организационных структур…………………………………………………………………………...6
2.2. Виды организационных структур…………………………………………………………………………...9
2.3. Критерии и принципы классификации типов и видов……………………17
3. Современные тенденции и инструменты построения………………………………………………………………………..19
3.1. Департамизация……………………………………………………………..19
3.2 Оптимизация сложности организационной структуры…………………...21
Заключение……………………………………………………………………….23
Литература……………………………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

теория управления3.docx

— 46.13 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Оптимизация сложности организационной структуры

 

Понятно и во многом справедливо  желание упростить организационную  структуру управления. Вместе с тем  ясно, что возрастающая сложность  задач требует адекватных организационных  структур. К тому же в управлении сложными социально-экономическими системами  нельзя задать единый трафарет: слишком  различаются условия, потенциал  и задачи функционирования и развития для каждой такой системы.

К примеру, в России формируется  принципиально новая государственная  структура власти на основе принципов  федерализма и местного самоуправления. Можно спорить о структуре  и численности аппарата администрации  субъекта Федерации, однако невозможно и нецелесообразно ее унифицировать  по всей России. Многие из них располагают  уникальными особенностями, имеют  характерные национальные (этнические) и эколого-географические черты. В  этих условиях любой, даже самый идеальный  структурный «трафарет» не может  их учесть.

Сложность управления связана с  нормой управляемости, которая означает оптимальное число подчиненных  на одного руководителя. На нижних уровнях, где характер работы нормирован, возможно установить высокую норму управляемости (от 15 до 40 рабочих). Однако этот показатель должен постепенно сужаться на верхних  уровнях, поскольку работа становится более творческой и в большей  степени требует непосредственного  общения. Норма управляемости имеет  ряд зависимостей.

Функциональная сложность. Чем сложнее выполняемая Функция, тем ниже норма управляемости (меньшее количество подчиненных на одного руководителя).

Потребность в руководстве. Чем большее число подчиненных нуждается в руководстве, тем ниже норма управляемости.

Потребность в координации. Чем больше потребность в координации, тем ниже норма управляемости.

Потребность в планировании. Чем больше потребность в планировании, тем ниже норма управляемости.

Помощь руководителю. Чем больше помощь оказывается руководителю, тем выше норма управляемости (больше подчиненных на одного руководителя).

Схожесть функций. Чем ближе по характеру выполняемые функции, тем выше норма управляемости.

Географическая близость. Чем меньше район ответственности, тем выше норма управляемости.

На норму управляемости влияют и другие факторы, например, компетентность руководителей и подчиненных, профессионализм, частота новых проблем, В сфере  бизнеса норма управляемости  также имеет широкий диапазон: от 1 до 80 человек и даже больше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Итак, организационная структура  представляет собой внутреннее строение организации, совокупность элементов  системы и взаимосвязей между  ними, логические соотношения уровней  управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы  обеспечить эффективное достижение целей. Особенности конкретных структур определяются окружающей средой, выбранным  уровнем централизации, вариантом  разделения труда и управления, а  выбор той или иной структуры - задачами и условиями функционирования и развития организации.

Существует два типа организационных  структур экстенсивный и интенсивный.

Основными являются линейная, функциональная и комбинированные виды организационных  структур, которые обусловлены большим  разнообразием критериев их классификации, по типам воспроизводственного цикла, по уровню обобществления, по способу принятия решений, по формам собственности, по принципам организации управления, по типам связей, по видам управления.

Основные принципы построения организационных  структур, используемые современными рыночно-ориентированными фирмами, таковы:

  • единство, четкость постановки, доступность и понятность финансовых и рыночных, маркетинговых целей по всей структуре;
  • простота структуры, в том числе малозвенность и четкость построения и управления;
  • эффективная система связей с другими подразделениями, включая обратную связь;
  • координация ответственности на высшем уровне управления компанией;
  • гибкость, приспособляемость структуры в соответствии с динамикой рынка и стратегией фирмы.

Одной из современных тенденций  построения организационных структур является департаментализация. Данная форма специализации и разделения управленческого труда, определяет  создание специализированных подразделений (департаментов) при этом управление организацией становится более удобной и продуктивной, но важно помнить, что решающим при департаментализации управленческих подразделений является нахождение на острие теоретической мысли и лучшего практического опыта разделения и специализации управленческого труда.

Также существует тенденция упрощения  организационной структуры управления. Однако возрастающая сложность задач  требует адекватных организационных  структур. В управлении сложными социально-экономическими системами нельзя задать единый трафарет: слишком различаются условия, потенциал  и задачи функционирования и развития для каждой такой системы.

Основная сложность управления связана с нормой управляемости, которая имеет ряд зависимостей, их необходимо учитывать при построении организационных структур.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 
1. Веснин В.Р. «Основы менеджмента». – М.: «ГНОМ – пресс» при содействииТД «Элит-2000»,1999г.

 
2. «Менеджмент организации». Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А.

Соломатина. - М.: Инфра - М, 1995г.

 
3. Райсс М. «Оптимальная сложность управленческих структур» // Проблемы теории и практики управления. - 1994. - №5.

 

  1.  Худяков С.С.  Общий менеджмент. - М.: 2001.

Информация о работе Организационные структуры управления