Организационные формы и методы управления сельскохозяйственным производством АПК района

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи работы. Целью дипломной работы является комплексное исследование организационных форм и методов управления сельскохозяйственным производством АПК района в условиях многообразия форм собственности и хозяйствования, выявление основных тенденций в их развитии на
примере отраслеобразующего предприятия «ЗАО Ясенские зори». Информационной базой исследования послужили годовые формы специализированной бухгалтерской отчетности предприятия за 2009-2011 гг.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
− в первой главе дипломной работы обобщены и уточнены основные теоретические и методические положения управления сельским хозяйством в современных условиях с учетом региональных особенностей развития аграрного сектора экономики;
− во второй главе курсовой работы проведена оценка и анализ деятельности «ЗАО Ясенские зори» по управлению развитием сельскохозяйственной отрасли в муниципальном образовании Ейского района;
− выявлены основные направления функционирования системы управления в АПК района;
− в третьей главе дипломной работы разработаны предложения по основным направлениям совершенствования управления сельскохозяйственным производством.

Файлы: 1 файл

Готовый к распечатке Дарина.docx

— 347.18 Кб (Скачать)

 

Платежеспособность предприятия  можно рассмотреть на основании таблицы 12

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у сельскохозяйственного предприятия собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости. В нашем случае ниже нормативного, что говорит о том, что предприятию не хватает оборотных средств для нормального функционирования. 

Таблица 12 - Экспресс-анализ платежеспособности предприятия

Показатели

2011г.

на начало года

на конец года

норматив

Наличие собственных оборотных  средств

-4 594

-6 087

 

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

-0,74

-0,81

Больше или равно 0,2

Коэффициент текущей ликвидности

1,65

1,65

Больше или равно 1,5

Коэффициент платежеспособности

0,58

0,55

1 и более

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств

0,46

0,47

Меньше или равно 0,85


 

         Следовательно финансовое положение  предприятия не устойчивое.

         Коэффициент текущей ликвидности характеризует своевременность погашения срочных обязательств. Коэффициент текущей ликвидности больше норматива. Это говорит о том, что предприятие в состоянии погашать свои финансовые обязательства. Коэффициент платежеспособности также ниже нормы. Следовательно, предприятие неплатежеспособно. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств характеризует способность предприятия рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

Показатели уровня и эффективности  производства характеризуют конечный полезный эффект от применения средств производства и живого труда, отдачу совокупных вложений.

Таблица 13 свидетельствует, что наиболее рентабельной отраслью является сельскохозяйственная отрасль растениеводства 19%, а в частности рапс и овощи по 37%, картофель 20, зерно 15. Убыточными являются выращивание плодов и ягод, но сад был заложен относительно недавно и еще не успел стать плодоносящим. Убыточна также продукция животноводства -10%, но в 2010 году этот показатель составил -15%, то есть можно говорить о положительных сдвигах, ведь производство стало менее убыточным.

Таблица 13 - Рентабельность отдельных видов сельскохозяйственной

                       продукции и хозяйства в целом за 2011 г.

Вид продукции

Количество товарной продукции, т

Товарная продукция в оценке по себестоимости, млн. руб.

Выручка от реализации товарной продукции, млн. руб.

Прибыль (+), убыток (-), млн. руб.

Уровень рентабель-ности, %

Зерно

3 216

872

1 002

130

15

Картофель

662

217

260

43

20

Рапс

683

302

415

113

37

Овощи

756

218

298

80

37

Плоды

49

59

8

-41

-0,69

Ягоды

2

6

5

-1

-17

Итого по растениеводству

 

1 693

2 012

319

19

Молоко

2 938

1 601

1 685

84

5

КРС (живой вес)

231

1 184

762

-422

-36

Лошади 

1

1

1

 

0

Продано на племенные цели и прочая продажа (живая масса,

крупный рогатый скот)

23

126

181

55

44

Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде

8

36

24

-12

-33

Рыба прудовая

0,9

2

2

 

0

Другая продукция

 

2

2

 

0

Итого по животноводству

 

2 952

2 657

-295

-10

Всего по хозяйству

 

4645

4669

24

0,5


 

В 2011 году наметился спад производства молока на 100 га с.-х. угодий и составил 91% от уровня 2010 года, на это могло повлиять снижения среднегодовой численности коров основного стада, хотя выход молока на корову возрос с 5000 кг до 5188 кг. По зерну и рапсу прирост составил 6 и 28% соответственно.

Для того чтобы получить  предварительную оценку сил  управления предприятием и ситуации на рынке, в Ейском районе предназначен SWOT-анализ по предприятию «ЗАО Ясенские зори», т.к оно считается более развитым в этом районе.

Таблица 14 - Основные показатели уровня и эффективности

             производства сельскохозяйственной отрасли

Показатели

Годы

2011г.    в %         к 2010г.

2010г

2011г

 

Произведено на 100 га с.-х. угодий:

молока, ц

691

628

91

прироста, ц

45

59

131

валовой продукции, млн. руб.(в  сопост. ценах)

6718

6938

103

Произведено на 100 га пашни:

зерна, ц

1612

1714

106

рапса, ц

155

198

128

картофель, ц

697

481

69

Произведено валовой продукции  на 100 руб. производственных затрат

124

125

101


 

SWOT-анализ должен осуществляться  ежемесячно экономической службой  для определения сильных и  слабых сторон  предприятия, а  также возможностей и угроз,  исходящих из его ближайшего  окружения (внешней среды).

Применение SWOT-анализа позволяет  систематизировать всю имеющуюся  информацию и, получая определенную картину «поля боя», можно принимать  взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса.

SWOT-анализ — это промежуточное  звено между формулированием  миссии предприятия и определением  его целей и задач.

Для того чтобы определить сильные и слабые стороны  ельскохозяйственного предприятия, необходимо:  
         1. Составить перечень параметров, по которому экономисты оценивают свое предприятие;   
         2. По каждому параметру определяется, что является сильной стороной предприятия,ачто — слабой;   
         3. Из всего перечня выбираются наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия, и заносятся в матрицу SWOT-анализа.

 

Таблица 15 - Матрица SWOT-анализа для ЗАО «Ясенские зори»

Группы

Сильные стороны

Слабые стороны

Организация, менеджмент

Уникальная система обучения новых сотрудников, позволяющая  им быстро овладеть навыками выращивания сельхозпродукции и ее переработки

Низкий уровень оплаты труда, в результате — большая  текучесть кадров. Зависимость уровня заработной платы от сезона года. Отсутствие оперативной связи между сотрудниками

Финансовая среда

Покупка  техники в  рассрочку на несколько лет под  низкий процент

Отсутствие внешних инвестиций в предприятие из-за высокого риска  аграрного бизнеса

Маркетинговая политика

Большой ассортимент товара, позволяющий устанавливать цены и скидки

Недостаточное количество крупных  постоянных клиентов


 

Как видно из таблицы 15 у предприятия есть и сильные стороны и слабые. Особое внимание уделяют слабым сторонам, пытаясь их устранить.

Но SWOT-анализ не заканчивается  на выявлении факторов влияния. Да, это важно и необходимо, но нужно  также оценить эти параметры  с точки зрения влияния их на управление предприятием. Помогут в этом нескольких вопросов: насколько высока вероятность того, что это случиться и как это может повлиять на предприятие?

Полученные данные заносятся  в матрицу SWOT.

Проведенный анализ таблица “Базовый SWOT-анализ отрасли” (Приложение 2),  является базовой основой для управления  сельскохозяйственным предприятием, которая раскрывает методику осуществления на предприятии неформализованного исследования. Опираясь на нее, экономисты предприятия могут провести глубокое, комплексное изучение всей организации. Для проведения полноценного SWOT-анализа можно:

1. Привлечь специалиста/специалистов со стороны. В этом случае можно столкнуться с типичной для России ситуацией, когда привлеченные внешние специалисты воспринимаются как ревизоры (контролеры).

Таблица 16 - Возможности и угрозы «ЗАО Ясенские зори»

Группы

Возможности

Угрозы

Спрос и предложение

Постоянство спроса на сельхозпродукцию

Неопределенность структуры  предложения

Конкуренция

Расширение ассортимента производимой продукции

Давление конкурентов

Сбыт

Выход на новые рынки

Потеря постоянных клиентов. Наличие у покупателей ограничений  в потреблении какого-либо продукта предприятия. Большая зависимость  цен на продукцию от внешних факторов

Экономическая ситуация

Привлечение инвестиций для  развития производства

Увеличение налогового давления на предприятие. Большой процент  кредитных ресурсов. Отсутствие помощи со стороны государства в необходимых  объемах

Социальная обстановка

Увеличение заинтересованности людей в работе на предприятии  путем урегулирования заработной платы  и социального пакета. Уменьшение текучести кадров

Переход опытных сотрудников  к конкурентам с более благоприятными условиями работы

Экологическиеи природные  факторы

 

Плохие погодные условия, снижающие урожай и качество продукции


 

2. Создать аналитическую группу высококомпетентных разнопрофильных сотрудников предприятия, так как одному специалисту в одиночку легко упустить какую-либо важную деталь. К тому же руководители подразделений, нередко не замечают собственных недостатков, но,как правило, хорошо видят трудности, порождаемые другими, смежными подразделениям (обеспечивая взгляд со стороны). Члены этой рабочей группы должны заполнить описанные выше таблицы. Возможна их корректировка. Затем руководителем группы составляется наиболее полный список факторов по четырем разделам: возможности и угрозы внешней среды, сильные и слабые стороны предприятия. Членами группы обсуждается полученный результат и формируется признаваемый всеми участниками согласования список факторов по каждой позиции SWOT.

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации сельскохозяйственные предприятия должны вырабатывать долгосрочную стратегию поведения. Исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию предприятия к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Предпочтительнее использовать процессный подход. Это позволитсельскохозяйственному производству формировать цели, находить способы достижения этих целей. Ведь для достижения этих целей необходима  информация, человеческие ресурсы, финансы, время, организационно-административные и материально-технические ресурсы. Не менее важной целью является и поощрение работников за качественный труд.

Информация о работе Организационные формы и методы управления сельскохозяйственным производством АПК района