Организационные формы и методы управления сельскохозяйственным производством АПК района

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи работы. Целью дипломной работы является комплексное исследование организационных форм и методов управления сельскохозяйственным производством АПК района в условиях многообразия форм собственности и хозяйствования, выявление основных тенденций в их развитии на
примере отраслеобразующего предприятия «ЗАО Ясенские зори». Информационной базой исследования послужили годовые формы специализированной бухгалтерской отчетности предприятия за 2009-2011 гг.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
− в первой главе дипломной работы обобщены и уточнены основные теоретические и методические положения управления сельским хозяйством в современных условиях с учетом региональных особенностей развития аграрного сектора экономики;
− во второй главе курсовой работы проведена оценка и анализ деятельности «ЗАО Ясенские зори» по управлению развитием сельскохозяйственной отрасли в муниципальном образовании Ейского района;
− выявлены основные направления функционирования системы управления в АПК района;
− в третьей главе дипломной работы разработаны предложения по основным направлениям совершенствования управления сельскохозяйственным производством.

Файлы: 1 файл

Готовый к распечатке Дарина.docx

— 347.18 Кб (Скачать)

3. Цель должна быть  достижимой, − чтобы служить повышению эффективности организации.

4. Чтобы быть эффективными, множественные цели организации  должны быть взаимно поддерживающими  − т. е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.

Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем эффективно их институционализирует, информирует о них и стимулирует  их осуществление во всей организации. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует  в формулировании целей и в  какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы [33, стр. 205].

Цели (критерии эффективности  коммерческой деятельности) могут подразделяться на:

1. Финансовые:

− более быстрый рост доходов;

− более быстрый рост денежных поступлений;

− более высокие дивиденды;

− более широкие пределы  получения прибыли;

− увеличение прибыли на вложенный капитал;

− повышение надежности облигаций и ставок по кредитам;

− увеличение притока денежных средств;

− повышение цены акций;

− стабильный доход в  периоды экономических спадов.

2. Стратегические:

− увеличение доли рынка;

− более высокое и надежное положение в отрасли:

− повышение качества продукции;

− снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами;

− расширение и улучшение  номенклатуры продукции;

− повышение репутации  компании среди клиентов;

− полное удовлетворение запросов клиентов.

После установления  своей  миссии  и  целей   руководство  предприятия

начинает  диагностический  этап процесса стратегического планирования.  На этом пути первым шагом является исследование внешней среды:

− оценка изменений,  воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;

− определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы;

− контроль и анализ деятельности конкурентов;

− определение факторов, представляющих больше возможности для

достижения общефирменных  целей путем корректировки планов.

Анализ внешней среды  представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению кпредприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности [9, стр. 208].

Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно  выделить в семь областей (рис. 1.3):

1.Экономические факторы.  Некоторые факторы в экономической  окружающей среде должны постоянно  диагностироваться и оцениваться,  т.к.  состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции,  международный платежный баланс,  уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

2.    Политические  факторы.  Активное  участие предпринимательских

Рис. 3 Воздействие внешней среды

 

фирм в политическом процессе  является  указанием  на важность государственной  политики  для организации;  следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов,  властей субъектов государства и федерального правительства.

3. Рыночные  факторы.  К  факторам, воздействующим на успехи  и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.

4. Технологические факторы.  Анализ технологической среды  может по

меньшей мере учитывать изменения  в технологии производства, применение электронно вычеслительных машин в проектировании и предоставлении  товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться “шоку будущего”, разрушающего организацию.

5. Факторы конкуренции.  Любая организация должна исследовать  действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов,  обзор предпосылок в  отношении конкурентов и  отрасли,  в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

6. Факторы  социального   поведения.  Эти факторы включают  меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в  обществе, движение в защиту интересов потребителей).

7. Международные факторы.  Руководство фирм,  действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа  внешней среды в процессе стратегического  планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса [9, стр. 215]:

1. Где сейчас находится  предприятие?

2. Где, по мнению высшего  руководства, должно находится предприятие в будущем?

3. Что должно сделать  руководство, чтобы предприятие  переместилось из того положения,  в котором находится сейчас, в то положение, где его хочет видеть руководство?

Анализ факторов внешней  среды можно наглядно представить  в виде таблицы профиля среды. В таблицу выписываются отдельные  факторы, которым дается экспертная оценка и направленность влияния. Далее  все значения перемножаются и  получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для  организации. По этой оценке руководство  может заключить, какие из факторов среды имеют более важное значение для организации и, следовательно, заслуживают серьезного внимания, а какие – меньшего.

Таким образом,  анализ  внешней  среды позволяет организации  создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается  в  этой  среде.  Для успешного  же планирования руководство должно иметь полное представление  не только  о  существенных внешних проблемах,  но и о внутренних потенциальных  возможностях и недостатках организации [9, стр. 217].

Руководство предприятия должно выяснить, обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон предприятия, предназначенную для выявленияее стратегически сильных и слабых сторон. В обследование входят такиефункции,  как маркетинг, бухгалтерский учет,  операции (производство),человеческие ресурсы, культура и образ корпорации. При обследовании функции маркетинга  необходимо  обратить внимание на семь областей анализа:

− конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости,  являющаяся существенной целью для компании;

− разнообразие  и качество ассортимента изделий,  которые постоянно контролируются и оцениваются высшим руководством;

− рыночная демографическая статистика,  контроль за изменениями на рынках и в интересах потребителей;

− рыночные  исследования и разработки новых товаров и услуг;

− предпродажное  и  послепродажное обслуживание клиентов, являющееся одним из слабых мест в предпринимательстве;

− эффективный сбыт,  реклама и продвижение товара (агрессивная, компетентная группа сбытовиков может  оказаться  самым ценнымсостоянием  фирмы;  творчески  направленная  реклама  и продвижение товара служит хорошим дополнением  к  ассортименту изделий);

− прибыль (ничто, даже самое лучшее, не окажется стоящим, если в результате отсутствует прибыль).

Анализ финансового  состояния  может принести пользу фирме, выявить  ужеимеющиеся потенциальные  внутренние слабости организации по сравнению  с ее конкурентами. Истоки большинства  проблем в организации кроются  в  человеческих ресурсах. Здесь  необходимо учитывать:  тип сотрудников, компетентность и подготовка руководства,  систему вознаграждений, преемственность  руководящих должностей, подготовку и повышение квалификации сотрудников,  потери ведущих специалистов и их причины, качество изделий и работу сотрудников. Культура фирмы (атмосфера  или климат в  организации)  используется для  привлечения работников  отдельных типов и для стимулирования определенных типов поведения.  Имидж  корпорации создается с помощью  сотрудников, клиентов иобщественного мнения. Культура и образ фирмы  подкрепляются или  ослабевают под  действием репутации компании [16, стр. 4-11].

Приведя внутренние силы и  слабости в соответствие с внешними угрозами ивозможностями, руководство  готово к выбору соответствующей  стратегической альтернативы для повышения  эффективности деятельности своего предприятия.

Каждый производитель  стремится выпустить товар, имеющий  большую ценность для потребителя. Ведь именно величина потребительской  ценности определяет суммарные размеры  получаемой им прибыли и запаса конкурентоспособности. Здесь действует принцип компенсации. Он состоит в том, что стремление добиться наилучших характеристик  товара в одних отношениях заставляет в какой-то мере поступиться другими  достоинствами.

Успех фирмы на рынке зависит  не только от ее готовности улучшать свою продукцию, но и от обоснованности выбора тех свойств, которые подлежат совершенствованию, а также от определения того, чем за это можно пожертвовать. Действие принципа компенсации, однако, этим не ограничивается. Оно распространяется глубже: не только на товары, но и на сами компании, которые их производят.

Действуя на рынке, компания все время вынуждена выбирать, продукцию с какими характеристиками она желает производить. И, как следствие, она должна непрерывно формировать  свой облик, следить за тем, чтобы  он был оптимальным для того бизнеса, которым она занята.

Принцип компенсации для  фирм состоит в том, что, развивая в себе одни черты, фирма утрачивает другие, за повышение эффективности  своей деятельности в одной области  расплачивается ее снижением в другой. Иными словами приспособление предприятия к обслуживанию определенных рыночных сегментов, как правило, происходит ценой утраты других сегментов рынка или уменьшения возможности добиваться успеха на них [37].

Прямым следствием  действия принципа компенсации является множественность  путей достижения успеха в конкурентной борьбе. Как не существует товара, идеального для всех потребителей, так не существует фирмы, идеальной для всех рыночных ниш.

Важнейшим источником роста  эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Для технических систем характерна жесткая функциональная интеграция всех элементов, поэтому в них  нет второстепенных элементов, которые  могут быть некачественно спроектированы и изготовлены. Таким образом, современный  уровень развития ноучно – технического процесса значительно ужесточил требования к техническому уровню и качеству изделий в целом и их отдельных элементов. Системный подход позволяет объективно выбирать масштабы и направления управления качеством, виды продукции, формы и методы производства, обеспечивающие наибольший эффект усилий и средств, затраченных на повышение качества продукции. Системныйподход к улучшению качества выпускаемой сельскохозяйственной продукции позволяет заложить научные основы промышленных предприятий, объединений, планирующих органов [37].

Выше перечисленные управленческие направления производственной стратегии предприятия в условиях рынка будут способствовать непременному росту сельскохозяйственной эффективности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ деятельности «ЗАО Ясенские зори» по управлению развитием

сельскохозяйственной отрасли в муниципальном образовании Ейский район

2.1 Деятельность «ЗАО  Ясенские зори»  по управлению развития

 сельского хозяйства в Ясенком сельском поселении Ейского района

На территории Ясенского  сельского поселения в Ейском районе располагаются  четыре предприятия и организации сельскохозяйственной направленности  - это СПК «Бейсуг», СПК «Роса», КФК «Алена» и «ЗАО Ясенские зори», из которых «ЗАО Ясенские зори» по удельному весу производимой продукции, имеющейся территории земли, валовому объему продукции и результатам сельскохозяйственной деятельности основным является «ЗАО Ясенские зори». Данное обстоятельство и стало основной причиной выбора «ЗАО Ясенские зори» объектом дипломного исследования.

Информация о работе Организационные формы и методы управления сельскохозяйственным производством АПК района