Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:30, курсовая работа
Предмет исследования – административно-организационные методы управления организацией.
Цель работы – проанализировать и рассмотреть теоретические аспекты административно-организационных методов управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить роль методов управления в управленческой деятельности;
провести сравнительную характеристику методов управления;
охарактеризовать административные методы управления;
охарактеризовать организационные методы управления.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава1. Методы управления: значение и сущность……………………………5
1.1. Роль методов в управленческой деятельности…………………...5
1.2. Сравнительная характеристика методов управления....................6 Глава2. Характеристика административно-организационных методов
управления………………………………………………………….……...10
2.1. Административные методы управления……….………………………10
2.2. Организационные методы управления…………………………………13
Заключение……………………………………………………………………… 17
Список литературы…………………………………………………………… 19
Приложение………………………………………………………………………20
3
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава1. Методы управления: значение и сущность……………………………5
1.1. Роль методов в управленческой деятельности…………………...5
1.2. Сравнительная характеристика методов управления....................
управления……………………………………………………
2.1. Административные методы управления……….………………………10
2.2. Организационные методы управления…………………………………13
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Одна из главных причин недугов «предприятий-неудачников» заключается в незаметном, а потому коварном, переходе из организационного состояния в дезорганизационное. При этом главная вина лежит как на вышестоящих, так и на нижестоящих руководителях, которые не хотели и/или не смогли найти мотивационных рычагов «сверху» и «снизу» для изменения ситуации. Главный или «ударный» инструмент менеджеров в этих случаях — административно-
Любой экономический механизм требует организаторской, распорядительной деятельности, координации усилий работников отдельных подразделений, отдельных функций, отдельных элементов управляемой системы. Через посредство административно-
Задача административно-организационно
Актуальность выбранной темы может быть аргументирована важностью проблемы и в то же время недостаточной осведомленностью многих руководителей современных предприятий о самом процессе управления, методах и современных концепциях.
Предмет исследования – административно-
Цель работы – проанализировать и рассмотреть теоретические аспекты административно-
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить роль методов управления в управленческой деятельности;
провести сравнительную характеристику методов управления;
охарактеризовать административные методы управления;
охарактеризовать организационные методы управления.
Информационную базу работы составили труды таких авторов, как Зайцев Г.Г., Куриев В.К., Фатхутдинов Р.А., Вершигора Е.Е. и др..
1. Методы управления: значение и сущность
1.1. Роль методов в управленческой деятельности
Метод – это совокупность относительно однородных приёмов, операций практического или теоретического основания действительности, подчинённых решению конкретной задачи.
Метод – регулятивная норма или правило, определённый путь, способ, приём решения задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера.
Метод управления — это метод воздействия субъекта управления на объект управления для практического осуществления стратегических и тактических целей системы управления. Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции, выполняемой услуги, организации и других объектов на внешнем или внутреннем рынке.
Анализ выше перечисленных определений даёт основание для рассмотрения методов в качестве такого понятия, который раскрывает образ действия субъекта в ходе осуществления управления. Методы отражают важную характеристику управленческой деятельности: они описывают, как осуществляется управление.
Сущность методов управления определяется характером воздействия, который обусловлен диалектическим воздействием целей организующего влияния на объект управления, спецификой деятельности и средств, используемых для ее управления.
Проанализировав данное положение, можно выстроить цепочку «цель-деятельность-средство», где до полного логического ряда не хватает такого понятия, как «результат». Результат при рассмотрении сущности методов управления обязательно подразумевается, т.к. применение последних указывает, как может быть достигнут результат.
Цель→Процессы(деятельность),
На основании того, что методы управления в своей сущности подразумевают результат, можно утверждать об их направленности на эффективное достижение результата.
Совокупность применения методов управления призвана обеспечить:
целеустремлённость коллектива;
организованность;
чёткость и слаженность работы;
оперативность и своевременность решений;
распорядительность, гибкость, дисциплинированность и инициативность.
Методы управления органически связаны с важнейшими категориями науки (законами, принципами, целями, процессами и т.д.), а их обоснованное использование создаёт необходимые предпосылки для эффективного управления организациями.
1.2. Сравнительная характеристика методов управления
В настоящее время в научной литературе раскрываются и применяются на практике три группы методов управления: административные (организационные или организационно-
Мне представляется, что общепринятая классификация методов управления не в полной мере отражает их сущность. Например, любой нормативный акт как атрибут административного метода управления, кроме административно-правовых, решает и социально-экономические вопросы, а реализация нормативного акта требует применения знаний в области психологии. Вместе с тем результаты экономического управления чаще всего отражаются или фиксируются в нормативных (административных) документах. Экономические вопросы неправомерно рассматривать в отрыве от социальных и, наоборот, социальные — в отрыве от экономических и правовых вопросов.
В основание классификации методов управления, на мой взгляд, следует положить иной признак — степень свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта. Индивидуум как объект управления может иметь следующие степени свободы:
а) ограниченную свободу, при которой субъект управления принуждает зависимый объект выполнять планы или задания;
б) мотивационную свободу, при которой субъект управления должен найти обоснованные мотивы, побуждающие объект управления к выполнению планов или заданий;
в) высокую степень свободы, при которой субъект управления должен, с использованием логики и психологии, формировать метод воздействия на относительно независимый объект управления, ставя во главу угла изучение психологического портрета управляемой личности и тенденции ее развития. Для объекта управления в этом случае удовлетворение первичных физиологических потребностей не является приоритетным, для него важнее удовлетворение высших потребностей (самореализация, самовыражение).
Исходя из рассмотренных степеней свободы объекта методы управления целесообразно подразделять на три группы: принуждения (административно-
Приведенные в таблице характеристики методов управления являются укрупненными, отражающими преобладание, или приоритет, конкретного признака по конкретной группе методов. Новизна представленной таблицы заключается в системности подхода к проблеме. Анализ соответствия характеристики конкретной системы управления приведенным в таблице рекомендациям позволит найти «узкие места» в этой системе.
Рациональное соотношение методов принуждения, побуждения и убеждения примерно следующее: 4:4:2.Объясняется это следующим:
Методы принуждения (административно-
Методы побуждения (экономические) нацелены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, инфраструктуры, качества жизни населения в соответствии с идеологией и политикой развития данной системы. Субстанцией методов побуждения являются оптимизация управленческого решения и мотивация персонала на его реализацию. Это очень сложная работа, качество которой определяет эффективность систем. В условиях рыночных отношений конкуренция заставляет инвесторов и государство оптимизировать решения и мотивы в целях повышения качества жизни населения. Поэтому роль методов побуждения в управлении эффективностью объектов оценивается примерно в 40% совокупности факторов эффективности.
Методы убеждения (социально-психологические) в управлении основаны на исследовании психологического портрета личности, мотивации ее потребностей, составляющих физиологические, духовные и социальные нужды. Структура и объем потребностей определяются характером, образованием, социальным положением и ценностями личности. Чтобы успешно управлять людьми, необходимо хорошо их знать. Методы убеждения применяются к объектам управления с высокой степенью свободы, что делает задачу еще более трудной. Легче приказывать или экономически стимулировать, чем убеждать. Чтобы умело убеждать сотрудника в необходимости качественно, в срок и с наименьшими затратами выполнить задание, субъекту управления следует знать психологические установки личности как объекта управления.
Тем не менее, факторов и условий, определяющих качество и результативность управленческих решений, значительно больше, чем факторов психологического портрета личности, которыми следует руководствоваться (учитывать) при принятии и реализации решений. Поэтому «весомость» методов побуждения примерно в два раза больше «весомости» методов убеждения.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
1. Принципы управления персоналом как исходное положение теории должны отвечать требованиям системности, комплексности и других научных подходов к управлению.
2. В условиях становления рыночных отношений усиливается роль психологических методов управления персоналом. Поэтому следует приступить к изучению параметров психологического портрета личности и принятию решений с учетом этих параметров.
3. Принятые в настоящее время альтернативные методы управления персоналом — административные, экономические и социально-психологические — следует заменить методами принуждения, побуждения и убеждения, которые построены на степени свободы личности, соотношение которых определяется условиями, например, 4:4:2.
2. Характеристика административно-
2.1. Административные методы управления
Административное воздействие направляется на контроль и регулирование деятельности посредством:
приказов,
распоряжений,
постановлений,
указаний,
инструктажей,
команды,
рекомендации и др.
Информация о работе Административно-организационные методы управления