Методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 05:57, курсовая работа

Краткое описание

Методы управления – это способы воздействия руководителя на управляемый им коллектив.
Посредством методов управления осуществляются соответствующие воздействия на экономические процессы и участников производства, чтобы обеспечить высокие конечные результаты с наименьшими расходами материальных, финансовых, энергетических и трудовых ресурсов. От степени совершенства методов управления и правильности их применения зависит уровень эффективности производства.
Совокупность методов управления изменяется в зависимости от изменения условий; возможен выбор методов управления, замена одного другим или смещение акцентов в их применении.
Методы управления тесно связаны межу собой и образуют единый комплекс. Поэтому они рассматриваются как система методов.

Файлы: 1 файл

К-Понятие, классификация и характеристика современных методов управления.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

      Методы  управления – это способы воздействия руководителя на управляемый им коллектив.

      Посредством методов управления осуществляются соответствующие воздействия на экономические процессы и участников производства, чтобы обеспечить высокие конечные результаты с наименьшими расходами материальных, финансовых, энергетических и трудовых ресурсов. От степени совершенства методов управления и правильности их применения зависит уровень эффективности производства.

      Совокупность  методов управления изменяется в зависимости от изменения условий; возможен выбор методов управления, замена одного другим или смещение акцентов в их применении.

      Методы управления тесно связаны межу собой и  образуют единый комплекс. Поэтому  они рассматриваются как система  методов.

      Любой метод управления независимо от его направленности и содержания имеет определенное организационное воздействие на коллектив, поскольку неизбежно приобретает при исполнении определенную организационную, административную форму.

      Все применяемые методы должны иметь  экономическое обоснование, нести  психологическую нагрузку, иметь организационную форму и соответствовать юридическим нормам.

      Применяемые на практике методы являются комплексными, взаимно дополняющими друг друга. В управлении важнейшим требованием является гармоничное сочетание всех методов управления. Только тогда они создают необходимые предпосылки для наиболее эффективного управления экономикой.

     Мотивация является одним из методов управления. Процесс мотивации сложен и неоднозначен. Существует большое количество разных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению.

     Цель  исследования состоит в анализе  методов управления предприятием и  возможностей их применения на предприятии.

     Цель  конкретизируется в решение следующих задач исследования:

  • раскрыть сущность понятия «методы управления»;
  • охарактеризовать классификацию методов управления;
  • провести систему современных методов управления.

 

Глава 1. Методы управления: сущность, понятие и классификация

1.1. Сущность понятия «методы управления»

     Слово «метод» греческого происхождения (methodos – в переводе означает способ достижения какой-либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

     Метод управления – это метод воздействия субъекта управления на объект управления по практическому осуществлению стратегических и тактических целей системы управления1.

     Система управления представляет собой совокупность научных подходов, функций и методов  управления, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.

     Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции, выполняемой услуги, организации и т.д. на внешнем или внутреннем рынках.

     Для достижения конечной цели субъект управления должен с одинаково высоким уровнем  качества выполнять все функции  управления, начиная со стратегического анализа и кончая регулированием. Эти функции должны выполняться с применением научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления

     Характеризуя  методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

     Направленность  методов управления выражает их ориентированность  на конкретную систему (объект) управления.

     Содержание  – это специфика приемов и  способов воздействия.

     Организационная форма – специфическое воздействие  на реально сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

     В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания (комбинации), которые  органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.

     Таким образом, метод управления – это  способ целенаправленного воздействия  на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач.

     Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов.

 

1.2. Классификация методов управления

     В настоящее время в научной  литературе раскрываются и на практике применяются три группы методов  управления:

  • административные (организационные или организационно-распорядительные),
  • экономические,
  • социально-психологические2.

     Эти группы методов управления чаще всего  рассматриваются как дополняющие  друг друга.

     Общепринятая  классификация методов управления не в полной мере отражает их сущность.

     Например, любой нормативный акт как атрибут административного метода управления, кроме решения административно-правовых вопросов решает и социально-экономические вопросы, а реализация нормативного акта требует применения знаний в области психологии или результаты экономического управления чаще всего отражаются или фиксируются в нормативных (административных) документах.

     Экономические вопросы неправомерно рассматривать  в отрыве от социальных и, наоборот, социальные – в отрыве от экономических и правовых вопросов

     В основание классификации методов управления следует положить иной признак – степень свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта.

     Индивидуум  как объект управления может иметь  следующие степени свободы:

     а) ограниченную свободу, при которой  субъект управления принуждает зависимый объект выполнять планы или задания;

     б) мотивационную свободу, при которой  субъект управления должен найти  обоснованные мотивы, побуждающие объект управления к выполнению планов или  заданий:

     в) высокую степень свободы, при  которой субъект управления должен с использованием психотехнологий формировать метод воздействия на относительно независимый объект управления, ставя во главу угла изучение психологического портрета управляемой личности и тенденции ее развития. Для объекта управления в этом случае удовлетворение первичных физиологических потребностей не является приоритетным, для него важнее удовлетворение высших потребностей (самореализация, самовыражение).

     Исходя  из рассмотренных степеней свободы  объекта, методы управления целесообразно подразделять на следующие три группы: методы принуждения; методы побуждения; методы убеждения.

     Сравнительная характеристика этих методов приведена  в таблице 1.

     Таблица 1 – Сравнительная характеристика методов управления

Признаки методов управления Группы  методов управления
Методы  принуждения Методы побуждения Методы убеждения
1 2 3 4
1. Общепринятое название группы  методов, примерно соответствующей  новой группе Административные Экономические Социально-психологические
2. Субстанция методов Директива, дисциплина Оптимизация мотивов Психология, социология
3. Цель управления Выполнение  законов, директив, планов Достижение  конкурентоспособности выпускаемых  объектов Достижение  взаимопонимания
4. Структура управления Жесткая Адаптивная  к ситуациям Адаптивная  к личности
5. Форма собственности, где преимущественно  применяются методы Государственная Корпоративная, частная, государственная и др. Частная
6. Субъект воздействия Коллектив, индивидуум Индивидуум Индивидуум
7. Форма воздействия При помощи нормативно-методических документов Мотивация Управление  социально-психологическими процессами
В. Основное требование к субъекту при  применении методов Исполнительность, организованность Профессионализм в данной области Психологическая устойчивость личности
9. Потребности, на удовлетворение  которых нацелены методы Физиологические, обеспечение безопасности Физиологические Все

потребности

10. Тип организационной структуры,  для которой в наибольшей мере  приемлемы данные методы Линейная, функциональная Проблемно-целевая, матричная Бригадная
11. Преимущественное направление управляющего  воздействия Сверху вниз Вертикальное (сверху вниз и снизу вверх) Вертикальное  и горизонтальное
12.Уровень  иерархии управления, где преимущественно  применяются методы Высший и  средний Высший, средний, низший Низший
13. Характер управленческой информации Качественная, детерминированная Качественная, стохастическая Комплексная, стохастическая
14. Стиль руководства, характерный  данной группе методов Авторитарный Смешанный Демократический
15. Тип темперамента субъекта управления Флегматик Сангвиник Сангвиник
16. То же объекта управления Сангвиник Флегматик, холерик Меланхолик
17. Тип чаще всего принимаемого  управленческого решения Решения, основанные на строгом соблюдении нормативно-методических документов и директив Решения, основанные на моделировании и комплексном  обосновании Решения, основанные на суждении, интуиции, опыте лица, принимающего их
18. Конкретные методы и способы  управления 1. Государственное регулирование экономики

2. Стандартизация  и сертификация

3. Мониторинг

экосистемы

4. Нормативно-

методическое  регулирование

системы

управления  организацией

5. Планирование, учет и контроль

1. Экономическое  стимулирование

2. Анализ  затрат, качества и др. параметров систем (фотография рабочего времени, хронометраж, анкетирование, тестирование, факторный анализ и др.)

3. Экономико-математическое  моделирование

4. Балансовые  методы

1. Мониторинг  социально-психологических процессов

2. Моделирование  социально-психологических процессов

3. Психотехнологии

4. Моральное  стимулирование

 

      Приведенные в таблице характеристики методов  управления являются укрупненными, отражающими  преобладание или приоритет конкретного  признака по конкретной группе методов. Новизна представленной таблицы заключается в системности подхода к проблеме. Анализ соответствия характеристики конкретной системы управления приведенным в таблице рекомендациям позволит найти «узкие» места в этой системе.

 

Глава 2. Характеристика современных методов управления

2.1. Экономические методы управления

     Экономические методы управления являются способами  воздействия на персонал на основе использования экономических законов  и обеспечивают возможность в  зависимости от ситуации как «одарять», так и «карать».

     Эффективность экономических методов управления определяется: формой собственности  и ведения хозяйственной деятельности, принципами хозяйственного расчета, системой материального вознаграждения, рынком рабочей силы, рыночным ценообразованием, налоговой системой, структурой кредитования и т.п. Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет, материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретение ценных бумаг (акций, облигаций) организации3.

     Хозяйственный расчет является методом, стимулирующим  персонал в целом на: соизмерение  затрат на производство продукции с  результатами хозяйственной деятельности (объем продаж, выручка), полное возмещение расходов на производство за счет полученных доходов, экономное расходование ресурсов и материальную заинтересованность сотрудников в результатах труда. Основными инструментами хозяйственного расчета являются: самостоятельность подразделения, самоокупаемость, самофинансирование, экономические нормативы, фонды экономического стимулирования (оплаты труда).

     Материальное  стимулирование осуществляется путем  установления уровня материального  вознаграждения (заработная плата, премии), компенсаций и льгот. Заработная плата является частью валового внутреннего продукта, которая отражается в себестоимости продукции и распределяется в рыночной экономике между отдельными работниками исходя из количества и качества затраченного труда, а также спроса и предложений на товарную продукцию.

Информация о работе Методы управления