Методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:09, реферат

Краткое описание

В зависимости от разнообразия функций, для осуществления которых применяются те или иные методические приемы, методы управления подразделяются на три основные группы:
• управления функциональными подсистемами;
• выполнения функций управления;
• принятия управленческих решений.

Файлы: 1 файл

Методы управления.docx

— 147.92 Кб (Скачать)

 

Методы управления – это способы воздействия управляющей подсистемы – субъекта управления на управляемую подсистему – объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей. Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно  относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.

Экономические методы управления представляют собой  совокупность способов воздействия  на экономические интересы объекта  управления, основанных на сознательном использовании требований экономических  законов. Эти методы можно подразделить на две группы:

  • методы, используемые федеральными и региональными органами;
  • методы, используемые предприятиями (организациями).

К первой группе относятся налоговые  системы и кредитно-финансовые механизмы  страны и региона, т.е. экономические  факторы внешней среды предприятия.

Вторую  группу составляют:

  • система материального поощрения работников;
  • система ответственности за качество и эффективность работы;
  • экономические нормативы функционирования предприятия (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т.д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план.

Важнейшим экономическим методом  управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого  и осуществляемое путем использования  инструментов мотивации и оптимизации  ради гармонизации отношений личности и общества. К формам экономического стимулирования относятся:

  • формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;
  • бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате;
  • участие работника в распределении прибыли организации;
  • предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставление ему льгот в оплате транспортных услуг, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха членов семьи работника, предоставление работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;
  • предоставление работнику льготных кредитов;
  • льготное страхование жизни работника и др.

Наряду с перечисленными формами  стимулирования возможно применение системы  штрафов и порицаний, снижения или  полного снятия перечисленных выше льгот.

Административные  методы управления включают:

  • систему законодательных актов страны и региона;
  • систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов предприятия;
  • систему оперативного управления (систему власти).

В систему законодательных актов  страны и определенного региона  входят законы, указы, постановления, стандарты, положения, методики и другие документы, утвержденные федеральными и региональными  органами для обязательного применения на соответствующей территории. При  определении их состава, структуры  и содержания должны учитываться  научные, теоретические и практические аспекты управления.

Система нормативных и методических документов предприятия включает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия. Эти документы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи  всех подсистем менеджмента конкретного  предприятия.

Важное значение имеет и система  оперативного управления. Существуют четыре способа реализации своей  власти руководителем, которые находятся  в диапазоне от ее прямого использования  до практически полного отказа от этого. Речь идет о распоряжениях, популяризации, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности.

Социально-психологические методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии соблюдения законодательства и требований нормативных актов.

Объектами управления социально-психологическими процессами являются:

  • личностные характеристики работников, а также их психические и психофизиологические особенности;
  • способы организации труда и рабочих мест;
  • система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;
  • информационное обеспечение и его использование;
  • система стимулирования работников;
  • морально-психологический климат в коллективе;
  • социально-бытовые условия работников;
  • инфраструктура региона.

Управление  социально-психологическими процессами включает:

  • анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов;
  • организацию выполнения поставленных задач;
  • регулирование социально-психологических процессов.

Важнейшей задачей социально-психологических  методов является обеспечение благоприятного морально-психологического климата  в коллективе. Важнейшие признаки его:

  • отсутствие давления руководителей на подчиненных;
  • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;
  • взаимная требовательность и общая ответственность;
  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
  • доброжелательная и деловая критика;
  • свободное выражение мнения при обсуждении вопросов;
  • высокая степень взаимопомощи и пр.

 

Для обеспечения благоприятного морально-психологического климата в коллективе требуются  специальные знания и умение руководителей. В качестве специальных мер следует  использовать: научно обоснованный подбор кадров, обучение и периодическую  аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов с учетом психологической  совместимости работников, социально-психологические  методы, способствующие выработке у  членов коллектива навыков взаимопонимания  и взаимодействия, соответствующий  стиль руководства.

При формировании коллектива и исследовании межличностных отношений рекомендуется  составлять социоматрицы и социограммы. Они позволяют определить отношение  членов группы друг к другу и степень  сплоченности коллектива, выявить лидера, а также установить социометрический статус и эмоциональную экспансивность работников.

Необходимо отметить, что на практике методы управления постоянно изменяются. Так, при переходе от плановой экономики  к рыночной чаще применяются экономические  методы управления. Кроме того, в  процессе демократизации общественной жизни и экономики возрастает роль человеческого фактора, поэтому  больше внимания уделяется социально-психологическим  методам.

Однако используемые в практической деятельности методы управления являются, как правило, комплексными, т.е. они  учитывают одновременно экономический  интерес, моральное и материальное стимулирование, социально-психологические  факторы. При этом отдельные методы как бы дополняют друг друга в  конкретных ситуациях, позволяют комплексно устанавливать влияние на объект управления различных факторов. В  этих условиях менеджеры всех уровней  должны уметь владеть комплексом методов управления, делать правильный выбор и применять именно те методы, которые в данных конкретных условиях являются наиболее эффективными.

Чтобы управление было эффективным, очень важно применять системную  методологию, методы системного подхода  к организации управленческой деятельности. Поскольку общество, любая его  сфера, организация, группа, личность функционирует  и развивается в качестве системы, постольку лишь применение системного подхода позволяет правильно  понять сущность любого социального  объекта, без чего невозможно осуществлять эффективное управление им. Любая  из названных систем оказывается  не суммой составляющих ее отдельных  элементов, а целостной, интегрированной  совокупностью множества взаимосвязанных  компонентов и их взаимоотношений, взаимозависимостей, которые выражаются в интегральных свойствах и функциях единого множества. В соответствии с этой отличительной особенностью социальных объектов системный подход к управлению ими применяется как способ системного упорядочения управленческих действий. Благодаря этому определяются цели и задачи управления, анализируются варианты возможных управленческих решений и выбираются наиболее эффективные из них; осуществляется структурирование управленческих действий, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов решаемых проблем, а также условия и факторы, оказывающие влияние на их решение. Управление всегда связано с решением проблемы, возникшей в процессе функционирования управляемой подсистемы. Поэтому субъект управления (управляющая подсистема), применяя системный подход, получает возможность выявить всю совокупность условий, причин и факторов, приведших к возникновению данной проблемы и ее составных частей, возможные пути и средства ее разрешения. Обычно все многообразие управленческой деятельности сводят к двум основным процессам: к управлению вещами и к управлению людьми. Но какая бы вещь ни становилась управляемым объектом - станок, машина, сооружение и т.п., - всегда так или иначе управленческая деятельность направлена, прежде всего, на людей, а не на вещи, которые люди вовлекают в процесс своего труда. Поэтому важнейшее значение в процессах управления приобретает умение руководителя работать с людьми, а это предполагает хорошее знание и применение социально-психологических методов управления. В своей сущности они состоят в целенаправленном воздействии на условия жизни людей, их ценностные ориентации и связанные с ними практические действия. Следовательно, они включают в себя влияние на социальное самочувствие, антропометрические, психофизиологические и социально-психологические особенности работников, на их предпочтения и социально-ориентационную деятельность, на эффективность и качество их труда, на мотивацию и стимулирование их деятельности, на условия их отдыха, профессионального, социального и культурного развития.

В зависимости от разнообразия функций, для осуществления которых  применяются те или иные методические приемы, методы управления подразделяются на три основные группы:

  • управления функциональными подсистемами;
  • выполнения функций управления;
  • принятия управленческих решений.

Методы управления функциональными  подсистемами в решающей степени  обусловлены структурой управляемого объекта (системы), в которой существует функциональное разделение управленческого  труда по таким видам работ, как  производство, финансы, персонал, маркетинг, инновации и т.д. В частности, в  процессе управления производственной деятельностью управляемого объекта  применяются такие методы, как  диагностика трудовых, финансовых, материальных и иных ресурсов данной системы (организации), динамики их развития и использования, возможных сценариев  их изменения в ближайшем и  более отдаленном будущем. Кроме  того, здесь применяются методы анализа  эффективной деятельности, контроля качества выпускаемой продукции, контроля использования труда, материалов, оборудования, программирования, планирования и контроля процессов производства.

В управлении функциональной подсистемой "персонал" применяются  специфические методы планирования, подготовки и использования рабочей  силы, включая управленческий персонал; подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров; построения и  функционирования системы выдвижения, перемещения, адаптации кадров и  т.п.

В управлении подсистемой "маркетинг" применяется набор методов, связанных  с изучением конъюнктуры рынка, анализом возможностей появления потенциальных  рынков, выявлением потребностей в  новых видах продукции и возможных  масштабов их производства и сбыта, проведением маркетинговых исследований и т.п.

Методы выполнения функций  управления органично связаны с  решением задач, стоящих перед управляющей  подсистемой в процессе воздействия  ее на эффективность деятельности управляемой  подсистемы на пути движения ее к намеченной цели. К их числу принадлежат специфические  способы планирования, организации, координации, контроля и мотивации деятельности.

Для эффективности управления особенно важна системная методология, которая связана с применением  методов системного подхода к  организации управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  • http://yhdgbfhjng.ru/menedgment/menedgment7.html
  • http://www.inventech.ru/lib/sociolog/sociolog0004/
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&noreask=1&img_url=www.bestreferat.ru%2Fimages%2Fpaper%2F50%2F71%2F4787150.png&rpt=simage&lr=213

Информация о работе Методы управления