Административные методы управления менеджмента в АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики, где число конкурентов практически в любой отрасли, кроме естественных монополий достаточно велико, необходимым условием выживания и успешного развития предприятия является обеспечение его конкурентоспособности. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качествам, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации, включающим в себя такие понятия, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 101.19 Кб (Скачать)

Введение

 

 В условиях рыночной экономики,  где число конкурентов практически  в любой отрасли, кроме естественных  монополий достаточно велико, необходимым  условием выживания и успешного  развития предприятия является  обеспечение его конкурентоспособности.  Это многоаспектное понятие, означающее  соответствие производимых компанией  товаров и услуг условиям рынка,  конкретным требованиям потребителей  не только по своим качествам,  техническим, экономическим, эстетическим  характеристикам, но и по коммерческим  и иным условиям его реализации, включающим в себя такие понятия,  как цена, сроки поставки, каналы  сбыта, сервис, реклама.

Динамичное изменение технологий, борьба за потребителя и качество продукции (услуг), рост конкуренции  заставляют предприятие по-новому рассмотреть  весь комплекс вопросов управления. Управленческая деятельность в современных условиях выступает как один из важнейших  факторов функционирования предприятий  и организаций. Перестройка внутрифирменного управления в последнее время  стала сердцевиной реорганизации  всего хозяйственного механизма  предприятий.

Гибкость в управлении, способность  и умение быстро перестраиваться, не упустить новые возможности, открываемые  нововведениями и рынком, в настоящее  время становятся важнее, чем прямая экономия управленческих расходов.

Рыночные отношения предоставляют  достаточные возможности для  эффективного управления предприятиями, но реальное положение дел в экономике, спад промышленного производства, негативные изменения ее структуры часто  сводят на нет все усилия в области  повышения качества управления предприятием. Однако и в этих трудных условиях идет работа по совершенствованию управления предприятиями в целом и по отдельным его функциям. Именно сейчас в сложных экономических условиях должны реализовываться сильный, целенаправленный менеджмент предприятия, основанный на критическом отборе лучших направлений различных школ и подходов к менеджменту, сложившихся к настоящему времени, и учет современных тенденций развития хозяйственного управления.

Опыт ведущих предприятий показывает, что ключ к успешной деятельности предприятия – это, прежде всего  четкая организация управления предприятием.

Специалисты по менеджменту полагают, что наиболее эффективным моментом работы организации являются умелые, продуманные действия его руководителей. Квалифицированные действия руководства  дают возможность направить в  нужное русло поведение работников, создать необходимую производственную ориентацию и возбудить мотивацию  их действий, содействовать эффективной  работе. В результате производственная деятельность коллектива приобретает  нужную целеустремленность, организованность и продуктивность. Таким образом, успех приходит тогда, когда качественное руководство порождает активное поведение работников, а их взаимодействие проявляется в эффективной производственной деятельности.

Цель исследования: рассмотреть  теоретические и практические вопросы административного метода менеджмента в СПК «Колхоз им. Черняховского» Осиповичского района, Могилевской области, основных понятий процесса управления, базовых концепций процесса принятия решений, методов управления предприятием в условиях рыночной экономики

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. рассмотреть процесс управления предприятием, раскрывая вопрос о видах процессов, их составе, об основных понятиях процесса управления;
  2. охарактеризовать организационно-экономических условийя хозяйства;
  3. провести анализ организационно-распорядительных методов воздействия, используемых в хозяйстве ;
  4. пути совершенствования организационно-распорядительных методов менеджмента.

 Объектом исследования СПК «Колхоз им. Черняховского» Осиповичского района, Могилевской области.

Методы исследования: наблюдение, анализ, обобщение, исследование.

 

  1. Теоретические основы организационно-распорядительных методов менеджмента

 

Управление – это направленное со стороны управляющего органа воздействие на объект управления с целью получения установленного результата, согласования и корректировки действий исполнителей. Оно включает предвидение, планирование, организацию, контроль и регулирование процессов исполнения работ.

Современное производственное предприятие  представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечиваются механизмом управления, устанавливающим внутренние связи  и учитывающим деятельность всех звеньев и работников предприятия  – от рабочего до директора.

Управление, в строгом смысле слова, есть воздействие на работников с  целью достижения целей, стоящих  перед предприятием и его членами. Оно базируется, с одной стороны, на многих областях знаний, таких, как  экономика и политология, социология и психология, инженерные дисциплины, статистика, а с другой – на непосредственном обобщении опыта управления различными предприятиями, организациями и  компаниями в ходе длительной истории  развития человеческой деятельности [2, с 140]

Успешное выполнение задач по совершенствованию  хозяйственного механизма и управления агропромышленным комплексом во многом зависит от квалифицированного использования  всеми руководителями и специалистами  существующей системы методов управления.

Слово «метод» означает способ познания, образ действия, порядок исследовании, прием. Применительно к управлению, метод – это способ осуществления  управленческой деятельности. Его следует  отличать от принципов управления, которые выступают как руководящие  правила и отвечают на вопрос: какими правилами должен руководствоваться  в своей деятельности руководитель и специалисты? Методы управления показывают, как, каким способом можно добиться реализации данных принципов, или каким образом руководитель может воздействовать на подчиненных для достижения поставленной задачи.

Для управления необходимо не только определить цели и задачи, но и найти  наиболее активные формы приобщения тружеников села и целых сельскохозяйственных коллективов к достижению поставленных целей и задач. Такими активными  формами для органов управления сельскохозяйственных предприятий  являются методы управления, т.е. они  являются организационно-хозяйственными инструментами в руках руководителей  и специалистов и определяются успех  управленческого процесса. [11, с 79]

Методы управления - это совокупность приемов и способ воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. [6,с 93]

Теория методов управления требует  глубокой и тщательной проработки, поскольку неправильное использование  его инструментов способно привести к тяжелым последствиям, особенно при деформациях или неправильном построении механизма управления. [9, с 74]

Множество методов  менеджмента  и разные подходы к их классификации  усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач.  Тенденция к росту числа  и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности путем классификации по определенным критериям.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).

Содержание – это специфика  приемов и способов воздействия.

Организационная форма -  воздействие  на конкретно сложившуюся ситуацию.

В практике управления, как правило, одновременно применяются различные  методы и их сочетания (комбинации). Следует отметить, что в экономической  литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления. [6, с 94]

Методы управления альтернативные и классифицируются по многочисленным признакам. Так, выделяют методы прямого  и косвенного воздействия. При использовании  первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание условий для получения определенных результатов. Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления.

Наибольшее значение имеет классификация  методов управления на основе объективных  законов, присущих систему управления, а также потребностей и интересов  лица или лиц, на которых направлено воздействие. По этому признаку выделяют экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы. [9, с 74-75]

Экономическим методам управления отводится центральное место. Это  обусловлено тем, что отношения  управления определяются в первую очередь  экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями  и интересами людей. [6 с 98]

 Действие экономических методов управления основано на материальной заинтересованности исполнителей и руководителей в результатах своего труда. Наиболее важным элементом системы экономических методов управления является материальное стимулирование. Вся совокупность материальных стимулов может быть условно разделена на две основные группы. Первую группу образуют материальные стимулы прямого воздействия, вторую – материальные стимулы косвенного воздействия. Самые распространенные материальные стимулы прямого воздействия – это заработная плата и премии.

Заработная плата представляет собой цену живого труда, которую  работодатель выплачивает своим  работникам за выполненные трудовые операции.

Премии  – это вид материального поощрения, который непосредственно зависит  от результатов труда конкретного  работника или организации в  целом. Премиальные системы закрепляются путем локального регулирования в соответствующих положениях. Положения устанавливают конкретные показатели и условия премирования, при выполнении которых у работника возникает право требовать соответствующую премиальную выплату, а предприятие обязано ее произвести. Положения о премировании определяют показатели и условия премирования с учетом задач, которые характерны для данной категории работников в процессе достижения конечного высокого результата труда. Так, рабочие премируются за выполнение производственных заданий, сбережение сырья, материалов, энергии; за рост производительности труда, повышение качества производимой продукции, освоение новой техники и технологии. В дополнение к системам оплаты труда может устанавливаться вознаграждение работникам предприятий и организаций по итогам годовой работы из фонда, образуемого за счет прибыли, полученной предприятием, организацией. Размер вознаграждения определяется с учетом результатов труда работника и продолжительности его непрерывного стажа работы на предприятии, в организации.

К материальным стимулам косвенного воздействия можно отнести все  виды материальных поощрений, которые  не связаны с непосредственной передачей  денежных средств от работодателя к  работнику. Например, бесплатные обеды, компенсации затрат на санаторно-курортные  мероприятия, выделение целевых  кредитов на приобретение жилья и  тому подобное. [13, с 36-37]

Социально-психологические методы управления направлены на высшие потребности  человека. К числу высших потребностей относятся потребности в коммуникации (т.е. социальные потребности), потребности  в уважении и потребности в  самовыражении. Методы управления, основанные на социальных потребностях и потребностях в уважении условно можно отнести  к социальной группе методов управления. Основная их цель - формирование благоприятного морально-психологического климата  в коллективе, развитие доброжелательных отношений между руководителем  и подчиненными, облегчение адаптации  для новичков. Группа оказывает существенное влияние на деятельность работников организации и их удовлетворенность. Причем указанное влияние может  быть усилено за счет следующих мероприятий:

  • обеспечение единства трудового коллектива за счет организации работы группы как единого целого.
  • участие членов группы в формировании и изменении ее состава, т.е. в отборе, обучении и ротации работников.
  • формирование формальных и неформальных норм группового поведения.
  • распределение ресурсов (заработной платы, премий и т.п.) между членами группы по коллегиальному, а не по единоличному принципу.
  • использование межгруппового соперничества для усиления внутригрупповой солидарности. [8, с 59-60]

Психологические методы предполагают раскрытие личных способностей каждого  работника, оказание помощи в их совершенствовании, что ведет к максимальной самореализации человека в трудовой деятельности. Для этого необходимо: 1) создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за причастность к порученной работе, личную ответственность  за ее результаты;2) присутствие вызова, обеспечение возможности каждому  на своем рабочем месте показать свои способности, лучше справиться с заданием, ощутить собственную  значимость. Задание должно содержать известную долю риска, но и шанс добиться успеха;3) признание авторства результата. Например, отличившиеся работники могут получать право подписывать документы, в разработке которых они принимали участие;4) высокая оценка, которая может быть личной и публичной. Суть личной оценки состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах руководству организации, представляются ему, персонально поздравляются администрацией по случаю праздников и семейных дат. В нашей стране такая практика широкого распространения еще не получила. Публичная оценка предполагает возможность объявления благодарности, награждения ценными подарками, почетными грамотами, нагрудными значками, занесения в Книгу почета и на Доску почета, присвоения почетных званий, званий лучших по профессии;5) создание атмосферы взаимного уважения, доверия, забота о личных интересах, поощрение разумного риска, терпимость к ошибкам и неудачам. Так, элементами стимулирования доверием являются: свобода планирования собственной работы, возможность самостоятельного выбора решений, доступа к общей информации, не имеющей отношения к заданию. Элементами стимулирования влиянием могут быть: включение в аттестационные комиссии, группы по разрешению конфликта, различные советы, жюри;6) предоставление всем равных возможностей вне зависимости от должности, вклада, личных заслуг, в частности в продвижении по службе.

Информация о работе Административные методы управления менеджмента в АПК