Административные методы управления менеджмента в АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики, где число конкурентов практически в любой отрасли, кроме естественных монополий достаточно велико, необходимым условием выживания и успешного развития предприятия является обеспечение его конкурентоспособности. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качествам, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации, включающим в себя такие понятия, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 101.19 Кб (Скачать)

 Объективной основой использования организационно-административных методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов.

Подход, согласно которому сфера воздействия  экономических методов расширяется  только за счет вытеснения организационно-административных методов управления, нельзя признать правомерным ни с научной, ни с  практической точки зрения, так как  механизмы их действия принципиально  различаются. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации  дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное  ему в этом право. Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и другие. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства [6, с 98]

Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, нарушение  которых рассматривается как  прямое нарушение трудовой дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. К характерным особенностям прямого  воздействия относится непосредственно  связь руководителя и подчиненного. Однако в целом, прямые методы воздействия  ведут к усилению пассивности  подчиненных, а иногда к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые  осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих  условий. [5, с 83]

Административные  методы управления имеют следующие  особенности:

    • они выражают отношения соподчиненности и действуют не через стимулирование (как экономические методы), а в принудительном порядке;
    • эти методы предписывают четкую программу действий исполнителя (задачи, порядок и сроки их выполнения, ресурсы, условия, ограничения);
    • они ограничивают свободу выбора исполнителя, за исключением самостоятельности, предоставляемой в рамках полученного задания;
    • с их использованием связано осуществление не только всех функций, но и других методов управления;
    • средства административного воздействия существенно отличаются по степени жесткости – от прямых приказов до рекомендаций и советов;
    • невыполнение административных предписаний рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет соответствующие меры взыскания. [3, с 102]

Организационно-административные методы управления разнообразны. Их чаще определяют особенности личности управляющего и управляемых, их знания, практический опыт, а также соответствующая  оценка ситуации. Они тесно связаны  с индивидуальным стилем работы любого руководителя, но изменяются в зависимости  от уровня управленческой деятельности. Выделяют три группы организационно-административных методов:

    • организационно-стабилизирующие;
    • распорядительные;
    • дисциплинирующие.

рис. 1 Классификация организационно-административных методов управления

Распорядительные и дисциплинирующие методы управления всегда используют вместе с организационно-стабилизирующими, обеспечивая регламентирование, нормирование и инструктирование.

Направления их действия следующие:

  • обеспечение стабильности организационных структур социально-экономической системы и условий их функционирования;
  • подчинение каждого процесса, протекающего в социально-экономических системах, власти.

При этом все организационно-административные (организационно-распорядительные) методы должны применяться в комплексе, способствуя стабилизации системы. Вопрос о взаимозаменяемости методов  управления неправомочен, поскольку  они имеют различную природу  и различный спектр действия и  поэтому они взаимодополняют. [7, с 47].

Регламентирование включает следующие методы управления: общеорганизационные, определяют принципы устройства предприятия и органов власти; структурные, от которых зависит структура органов власти, то есть набор звеньев и уровней управления; должностные, регламентирующие должностной статус каждого лица, обладающего властью; функциональные, определяющие порядок функционирования тех или иных властных структур и общественных организаций [9,с 82]. Распорядительное воздействие может осуществляться как в устной форме (указания, установки), так и в виде документа (приказы, распоряжения). Последнее позволяет более четко учитывать и контролировать исполнение распоряжений [16,с 68]. Проблема использования регламентирующих методов заключается в том, что во многих сферах направления регламентации слишком жестко зафиксированы, что сковывает подвижность отдельных звеньев системы. В других сферах регламентация расплывчата, а иногда вообще отсутствует [7, с 48].

Нормирование  управления основано на использовании  нормативов. Норматив – это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу. К нормирующим методам  относятся нормативы времени, численности, величины, выработки, соотносительности. Использование нормативов является исключительно важным, их недооценка может привести к тяжелым последствиям.

Инструктирование  также образует широкую сферу  действия организационно-административных (организационно-распорядительных) методов  управления. Оно включает в себя различные виды информирования (предостережение, разъяснение, ознакомление, советы и  другие). Инструктирование преследует цель ознакомить работников с последствиями  необдуманных, неоправданных или  непрофессиональных действий, способных  повлечь за собой тяжкие последствия или судебную ответственность [7, с 50].

Распорядительное  воздействие в сельскохозяйственных организациях осуществляется в форме  приказов и распоряжений, постановлений  общего собрания и собрания уполномоченных, правления, проведения планерок и совещаний.

Приказ  издается руководитель линейной службы в порядке исполнения постановлений  и распоряжений вышестоящих органов. Это письменное или устное требование руководителя к  подчиненным выполнить  определенное задание с указанием  сроков выполнения, используемых средств  и других условий. Выполнение приказа  обязательно для всех работников, к которым он относится.

Распоряжение  может отдавать каждое должностное  лицо по вопросам, которые входят в  круг его непосредственных обязанностей. Распоряжение отличается от приказа  тем, что его можно обжаловать у руководителя организации.

Постановление – это распорядительный документ коллегиальных органов, например постановление  общего собрания коллектива.

Планерка  – важнейшая форма оперативного распорядительства в сельскохозяйственных организациях. Непосредственное обращение  руководителей хозяйства со специалистами, бригадирами, заведующими фермами  и другими руководителями подразделений  позволяет получить детальную информацию о положении дел в хозяйстве и наметить план-наряд на предстоящий период.

Производственное  совещание – одна из форм оперативного распорядительства. Хорошо организованные собрание, совещание и заседание  – эффективный рычаг управления, поскольку позволяют одновременно информировать подчиненных об итогах работы, распределять задания, согласовывать  сроки выполнения работ, обсуждать  различные варианты решений, поощрять передовиков и т.д. Совещание следует  созывать лишь в тех случаях, когда  действительно необходимо коллективно  решать ряд вопросов. Следует помнить, что объем информации, которую получает руководитель на совещании, не всегда оправдывает отрыв от работы большого числа специалистов [12, с 48].

Функциональное  назначение организационно-стабилизирующих  методов заключается в установлении долговременных организационных отношений  и связей в системах управления между  исполнителями управленческих работ (отдельными людьми и их группами), а  также между самостоятельными субъектами хозяйствования на договорной основе.

Функциональное  назначение распорядительных методов  заключается в действиях субъектов  управления, направленных на устранение возникающих отклонений от запланированного, установленного режима функционирования организации-системы, выработку и  осуществление реакции на внешние  и внутренние изменения ситуации или среды, в которой протекает  жизнедеятельность фирмы.

Дисциплинирующие  методы предназначаются для недопущения  в будущей деятельности отклонений от установленного режима работы организации. При этом подбираются способы, которые  призваны исключать несоблюдение трудовой, производственной и технологической  дисциплин, режима трудового распорядка и других нарушений. Главное внимание здесь концентрируется не на определении  меры вины и наказания работников, а на выявлении глубинных причин сложившейся ситуации, выработке  действенных и реальных способов неповторения нарушений в дальнейшей работе.

Успех использования  организационно-административных методов  управления определяется тем, что применяемое  воздействие должно:

  • быть правомочным, предельно ясно и четко сформулированным;
  • не подавлять активности подчиненных, не сковывать их мелочной опекой;
  • учитывать предел загрузки сотрудника, не допуская избыточности адресуемых ему поручений, а также уровень его компетентности;
  • не оставлять сомнений в правильности отдаваемого распоряжения;
  • не противоречить ранее данным по тому же вопросу указаниям или распоряжениям вышестоящих субъектов управления (если они не противоречат закону);
  • подвергаться своевременной корректировке, если отданные ранее распоряжения оказались ошибочными или не совсем удачными [10, с 98].

Организационно-административные методы управления базируются на:

  • системе законодательных актов страны;
  • системе нормативных документов вышестоящих структур управления;
  • системе разрабатываемых в организации, фирме и т.п. планов, программ, заданий;
  • системе оперативного управления.

В систему законодательных  актов страны входят государственные  законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции, методы и другие документы, утвержденные высшими управленческими  структурами (Президентом, парламентом, правительством) для обязательного  применения на территории всей страны.

Система нормативных документов вышестоящих управленческих структур включает в себя стандарты, положения, инструкции, методики, постановления  коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством этих государственных  органов, и действующие во всех организациях, учреждениях и т.п., объединенных данным министерством или ведомством.

Система разрабатываемых  в данной организации, фирме и т.п., планов, программ, заданий имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффективности ее функционирования [14, с 59].

Таким образом, организационное воздействие руководителя на процесс управления – это, по сути, влияние руководителя на коллектив  в целом и личность в частности. Чаще происходит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу  в коллективе и не вызывать нежелательных  эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения или стрессов, что  исключает всякое взаимоотношение  управляющей у управляемой систем [1, с  38].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика организационно-экономических  условий  СПК «Колхоз им. Черняховского» Осиповичского района Могилевской области

     

«Колхоз им. Черняховского» Осиповичского района Могилевской  области расположен в 35 км от районного  центра г. Осиповичи. Центральная усадьба  расположена в д. В.Бор. Ближайшими пунктами сдачи сельскохозяйственной продукции и  материально-технического снабжения являются г. Осиповичи, г. Бобруйск, г. Слуцк, ОАО «Райагротехснаб» г.Осиповичи.

В  2002 г решением Могилевского исполнительного комитета «Колхоз им. Черняховского» реформирован в ОСПК «Колхоз им. Черняховского». Летом 2008 г. была проведена реорганизация хозяйства путем присоединения СПК « Колхоз «Птичь».

    Осиповичский  СПК «Колхоз им. Черняховского»  является юридическим лицом, имеет  самостоятельный баланс, имеет право  от своего имени приобретать  имущественные и неимущественные  права и обязанности, быть истцом  и ответчиком в суде. Осиповичский  СПК «Колхоз им. Черняховского»  в своей деятельности руководствуется  законодательством РБ и уставом  предприятия.

Информация о работе Административные методы управления менеджмента в АПК