Методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент предполагает достижение целей управления через эффективную работу людей путем мотивации их трудовой деятельности.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы методов управления 4

1.1. Сущность и классификация методов управления 4

1.2. Экономические методы управления 9

1.3. Административные (организационно-распорядительные)методы управления 19

1.4. Социально-психологические методы управления 23

Глава 2. Анализ методов управления (на примере предприятия супермаркет «Кировский») 27

2.1. Характеристика объекта исследования 27

2.2. Оценка применения методов управления 29

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию применения методов управления 35

Заключение 38

Список литературы 40

Файлы: 1 файл

методы управления курсовая.docx

— 86.91 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические  основы методов управления 4

1.1. Сущность  и классификация методов управления 4

1.2. Экономические  методы управления 9

1.3. Административные (организационно-распорядительные)методы  управления 19

1.4. Социально-психологические  методы управления 23

Глава 2. Анализ методов управления (на примере предприятия  супермаркет «Кировский») 27

2.1. Характеристика  объекта исследования 27

    2.2. Оценка применения методов управления 29

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию применения методов  управления 35

Заключение 38

Список литературы 40

 

Введение

Менеджмент предполагает достижение целей управления через  эффективную работу людей путем  мотивации их трудовой деятельности. Изучение данной науки позволяет получить конкретные знания и практические навыки в постановке и обосновании целей управления и мобилизации усилий персонала для достижения требуемых целей, дает возможность принять научно-обоснованные решения, систематизировать работу кадров, управлять предприятиями организациями как целостными системами.

Управление, как известно, представляет собой осознанную целенаправленную деятельность людей, с помощью которой  они упорядочивают и подчиняют  себе окружающий мир.

Необходимость в управлении возникает по мере появления целей, достижение которых требует коллективных усилий. В современном обществе необходимость  менеджмента обусловлена такими факторами, как ускорение научно-технического прогресса, ориентация производства на потребителей, возрастание значения непроизводственной сферы, в частности коммерческой деятельности.

Цель курсовой работы –  разработка рекомендаций по совершенствованию применения методов управления.

Задачи для достижения цели:

  1. Изучить теоретические основы методов управления
  2. Провести анализ применения методов управления в супермаркете «Кировский»
  3. Выявить направления совершенствования применения методов управления.

 

Глава 1. Теоретические основы методов управления

1.1. Сущность и классификация методов управления

 

Методы  управления – это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей.

Методы управления многообразны, но их воздействие на персонал предприятия  в целом и на каждого отдельного работника опосредованно мотивацией.

В поведении людей  важную роль играют потребности и интересы. Осознанные потребности побуждают  к действию. Совокупность потребностей, на достижение которых направлена деятельность людей, определяет мотивационную направленность методов управления: экономических, организационно-распорядительных и  социально-психологических.

Экономические методы управления предполагают материальную мотивацию, т.е. ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Таким образом, использование экономических методов управления связано с формированием плана работы и контролем за его осуществлением, а также с экономическим стимулированием труда, т.е. с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.

Организационно-распорядительные методы управления базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п. В управлении эта мотивация играет весьма существенную роль. Она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при котором распоряжение руководителя обязательно для исполнении подчиненным. Несоблюдение этих отношений подчиненным влечет за собой применение санкций (замечание, выговор, увольнение и т.п.).

Властная мотивация создает  необходимость условия для организации и взаимодействия, а сами организационно-распорядительные методы управления призваны обеспечить эффективную деятельность системы управления любого уровня на основе ее оптимальной организации. Эти методы охватывают организационное планирование, организационное нормирование, инструктаж, распорядительство и контроль. К организационно-распорядительным методам на макроуровне можно отнести законодательные акты, которые регулируют права и обязанности объектов управления и создают рамочные условия для функционирования предприятий. Властная мотивация, заложенная в основу организационно-распорядительных методов, опирается на возможность принуждения.

Однако, как показывает практика, применение только материальных и властных мотиваций не позволяет в полной мере мобилизовать творческую активность персонала и каждого работника  на достижение целей организации.

Для достижения максимальной эффективности управления необходимы духовные мотивации, на которые опираются социально-психологические методы управления. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности. Моральная мотивация отличается собой сложностью и тонкостью. Ее конечный эффект определить трудно, но ее результаты весьма значительны.

Методы управления воздействуют обычно комплексно на все перечисленные  виды мотивов, поэтому не следует  противопоставлять эти методы друг другу, подразделяя их на главные и второстепенные. Напротив, их надо рассматривать в единстве и взаимосвязи, ибо их комплексное использование способствует оптимальному достижению поставленных целей.

Система методов управления представлена в таблице №1.

Таблица №1

п/п

Наименование группы методов управления

Специфика группы

Наименование подгруппы

Наименование методов

1

Экономические методы управления.

Воздействие на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей или заданий  и на вознаграждение за их выполнение

1.1.Экономические методы, применяемые на макроуровне.

 

 

 

 

 

1.2.Экономические методы, применяемые на уровне предприятия.

 

 

 

 

 

 

1.3.Экономические методы, применяемые на уровне отдельного работника

Прогнозы; национальные программы; государственные заказы; налоговая  политика; ценовая политика; финансово-кредитная  политика; инвестиционная политика

 

Планирование: балансовый метод; нормативны метод; аналитический метод; математическое моделирование

Коммерческий расчет: хозяйственный  расчет; самоокупаемость; самофинансирование

 

Методы поощрения (заработная плата, премирование и т.д.)

Методы наказания (штрафы, начеты и т.д.)

2

Оганизационно- распорядительные методы

Базируются на властных и  правовых мотивациях и обеспечивают повышение эффективности работы фирмы за счет лучшей организации  деятельности работников и подразделений

2.1.Методы организационного  воздействия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Методы распорядительного  воздействия

Регламентирование (правовые методы: законодательные акты, устав, положения о подразделениях и  т.п.)

Организационное нормирование (стандарты, типовые схемы управления и др.)

Организационное стимулирование (перемещение в должности, предоставление дополнительных прав и функций и т.п.)

 

Инструктирование (инструктаж, методические указания, инструкции)

Приказы; резолюции; указания; разъяснения

3

Социально-психологические методы

Совокупность приемов, используемых в науках, изучающих деятельность человека и межличностные отношения

3.1.Методы широко применяемые в кадровом менеджменте

 

3.2.Методы исследования  специалистами для решения экстренных  проблем

 

3.3.Методы активного обучения

Тестирование; анкетирование; интервьюирование; беседа; опрос

 

 

Открытое наблюдение; эксперименты

 

 

 

 

 

Деловые игры; управленческие ситуации


 

1.2. Экономические методы управления

 

Как уже отмечалось выше, экономические методы управления базируются на материальных интересах людей. Эти методы используются на разных уровнях управления: на макроуровне, т.е. на уровне национальной экономики в целом, на микроуровне, т.е. на уровне предприятия (организации), и на уровне индивидуума, отдельного работника.

Экономические методы управления на макроуровне выступают как государственное регулирование экономики.

Государство в современных  условиях вынуждено регулировать экономическое  развитие страны. Этого требуют уровень  развития производства, научно-технический  прогресс, охрана природы. Поэтому государство  привлекает крупные научные центры и университеты к разработке прогнозов на перспективу (15-20 лет) по наиболее актуальным проблемам. Данные этих прогнозов имеют ориентировочный характер, но они позволяют выработать стратегию государства на перспективу, а в необходимых случаях приступить к разработке и реализации национальных программ, которые в отличие от прогнозов имеют четко выраженную целевую ориентацию, директивный характер, определенность во времени.

Принимая государственную  программу, правительство страны обычно определяет цели и приоритеты экономического развития и стимулирует их достижение с помощью государственных заказов, налоговых льгот, инвестиций, льготного  кредитования, дотаций и цен.

Главным инструментом государственного регулирования можно считать  госзаказы, выдаваемые в рамках национальных программ. Они гарантируют, как правило, высокие цены, сбыт продукции, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень прибыли.

Разработка прогнозов, национальных программ и государственных заказов  свидетельствует об использовании  элементов планирования на макроуровне.

Логика планирования предусматривает  определение потребностей общества в продукции и услугах, определение  ресурсов, необходимых для их производства, и увязку потребностей и ресурсов. Увязка ресурсов и потребностей осуществляется при помощи балансового метода планирования, когда формируются и поддерживаются натурально-вещественные трудовые и финансовые пропорции. Плановый баланс представляет собой обычно экономическую таблицу, в которой показатели сгруппированы в два раздела- «ресурсы» и «распределение», причем между этими частями баланса должно быть достигнуто равенство. Примером использования балансового метода на макроуровне может служить главный финансовый баланс страны- государственный бюджет, при помощи которого увязываются доходы и расходы государства.

Наряду с балансовым методом  в планировании широко используется нормативный метод. Суть этого метода в обосновании плановых заданий и показателей нормами и нормативами. При этом сами понятия «норма» и «норматив» по своему экономическому содержанию не идентичны. Норма - эта, как правило, предельно допустимая, абсолютная величина расходов материальных, трудовых или финансовых ресурсов на определенные планом цели (например, норма расхода сырья на единицу продукции), а норматив характеризует обычно количественную меру связи между показателями плана и является относительной величиной (например, норматив рентабельности).

Важным инструментом государственного регулирования являются инвестиции, т.е. совокупность затрат, реализуемых  в форме долгосрочных капиталовложений в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства.

Существенным экономическим  рычагом, используемым на всех уровнях  управления, является кредитование. Кредитование выражает отношения между кредитором и заемщиком. Кредит, как известно, представляет собой ссуду в денежной или товарной форме, которая выдается на условиях возвратности и обычно с уплатой процента.

Применение экономических методов на микроуровне имеет определенную специфику. В частности, внутрифирменное планирование имеет следующие особенности:

  1. оно должно иметь системный характер, т. е. рассматриваться как система, все элементы которой должны быть ориентированы на достижение общей цели;
  2. должно быть партисипативным, т. е. в плановой работе должно принимать участие все работники предприятия;
  3. должно быть непрерывным, т. е. планы предприятия должны систематически приходить на смену друг другу;
  4. должно быть гибким, т. е. оно должно быстро и адекватно реагировать на изменения во внутренней и внешней среде, а для этого на предприятии должно предусматриваться резервы.

Механизм планирования на уровне предприятия предусматривает  следующие направления практической деятельности:

  • разработка планов-целей, которые представляют собой набор количественных и качественных показателей, характеризующих желаемое состояние предприятия через определенный период времени;
  • разработка планов для повторяющихся ситуаций, которые исходят из стабильного состояния внутренней и внешней среды;
  • разработка планов для решения специфики проблем (например, планы перепрофилирования предприятия, планы реконструкции, планы осуществления новых проектов).

Информация о работе Методы управления