Методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент предполагает достижение целей управления через эффективную работу людей путем мотивации их трудовой деятельности.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы методов управления 4

1.1. Сущность и классификация методов управления 4

1.2. Экономические методы управления 9

1.3. Административные (организационно-распорядительные)методы управления 19

1.4. Социально-психологические методы управления 23

Глава 2. Анализ методов управления (на примере предприятия супермаркет «Кировский») 27

2.1. Характеристика объекта исследования 27

2.2. Оценка применения методов управления 29

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию применения методов управления 35

Заключение 38

Список литературы 40

Файлы: 1 файл

методы управления курсовая.docx

— 86.91 Кб (Скачать)

Планирование предусматривает  заблаговременное принятие решений. Оно  устанавливает связь между существующим положением дел на предприятии и  тем, которое должно быть достигнуто в будущем, что даст возможность  реализовать предоставляющиеся  возможности и свести к минимуму будущий риск.

Место планирования среди  других методов управления определяется, во-первых, тем, что результаты планирования непосредственно определяют содержание остальных функций управления, во-вторых, тем, что именно на этом этапе формируются  цели предприятия и определяются средства достижения этих целей.

Таким образом, планирование способствует упрощению достижения целей предприятия путем:

  1. устранение отрицательного эффекта неопределенности внешней и внутренней среды предприятия;
  2. сосредоточения внимания руководителя на главных задачах организации;
  3. достижения эффективного функционирования предприятия за счет оптимального распределения ресурсов;
  4. облегчения организационной, мотивационной и контролирующей деятельности руководства предприятия.

Для достижения различных  целей разрабатывается система  планов. В зависимости от того, достижению каких целей служат планы, можно  выделить следующие виды планов: стратегические, текущие(тактические и оперативные) и проекты.

Таким образом планирование осуществляется посредством системы планов, в которую входят долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы.

Долгосрочные  планы составляются на 5-10 и 10-12 лет, они имеют стратегический характер и отражают глобальные цели и основные этапы их достижения. В этих планах точно не определяют, каким образом организация будет достигать своих целей, а только определяют общую политику и генеральное направление деятельности организации, устанавливают приоритеты и распределяют ресурсы. Они должны учитывать состояние и перспективы развития внешней среды, а также собственные преимущества и недостатки, т. е. внутреннюю среду организации.

Краткосрочные планы имеют тактический характер, они разрабатываются на различные календарные сроки- до одного года включительно. Показатели планов предельно конкретны.

Для увязки стратегии и  тактики используют среднесрочные планы, которые составляются на три года или пять лет и охватывают все основные деятельности фирмы (производство, маркетинг, финансы, кадры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

Применение планирования:

  • улучшает координацию действий в организации;
  • позволяет организации учитывать быстрые изменения во внешней среде;
  • делает возможным реализацию благоприятных возможностей для организации;
  • улучшает информационный обмен в организации;
  • способствует оптимальному распределению ресурсов;
  • четко очерчивает обязанности и ответственность персонала;
  • стимулирует работников к лучшему исполнению своей работы, а менеджеров- к большей обоснованности и реализации собственных решений;
  • улучшает контроль в организации.

В процессе внутрифирменного планирования широко используются балансовый и нормативный методы. Так, на уровне предприятия для обоснования  плановых заданий и показателей  широко используются различные нормы  и нормативы, например нормы выработки, нормы обслуживания, нормы армотизации и т.п. во внутрифирменном планировании часто применяются материальные балансы, которые позволяют устанавливать пропорции между ресурсами и потребностями в различных видах сырья, материалов, топлива. Эти балансы составляют по типовым схемам:

 

 

 

Схема материального баланса

Ресурсы

Распределение

1.Остатки на начало  планового периода

2.Внешние поступления

3.Резервы

1.Производственное потребление

2.Реализация на сторону

3.Резервы

4.Остатки на конец планового  периода

Итого

Итого


 

Внутрифирменное планирование является инструментом, способствующим принятию оптимальных управленческих решений. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в  рамках процесса планирования: распределение  ресурсов, адаптация к внешней  среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

Распределение ресурсов- включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких, как фонды, управленческие кадры и технологический опыт.

Адаптация к внешней  среде охватывает все действия, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и возможным опасностям, выявляя соответствующие ситуации и обеспечивая эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Планирование преуспевающих предприятий имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем воздействия с правительством и обществом в целом и т.д.

Внутренняя координация- это координация деятельности организации, учитывающая ее сильные и слабые стороны с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций в организациях.

Организационное стратегическое предвидение предусматривает систематическое развитие мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте позволяет организации корректировать свое стратегическое направление и повышать профессионализм в области стратегического менеджмента. Устойчивый успех организаций обеспечивается постоянным стремлением руководства учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее.

В современных условиях, когда организациям приходится добиваться своих целей в условиях динамичной, изменчивой и часто неопределенной среды, управление должно осуществляться планомерно на основе концепций стратегического менеджмента.

Важным экономическим методом, используемым на уровне предприятия является коммерческий расчет. Этот метод предусматривает покрытие расходов доходами и получение предприятием прибыли от результатов хозяйственной деятельности.

Специфической формой коммерческого  расчета для многих государственных  предприятий в нашей стране был  хозрасчет.

Хозрасчет- это метод хозяйствования, который предполагает, что государственное предприятие функционирует на основе самоокупаемости и даже предусматривал определенную экономическую обособленность и самостоятельность предприятий, а также рентабельную их работу.

Выделялись различные  виды хозрасчета: самоокупаемость, самофинансирование и полный хозрасчет.

Самоокупаемость- это безубыточность, т.е. предприятие покрывает свои расходы своими доходами и только.

Самофинансирование предполагает, что предприятие не только покрывает свои расходы доходами, но и после этого у него еще остается прибыль, достаточная для дальнейшего развития производства и социального развития коллектива.

Полный хозрасчет предполагает самофинансирование, а также предусматривает отчисления от прибыли предприятия на содержание вышестоящего органа и государства.

В настоящее время хозрасчет  как метод хозяйствования на многих государственных предприятиях в  России становится неосуществимым из-за их низкой рентабельности или даже убыточности.

В условиях рыночной экономики  на уровне предприятия широко используются методы, приемы и понятия финансового  менеджмента, в частности такие  категории, как прибыль, цена компании, предпринимательский риск и др.

Получение прибыли является одной из основных целей предпринимательской  и коммерческой  деятельности. Как  известно, прибыль- это превышение доходов  от продаж товаров и услуг над  затратами на производство и продажу  этих товаров. Прибыль исчисляется  как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении. Прибыль служит исходным пунктом  определения цены компании.

Цена  компании - комплексный показатель, который характеризует доходность, перспективы и положение фирмы на рынке. Цена компании исчисляется по формуле:

PC=P/R∙100-W,

где PC- цена компании; P- годовая прибыль; R- средняя норма ссудного процента; W-балансовая оценка фирмы (компании).

Предпринимательский риск - это возможность наступления события с отрицательными последствиями в результате определенных решений или действий. На уровне фирмы при принятии управленческих решений обычно учитываются три вида предпринимательского риска: производственный, коммерческий и финансовый.

Производственный  риск связан с осуществлением производственной деятельности, т.е. с производством продукции или услуг. К причинам производственного риска относятся возможное снижение предполагаемых объектов производства, рост затрат на выпуск товаров, уплату повышенных налогов и т.п.

Коммерческий  риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг. К основным причинам коммерческого риска можно отнести снижение  объема реализации в результате изменения конъюнктуры, повышение закупочных цен, потери товаров в процессе обращения, рост издержек обращения и др.

Финансовый риск - это риск, возникающий при взаимодействии предприятий с банками. Обычно он измеряется отношением заемных средств к собственным средствам предприятия. Чем больше величина этого показателя, тем сильнее зависимость предприятия от кредитов.

Важнейшую роль в экономическом  управлении предприятием принадлежит  цена- это не только денежное выражение  стоимости, но и экономическая категория, служащая для косвенного измерения  величины затраченного на производство товара общественного труда, а также отражение количественного соотношения спроса и предложения.

Использование экономических методов управления в целях индивидуальной мотивации трудовой деятельности работников проявляется при оплате труда. Существуют две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная.

Повременная оплата труда зависит от отработанного времени и на государственных предприятиях определяется в соответствии с 18-разрядной тарифной системой, а на приватизированных предприятиях оговаривается при заключении контракта при найме на работу.

При сдельной форме оплаты труда вознаграждение становится в прямую зависимость от выполненной работы.

Для усиления заинтересованности персонала в результате работы организации  используется премиальная система. При этом размер и порядок выплаты премиального вознаграждения увязываются обычно с результатами работы, выраженными экономическими показателями: объемом производственной продукции, объемом товарооборота, размером полученной прибыли или дохода и т.п.

В акционерных обществах  все большее применение получает практика распространения части  акций среди работников предприятий, что должно усиливать заинтересованность персонала в результате работы предприятия, ибо если предприятие работает рентабельно, то его работники получают дополнительно  к заработной плате и премиям  часть прибыли в виде дивидендов по имеющимся у них акциям.

 

1.3. Административные (организационно-распорядительные)методы управления

 

Организационно-распорядительные методы управления занимают важное место  в общей системе инструментов научного руководства. Сущность этих методов  заключается в осуществлении  субъектом управления практических мер, направленных на обеспечение согласованного поведения отдельных элементов  объекта управления с целью достижения оптимального результата.

Организационно-распорядительные методы позволяют осуществлять прямое воздействие на управляемый объект и повышать эффективность функционирования всей системы за счет лучшей организации  управления.

Основу организационно-распорядительных методов управления составляют законодательные  и нормативные акты. Так, новый  Трудовой кодекс Российской федерации  создал рамочные условия для управления персоналом в условиях рыночной экономики. В соответствии с этим Кодексом законодательно определяются возможности социального  партнерства в сфере труда, основные права и обязанности сторон при  заключении трудового договора, продолжительность  рабочего времени и времени отдыха работников, порядок оплаты и нормирования труда, а также гарантии и компенсации, предоставляемые работникам.

На основании законодательных  актов создаются базовые документы, регламентирующие деятельность предприятия: устав предприятия, положения о  подразделениях и службах и т.п.

Организационно-распорядительные методы могут оказывать влияние, как на материальные, так и на социальные интересы людей, обеспечивая тем самым определенную мотивацию их поведения. С помощью этих методов достигается четкое распределение прав и обязанностей в аппарате управления, обеспечиваются дисциплина и организованность в работе, осуществляется координация трудовой деятельности.

Информация о работе Методы управления